Христос между Люцифером и Ариманом

"Силы Люцифера и Аримана захлестывают мир, и человек должен через Христово сознание стать существом, которое как бы сидит в лодке, а ее постоянно качают волны Люцифера и Аримана, по она, тем не менее, должна найти свой путь через море, живая субстанция которого состоит из Люцифера и Аримана. Человек должен провести свою Христову ладью через это море".

13.У1.1915. (159)

"Люциферические существа, принесшие человеку свободу, дали ему также возможность эту свободу употребить свободным образом для прозрения в понимании Христа. Тогда в огне Христианства просветляются и очищаются люциферические духи, а то, что через них впало на Земле в грех, обращается из греха в благодеяние".

22.11.1909. (107)

"Если бы человек захотел получить объяснение своей духовной сущности вне совместной жизни с Сущностью Христа, то это увело бы его из собственной действительности и ввело бы в ариманическую. ...В тех, кто требует строгой охраны откровения веры от проникновения в него человеческого познания, лежит бессознательный страх того, что на таких путях человек

Может подпасть ариманическому влиянию. Это должно быть понятно. Но нужно бы также понять и то, что славе и истинному признанию Христа служит переживание со Христом полного благодати излияния духовного в человеческую душу".

(26) Афоризмы 115- 117

Человеческая душа проходит правомерное развитие в мире чувств. Наперекор ему работают люциферические существа. "Они хотят вырвать чувствующую душу из условий человеческой деятельности, ...они как бы подстерегают все, что есть в этом мире душевного (чувствующего), дабы извлечь это из мира чувств и включить в свою собственную мировую область, схожую с их природой".

"Порог духовного мира", гл. 5. (17)

Люциферические существа ненавидят Землю, стремятся спиритуализировать человека и лишить его земного влияния. Для этого они постоянно "стараются интеллект, которым мы обладаем как люди, сделать автоматическим, подавить в нас свободную волю. ...Они стремятся сделать нас чистыми духами, которые не имели бы собственного интеллекта, а только космический интеллект без собственной воли, в котором автоматически протекали бы мышление и деяния".

21.1Х.1918 (184)

"Гетевский Мефистофель есть не кто иной, как образ Аримана".

1.1.1909. (107)

"Существа, обусловливающие овеществление чувственного мира, получают название ариманичсских. ...их подлинная область находится в царстве минерального. ...Относительно высших царств ариманические существа имеют задачу вызывать в них смерть".

"Порог духовного мира", гл. 4. (17)

"...Ариман хочет удержать мышление в физически-чувственном мире и сделать из него тени, схемы в чувственном мире, чтобы для элементарного ясновидения оно было видимо как шмыгающие тени".

25.У1П.1913. (147)

Архангелы - Духи Народов

"...подумайте о человеческом эфирном теле в лоне эфирного тела Духа Народа; подумайте затем о взаимодействии эфирных сил народного и человеческого, а далее о том, что эфирное тело народа отражается в народном темпераменте, в смеси темпераментов отдельных людей, и вы подойдете к тайне выступления вам навстречу из лона народа, во всем своем своеобразии, самого Духа этого народа".

8.У1.1910. (121)

"Архангел, ведущий народ, чужд личным переживаниям человека, связанным с восприятиями его чувств. Но здесь существуют посредники ...Ангелы".

9.У1.1910. (121)

"Архангелы ведают вхождением человека в тот или иной народ. И если отношение человека к Архангелу односторонне, то человек включается в народность в соответствии не со своим внутренним душевным существом, а мировым порядком. В этом случае люди в каком-либо народе соединяются внешне, например, на основе языковой общности, и легко подпадают импульсам шовинизма, национализма".

7.Х.1921.(207)

Архангелы, ведущие народы, изживают себя в гении речи.

22.Х.1921.(208)

ПРИМЕЧАНИЯ к книге II

1 С.М.Соловьев. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984, стр. 20.

2 Там же, стр. 38.

3 Там же, стр. 89.

4 М.М.Щербатов. Сочинения. СПб, 1898, т.II, стр. 133.

5 Симптоматичен сам процесс перехода власти к Петру. До него, как известно, правила царица Софья руками своего фаворита князя Василия Голицина. Их сторонники, встревоженные усилением молодого Петра, призывают их принять какие-нибудь меры, чтобы не допустить его до трона, на который он, в общем-то, прав не имел. Но Голицин, сам много лет стоявший под действием темного двойника самодержавия, почувствовал смену "патрона", сделался апатичным и полностью капитулировал перед молодым претендентом, хотя знал заранее, что это будет стоить ему жизни. Именно победа ариманических сил над люциферическими, произошедшая за кулисами внешней власти, обусловила успех Петра.

6 Ж.-Ж.Руссо. Об общественном договоре. М., 1906, стр. 72.

7 М. Клочков. Население России при Петре Великом. СПб, 1911, т.1, стр. 83. Главными причинами разорения дворов было: 1) взятие в рекруты, работники и мастеровые - 20%; 2) бежало - 35%; 3) умерло - 30%; 4) прочие - 15%.

8 Р.Штайнер. Лекция от 14 ноября 1914 г. ИПН 158.

9 R.Steiner-M.Sivers. Briefwechsel und Dokumenten. 1901-1925. Dornach, 1967.ga 262.

10 Р.Штайнер. Лекция от 23 окт. 1905 г. ИПН 93.

11 Р. Штайнер. Лекция от 5 окт. 1911 г. ИПН 131.

12 Р. Штайнер. Лекция от 3 июля 1920 г. ИПН 198.

13 Р. Штайнер. Лекция от 30 июля 1918 г. ИПН 181.

14 Р. Штайнер. Лекция от 4 ноября 1904 г. ИПН 93.

15 Н.И. Новиков и его современники. М., 1961, стр. 423.

16 А.И. Соколова. Северный сфинкс. СПб, 1912.

17 См. Н.Я.Эйдельман. Грань веков. М., 1982, стр. 56-58. Там рассказано, как эти анекдоты возникали и что было в действительности.

18 Текст "Рассуждении" опубликован в сборнике "Вспомогательные исторические дисциплины". М., 1974, вып. 6, стр. 266-267.

19 Цитир. по книге: Н.Я. Эйдельман. Грань веков, стр. 74-75.

20 См. "Цареубийство 11 марта 1801 г. СПб, 1907, стр. 13.

21 Р. Штайнер. Лекция от 3 ноября 1918 г. ИПН 185.

22 Р. Штайнер. Лекция от 19 июня 1917 г. ИПН 176.

23 Е.С. Шумигорский. Император Павел I. СПб, 1907, стр. 199. Декабрист Фонвизин опровергает утверждения об английском золоте тем, что лорд Уитворд (англ. посланник в Петербурге; он первым распустил слух о том, будто Павел безумен, а прежде находил в его поступках "что-то рыцарское, откровенное") "слишком известен по строгой честности и благородным правилам своим, чтобы можно было подозревать его в таком коварном и безнравственном действии...".

24 Он выбился в люди благодаря тому, что, будучи молодым и красивым, понравился престарелой императрице и стал ее фаворитом. Однако, если все равно признать существование в том кругу каких-либо конституционных намерений, то и тогда не следует представлять их себе идущими далее тех олигархических претензий, о которых говорил Пушкин.

25 Цареубийство 11 марта 1801 г., стр. 86.

26 Н.Я. Эйдельман. Грань веков, стр. 302.

27 См. об этом: P.tradowsky. Каspаr Наuser oder das Ringen um den Geist . Dornach /Schweiz, 1980.

28 Могут возразить, что и Павла с колыбели отняли у матери и воспитывали особым образом. Его, в отличие от Александра, держали в тепле, даже кутали, так что впоследствии он был чувствителен к простуде. На это можно ответить, что согласно духовнонаучным сообщениям Р.Штайнера о воспитании ребенка, тепло как раз является тем элементом, в котором и должно совершаться развитие ребенка, если желают, чтобы оно было здоровым. Можно, конечно, и переусердствовать, и тогда ребенок будет легко простужаться, но это лишь физиологический момент. По характеру же Павел был подвижным, жизнерадостным и общительным ребенком. В отношении Александра, как мы показали, была применена целая система вредных мер. Даже чрезмерно раннее обучение ребенка иностранным языкам, как об этом говорит Р.Штайнер, ослабляет в детях чувство внутреннего равновесия, а именно на это и было направлено все в системе воспитания Александра.

29 Письмо приведено Н.К.Шильдером в книге "Император Александр I", СПб, 1897, т. 1, стр. 277.

30 А.С. Пушкин. "Заметки по русской истории". Поли. собр. соч., т. 1, изд. "Академия", 1936, стр. 256.

31 Н.К. Шильдер. Император Николай I. СПб, 1903, т. 2, примечание 519.

32 См. Н.Я. Эйдельман. Грань веков, стр. 212-218.

33 В.Ф. Одоевский. О литературе и искусстве (статьи). М., 1982, стр. 135-136.

34 А.В. Никитенко. Записки и дневники, т. 1, 1893, стр. 359.

35 А.С. Хомяков. Поли. собр. соч., Прага, 1867, т. 2, стр. 86.

36 Д. С. Мережковский, питавший большую симпатию к декабристам, но фатально не видевший "кулис" (что, кстати сказать, впоследствии трагически отозвалось и на его личной судьбе; см. в этой связи "Дневники" Зинаиды Гиппиус и др.), приводит, тем не менее, в романе "Александр I" весьма примечательный диалог между Луниным и кн. Голицыным.

Лунин Голицыну: "- Как вы полагаете, будет ли принято Обществом содействие... Посмотрел на него и кончил решительно: - Содействие святых отцов Иисусова ордена?

- Иезуитов?

- Да, иезуитов. А что? Удивляетесь, что умный человек говорит глупости? Погодите, не решайте сразу. Ваш ответ важен для меня, - важнее, чем вы может быть думаете. ... за судьбы мира борются сейчас две силы великие: грядущее восстание еще небывалое, - всемирное войско рабочих, 1е зос1аИ5те... не знаю, как сказать по-русски. О Сен-Симоне слышали?

- Кое-что слышал.

- Мы с ним в Париже виделись, - продолжал Лунин, - говорили о России, о Тайном Обществе, он тоже готов нам помочь и ждет нашей помощи. Это - сила человеческая, а другая - божеская: непостижимая мысль, соединившая царство и священство в одном человеке: "да будет един Царь на небеси и на земли - Иисус Христос", как в вашем же катехизисе (Тайного общества) сказано. А ведь это и наша мысль, Голицын, - мысль Рима...

- Нет, Лунин, мысль Рима не наша, наш Царь Христос, а не папа

- Не все ли равно? Папа - церковь, а церковь - Христос Ну, потом, потом слушай же обе эти силы к нам идут, хотят соединиться в нас И неужели не захотим? Неужели откажемся?

Говорил еще долго, объясняя свой план соединение церквей, и папа - вождь восстания русского, восстания всемирного, глава освобожденного человечества на пути к Царству Божьему

- Я верю, - говорил Лунин, что Бог спасет Россию, а если и погибнет она, то гибель ее будет спасеньем Европы, и зарево пожара, который испепелит Россию, - зарей освобождения всемирного"

37 Бестужев на допросе признавался, что содействовал достижению цели, "не видя, что самый успех наш был бы пагубен для нас и для России Но мне предопределено было раскрыть глаза уже в оковах" Сожалел о содеянном и Сергей Муравьев Апостол Он просил помиловать его и испытать на каком-нибудь трудном деле Его однако казнили (в 28 лет), и тут встает вопрос а кто были судьи? Определенно, это не была молодежь, а люди зрелые, способные шире смотреть на вещи Так почему же весь процесс над декабристами был повернут в одну единственную сторону кто злоумышлял против особы императора? Почему не обнажили они тех, известных им, кулис, благодаря которым молодежь была введена в заблуждение? Не могли не понимать они и того, какой резонанс (не на пользу России) во всей Европе, а не только в России вызовет казнь молодых людей, совершивших в общем то лишь преступление мысли Поэт Вяземский писал в 1826 г "По совести нахожу, что казни и наказания не соразмерны преступлениям, из коих большая часть состояла в одном только умысле"

38 В. В. Кандинский О духовном в искусстве Нью-Йорк, 1967, стр. 86-87, 52

39 См журнал "Старые годы" Июль-сент 1 907

40 Мы относим в примечание последнее соображение, касающееся личности Александра Иванова Известно, что в конце жизни его посетили тяжелые сомнения относительно прожитых лет В 1857 г он даже поехал в Лондон за советом к Герцену и в беседе с ним будто бы высказал такую мысль "я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, жизнь мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеал" Герцен в ответ радостно обнял художника, но по поводу чего была его радость - неизвестно Совета же он никакого не дал и идеала не указал, да и не мог указать Но как нам понять это настроение Иванова? Скорее всего, оно возникло по той причине, что говоривший через художника Дух разрушил оковы его прежнего ортодоксального верования, ибо в акте творчества возвел его к истокам эзотерического Христианства Осознать же творимое им, Иванов все же не смог

И еще одна догадка возникает в этой связи Мы сформулируем ее в виде вопроса В результате столь продолжительного и интенсивнейшего сосредоточения на сюжете картины не соединилось ли само "я" творца с его творением? На эту мысль наводит то, даже немного шоковое впечатление, о котором говорят многие, пережившие встречу с картиной в первый раз Она вовсе не натуралистична и, в то же время, обладает какой-то повышенной реальностью Интересно также и то обстоятельство, что художник скончался от холеры через несколько недель после того, как картина была выставлена в Петербурге на всеобщее обозрение, он даже не успел получить назначенную за нее сумму денег Пусть этот вопрос обдумают те, кто прорабатывал цикл лекций Р Штайнера о 5-м Евангелии

Еще в картине обращает на себя внимание тот факт, что лик Христа определенно имеет сходство с тем образом Христа, который Р Штайнер дал на эскизе к своей скульптурной группе, созданной на основе сверхчувственного созерцания.

41 При этом не только сохранено, но даже усилено, особенно в последние десять лет, все темномагическое действие этих ритмов Об этом нелегко говорить вслух, поскольку все здесь подается под знаком моды и снобизма, подведен и некий теоретический базис, терминология полуварварского происхождения Однако, если хоть на миг сдернуть эти завесы, которые держатся лишь массовым внушением, то обнаружится совсем тривиальный факт, что, например, победно шествующая по всему миру дискотека, как будто бы не знающая ни национальных, ни религиозных, ни политических границ, на самом деле есть лишь миниатюрная модель преисподней У сибирских шаманов, в атавистических культах Африки она функционировала и сто, и двести лет тому назад, при этом куда с большим эффектом, если говорить о трансе и стадности сознания Придет время, и мираж рассеется Велико же будет изумление людей, когда они осознают, чем жили целое столетие Однако кроме изумления останутся и колоссальные изъяны, потери в цивилизации

В. Ф. Одоевский писал в свое время "каким образом музыка существует в нашем веке? в нашей положительной эпохе она совершенная невозможность, нелепость'

Вся так называемая бравурная музыка, вся новая концертная музыка - следствие этою направления (материализма), еще шаг, и Божественное искусство обра1илось бы просто в фиглярство, - темный дух времени уже близок был к торжеству, но ошибся музыка так сильна своею силою, что фиглярство в ней не долговечно'" (Русские ночи)

Увы - печально восклицаем мы, потомки Одоевского, - тот роковой шаг сделан, и фиглярству не видно конца, ибо "темный дух времени" набрал такую силу, какой не могли предвидеть прозорливые умы XIX в Вторжение Аримана в музыкальное выражается в тупом ударном ритме, имеющем чисто механический характер Он буквально вколачивает в материю душевный элемент, а в общем то - даже само "я", ибо музыка связана с "я" Люциферическое живет в этих ударах благодаря тому, что они часто имитируют удары бича или ног по лежащему на земле телу и тем вызывают психологические ассоциации С другой стороны люциферический элемент взвивается вверх в истерическом пении на высоких нотах или в истонченном звучании инструментов К этому следует еще добавить электрический принцип звучания и совершенно непомерную громкость С помощью всех этих средств душа буквально разрывается надвое и в нее бес препятственно вползают духовные существа самого темного рода, не исключено, что это азурические существа, более опасные, чем ариманические

42 Р Штайнер Лекция от 25 марта 1922 г ИПН 211

43 Там же

44 Р. Штайнер Лекция от 25 авг. 1911 г ИПН 129

45 Р. Штайнер Лекция от 4 янв 1918 г ИПН 180

46 Р. Штайнер Лекция от 10 февр 1914 г (ИПН 148) и от 25 авг. 1911 г (ИПН 129)

47 Здесь и далее см лекцию Р Штайнера от 22 авг. 1911 г и четвертую главу книги "Христианство как мистический факт" (ИПН 8)

48 Р. Штайнер Лекция от 11 сент. 1923 г ИПН 350

49 Р. Штайнер Лекция от 25 марта 1922 г ИПН 211

50 Там же

51 Р. Штайнер Очерк тайноведения, гл IV ИПН 13

52 Р. Штайнер Лекция от 27 авг. 1911 г ИПН 129

53 Там же

54 В.В. Зеньковский История русской философии, ч III, стр. 148

Прочитавший эту книгу с особым вниманием мог бы получить немалый социальный опыт. Книга довольно насыщенная по содержанию, в ней можно встретить немало значительных мыслей, характеристик (в первом очерке мы цитировали одну из них в связи с Чаадаевым). Но, к сожалению, не это оказывается в ней главным. Автор довольно успешно воспользовался гетевским советом: "обдумай "что", но более обдумай "как", но совершенно в иных, чем у Гете, целях. И вот об этом "как" необходимо сказать несколько слов. Зеньковский подходит к истории развития русской мысли как анатом к трупу. Он не исследует ее, а "препарирует", расчленяет на отдельные элементы и элементики и к каждому (как латинское название к мышце) прикрепляет этикеточку: от кого и откуда эта мысль заимствована. Совершив подобную работу, автор в конце своего труда как бы отбрасывает в сторону ланцет, вытирает руки и спрашивает нас: так где же Бог в этой секуляризованной культуре? И поскольку читатель, благодаря операции Зеньковского, Его действительно не увидел, то ему остается лишь сделать вывод: культура невозможна вне церковной ограды. Так весьма ловко автор создает в своей книге аллюзию (что это такое, см. лекцию Р.Штайнера от 1 янв. 1919; ИПН 187). Читатель-материалист найдет в книге массу интересных для него фактов, а остальное оставит без внимания - оно покажется ему не убедительным, но и не навязчивым. Читатель-идеалист, но не владеющий философией профессионально, не справится с обилием материала и вынужден будет принять его подачу на веру. К конечному выводу автор его подтолкнет, но не ранее, чем будет проделана вся подготовительная работа в его подсознании. Кто желает убедиться в правильности наших слов, может поставить один небольшой опыт. Пусть он возьмет у Зеньковского то место, где он говорит о мировоззрении Одоевского (стр. 146-156, ч. 1) и сравнит это с тем, что стоит у самого Одоевского в "Русских ночах" и "Психологических афоризмах", а также в письмах и статьях по эстетике. Будет совсем не трудно увидеть, сколь тонко производит Зеньковский подмену. Благодаря ей духовный облик Одоевского совершенно стушевывается, и остаются: заурядный эпигон, все мысли которого сплошь у кого-нибудь заимствованы, да еще назидательно поднятый палец Зеньковского: не смейте искать духа вне церкви, лишь в ней вы найдете все, что нужно для вашего спасения; вот русская культура посмела ослушаться, а что из того вышло? пустое блуждание!

55 Р. Штайнер. Лекция от 9 июня 1910 г. ИПН 121.

56 См. сборник: "Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.". М., 1972, т. II, стр. 172.

57 Там же, стр. 172.

58 Там же, стр. 171-172.

59 Там же, статья "Сущее или существующее", стр. 169.

60 Там же, стр. 168-171.

61 Там же, стр. 171.

62 В.Ф. Одоевский. Русские ночи, стр. 241.

63 Там же, стр. 198.

64 И в этом Одоевский был не одинок. В 1824 г. проф. Д.М. Велланский писал ему: "... в 1804 г. я первый возвестил российской публике о новых познаниях естественного мира, основанных на теософическом понятии, которое хотя значилось у Платона, но образовалось и созрело в Шеллинге".

65 В.Ф. Одоевский. Русские ночи, стр. 182.

66 Многими другими чертами Одоевский обнаруживает себя как эзотерика, причем нового, розенкрейцерского типа. Так, у него определенно имеется прозрение в действие люциферических и ариманических сил в человеческой природе и в общественных отношениях. В "Психологических заметках" имеется такая мысль: "Знание и сообразование с одним прошедшим ввергает человека в летаргию; знание и сообразование с одним будущим ведет к беспредметной деятельности, следственно, вредной, ибо вред в некотором смысле есть не что иное, как следствие деятельности, направленной к цели, отдаленной от настоящего момента". В "Русских ночах" (ночь 6-я) Одоевский выражается еще откровеннее: "У враждебной силы две глубокие и хитрые мысли: первая - она старается всеми силами уверить человека, что она не существует, и потому внушает человеку все возможные средства забыть о ней; а вторая - сравнить людей между собой как можно ближе, так сплотить их, чтобы не могла выставиться ни одна голова, ни одно сердце...".

67 Д.В. Веневитинов. Собрание сочинений. М., 1934, стр. 254, 301, 305.

68 Д.С. Мережковский. М.Ю.Лермонтов - поэт сверхчеловечества. Полн. собр. соч, т. XVI, М., 1914, стр. 160-161. Эта статья - лучшее из всего, что написано о Лермонтове.

69 Там же, стр. 184.

70 Там же, стр. 200.

71 Там же, стр. 196.

72 Там же, стр. 202.

73 Д.С. Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. Полн. собр. соч., т. XV, стр. 308.

74 Э.Л. Радлов. Очерки истории русской философии. СПб, 1920, стр. 56.

75 В.Ф. Одоевский. Русские ночи, стр. 221.

76 P.Christoff. An introdiction to XIX-century Russian slavophilism. Mouton, 1961, p.10.

77 И.В. Кириевский. Сочинения. М., 1861, т.1, стр. 241.

78 Ю.Ф. Самарин. Сочинения, т. V, стр. 55.

79 И.В. Кириевский. Сочинения. М., 1911, т. 1, стр. 245.

80 Ю. Самарин. Предисловие ко 2-му тому "Сочинений" А.Хомякова.

81 См. Э.Л.Радлов. Очерки истории русской философии.

82 К.С. Аксаков. Собрание сочинений, т. 1, стр. 595.

83 А.С. Хомяков. Сочинения, т. 1, стр. 240.

84 Д.С. Мережковский. Л.Толстой и Достоевский. СпБ, 1910, стр. 128, Т.П.

85 С.Г. Нечаев (1847-1882) происходил из мещанской семьи, получил начальное педагогическое образование и некоторое время работал учителем. В связи с участием в студенческих беспорядках был вынужден бежать в Швейцарию, где встретился с М.А. Бакуниным и И. П. Огаревым. Они отправили его снова в Россию с заданием создать там революционное общество. Нечаев начал в Москве с организации так называемых "пятерок", конспиративных групп, описанных Достоевским в "Бесах", а затем создал организацию "Народная расправа". Дисциплина в ней была настолько диктаторская, что вызвала протест со стороны некоторых ее членов. Один из них (Иванов) был за это убит по указанию Нечаева. Программа и принципы общества были изложены в "Катехизисе революционера", написанном под влиянием идей и прокламаций Бакунина. В "Катехизисе" говорилось: "наше дело - страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение... соединимся с диким разбойничим миром, этим истинным и единственным революционером в России". Далее "Катехизис" определял иерархическое устройство организации, согласно которому революционеры делились на несколько разрядов; последний разряд рассматривался как некое "сырье" для революционной деятельности, рекомендовалось только экономнее его расходовать. Допускалась иезуитская тактика, освящавшая все средства. "Поганое общество", которое нужно было разрушить без всякой пощады, подразделялось на шесть категорий. Первая из них осуждалась на немедленное уничтожение; ко второй были отнесены те, кому "даруют только временно жизнь, чтобы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта"; в третью категорию было включено "множество высокопоставленных скотов... (с) влиянием и силой", их следовало "сделать своими рабами"; в четвертую - "государственные честолюбцы и либералы", их предписывалось "компрометировать до нельзя... и их руками мутить государство"; в пятую - доктринеры, конспираторы "праздно глаголящие", их необходимо толкать на практические дела, где последует "бесследная гибель большинства"; в шестую группу входили женщины, разделенные, в свою очередь, на три подгруппы. См. Ф.М.Достоевский. Поли. собр. соч. в 30-ти томах. 1975 г. Изд. "Наука", т. 12, "Наброски 1870-1872 гг", отдел примечаний, стр. 192-195.

86 Цитировано по кн.: Н.Я. Эйдельман. Герцен против самодержавия. М., 1973, стр. 311.

87 М.Гершензон. История молодой России. М., 1908, стр. 200.

88 Р. Штайнер. Лекция от 13 ноября 1918. ИПН 184.

Но все это, продолжает далее в лекции Р. Штайнер, лишь подготовление к духовнонаучному созерцанию, склонное к галлюцинациям. Оно должно быть соединено с образным созерцанием природы. Тогда мы поднимемся и над иллюзорным естествознанием и над галлюцинаторной духовной жизнью.

89 Вл. Соловьев. Собрание сочинений, т. 1, стр. 285-287.

90 Вл. Соловьев. Собрание сочинений, т. IX стр. 188.

91 Р. Штайнер. Лекция от 1 янв. 1922. ИПН 210.

92 Воспоминания о русском художнике П.А. Федотове. СпБ, 1853, стр. 4-5.

93 Р. Штайнер. Лекция от 17 июня 1909. ИПН 107.

94 Р. Штайнер. Лекция от 26 февр. 1911. ИПН 127.

95 Р. Штайнер. Лекция от 28 февр. 1911. ИПН 124.

96 Н.Ф. Федоров. Философия общего дела. Издана в одном томе: Сочинения, М., 1982, См. всю первую часть.

97 Д.С. Мережковский. "Земля во рту". Полн. собр. соч, т. XV, стр. 167, 172.

98 Там же, стр. 176, 174.

99 К.А. Свасьян. Голос безмолвия. Ереван, 1984, стр. 159-160.

100 А. Белый. Воспоминания о Блоке (1922-1923), стр. 155.

101 М. Woloschin. Die Giune Schlange. 1954, S. 191. Stuttgart.

102 J.R.R.Tolkien. The Lord of the Rings. London, 1996.

103 Приведем некоторые высказывания Р.Штайнера, в которых он характеризует 8-ю сферу.

В лекции от 23.XI. 1919 (ИПН 194) он говорит, что мы, как люди, принадлежим к 4-й сфере развития, которая есть земной зон. Наши Творцы - Духи Формы - принадлежат к восьмой сфере развития, которой мы достигнем в зоне будущего Вулкана. "Но обе эти сферы мы должны представлять себе совмещенными, проникающими одна сквозь другую... так что мы живем не просто в 4-й сфере, но одновременно и в 8-й благодаря тому, что в ней живут наши Божественные Творцы". Однако в ней живут еще ариманические и люциферические существа.

Люцифер и Ариман в борьбе с Духами Формы постоянно стараются оторвать от Земли минеральную субстанцию и формируют из нее то, что, как они надеются, позволит им увлечь 8-ю сферу на свой путь. Особенно острая борьба идет за наиболее благородную субстанцию нашего мозга и черепа. Если бы у них все шло гладко, то они "в определенный момент уничтожили бы Землю и все мировое развитие перевели в 8-ю сферу и повели бы его другим путем". Поэтому нам надлежит возвышать мысли, отличать добро от зла. Особенно супостаты стараются уловить моменты, когда свободная воля преобразуется в атавистическое ясновидение. То, что при этом образуется, уносится ими в 8-ю сферу и творит ее призраки. "Когда наивные люди полагают, что достигли бессмертия... отрываются части их душевного существа и препарируются для 8-й сферы". Особенно эффективно подобная деятельность развивается на спиритических сеансах. (ИПН 254. См. также ИПН93-аи 172).

104 P. Штайнер. Лекция от 20 октября 1918. ИПН 185.

105 Р. Штайнер. Лекция от 7 августа 1920. ИПН 199.

106 Р. Штайнер. Лекция от 5 октября 1917. ИПН 292.

Наши рекомендации