Работа над заданиями учебника (с 69)
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Тихо мальчики за парты сели,
Тихо девочки за парты сели.
На меня все посмотрели.
Ребята, сегодня урок особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведём.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
Речевая разминка. У каждого ученика на парте лежит распечатка с текстом.
- Ребята, давайте мы с вами начнём с тренировки, потренируем наш речевой аппарат на речевой разминке. У вас на партах лежат распечатки. Давайте сейчас каждый про себя прочтёт, чтобы понять о чём идёт речь в тексте, а потом потренируемся все вместе. Читайте каждый сам про себя, спокойно и внимательно. (Ребята читают про себя). Все прочитали? Хорошо.
Чтение учителем.
А теперь давайте прочтём вместе.
Ручеёк.
Ручеёк – журчалочка,
Пой, пой!
Завертелась палочка –
Стой, стой!
Козочка копытцами –
Брык – брык!
Хорошо напиться бы:
Прыг – прыг!
Окунула мордочку –
Хлюп – хлюп!
И пастух на жёрдочку –
Туп – туп!
У него есть дудочка,
Ой – ой!
Дудочка погудочка,
Пой – пой!
И запела дудочка –
Триль – трюль!
Все вороны каркают –
Кра – кра!
И лягушки квакают –
Ква – ква!
Ручеёк журчалочка-
Буль – буль!
Где же теперь палочка?
Триль – трюль.
Л. Квитко.
На доске вывешена скороговорка «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки»
- А теперь, ребята, давайте потренируемся на скороговорке.
Чтение учителем, медленно правильно для примера. Затем все вместе. Можно спросить желающих.
Проверка домашнего задания.
Ребята, дома вы должны были выучить стихотворения. Давайте проверим как вы подготовили домашнее задание. Кто хочет ответить?(Прослушивание стихов).
Постановка целей урока.
- Догадайтесь, какое растение могло о себе так рассказать, если бы умело говорить:
Кактус
Страшными иголками
Смолоду покрыт.
- Я ведь родом
Из пустыни,
Где песок
Весь день
Не стынет
И нигде
Среди песка
Ни реки,
Ни ручейка.
Потому я
Зол
И лют,
И верблюды,
Познакомившись со мной,
Проходили
Стороной.
Хоть я полон
Вкусным соком,
Да грожу
Колючим боком.
От колодца
До колодца
Караван
Идёт
Три дня,
Если б я
Не стал колоться,
Живо съели бы
Меня!
Дети: Это кактус!
- Верно, это кактус. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Р. Сефа. Одно из них – «Кактус».
Изучение нового материала.
Первичное восприятие стихотворения учащимися.
-Ребята, закройте глаза и представляйте себе то, о чём я буду вам читать.
Чтение произведения учителем.
2. Проверка первичного восприятия
- Ребята, скажите, с каким настроением автор рассказывает нам об истории этого растения? Вам в помощь на доске висит словарик настроений. Для ответа воспользуйтесь им.
Почему вы так решили? Что нам об этом говорит?
Вторичное восприятие стихотворения учащимися.
- Откройте учебник и прочтите это произведение про себя (Дети читают). Во время чтения отмечайте слова, которые будут вам непонятны.
Анализ произведения.
Вопросы:
- Какие слова вам были непонятны?
- Сколько прошло времени с момента этой истории?
- Где рос кактус?
- Что мучило кактус?
- От чего погибал кактус?
-Что однажды сказал кактус?
-Кто жил под большим кустом?
Работа над заданиями учебника (с 69).
Почему стихотворение «Кактус» поэт закончил предложением о еже?(Ответы детей)
Что общего у кактуса и ежа?(Ответы детей)
Чем они похожи?(Ответы детей)
Ребята, а читали ли вы похожие произведения, которые начинались бы словами:
- Это было так давно….Давным давно…Правда это или нет….?
Которые бы рассказывали о том, как и откуда появились какие-либо животные, традиции, предметы.
Обычно такие произведения называют легендами.
- Похоже это стихотворение на легенду? Почему вы так решили? Как можно назвать это стихотворение по-другому? («Как появились ежи».) Кто-нибудь знает, что такое легенда?
Легенда – поэтическое предание о каком–нибудь историческом событии.