Принципы написания сочинения

Как писать сочинение или эссе?

С чего начать работу над частью C на экзамене?

Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления. В экзаменационных тестах есть подсказки: например, в определении авторской позиции, или темы текста, или его идеи вам поможет задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п.

Задание А29 поможет в определении стиля и типа речи, а задание В8 подскажет, какие средства были использованы. Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет сочинение!!!

Критерии оценки задания С

Максимальное количество – 21 баллов.

- Выявлена ли проблема текста (0-1)
- Комментарий по поводу проблемы (0-2)
- Позиция автора (0-1)
- Изложение собственного мнения и его аргументация (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного)
- Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)
- Точность, богатство и выразительность речи (0-2)
- Соблюдение орфографических норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
- Соблюдение пунктуационных норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
- Соблюдение языковых норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
- Соблюдение речевых норм (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок)
- Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) (0-1)
- Фактические ошибки (0-1)

Шаблоны композиции сочинения

Шаблон 1

Используется, если вы подробно излагаете позицию автора и аргументы большие по объему.

1 абзац:
- проблема;
- комментарий по проблеме;
2 абзац:
- позиция автора;
- Согласие или несогласие с позицией автора;
3 абзац:
- аргумент №1;
4 абзац:
- аргумент №2;
5 абзац:
- заключение.

Шаблон 2

Используется, если аргументы большие по объему.

1 абзац:
- проблема;
- комментарий по проблеме;
2 абзац:
- позиция автора;
3 абзац:
- Согласие или несогласие с позицией автора;
- аргумент №1;
4 абзац:
- аргумент №2;
5 абзац:
- заключение.

Шаблон 3

Используется, если аргументы небольшие по объему.

1 абзац:
- проблема;
- комментарий по проблеме;
2 абзац:
- позиция автора;
- Согласие или несогласие с позицией автора;
- аргумент №1;
- аргумент №2;
3 абзац:
- заключение.

Главные правила при написании сочинения!

1. Не начинать сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».
2. Следить за логикой изложения.
3. Следить за речью. Помнить, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).
4. Не считать свою точку зрения единственно правильной, соблюдать корректность в суждениях, вступать с автором в уважительный диалог.
5. Не забывать, что сочинение – рассуждение о достоинствах текста.
6. Избегать в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;
7. Не показывать свое невежество, изменяя имя или отчество писателя, если нет уверенности – лучше написать как-нибудь по-другому: Кто не знает Достоевского?.. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват» заставляют читателей сопереживать героям…
8. Не навязывать свою точку зрения, а доказывать ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;
9. Рассуждать, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности: Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…
10. Не искажать цитаты, взятые из текста.

Принципы написания сочинения

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно сформулировать двумя способами:

а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием: проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды
б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием: Можно ли переоценить роль книги в жизни человека? Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

Комментарий по проблеме (актуальность). В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:

1. Актуально ли то, о чем пишет автор?
2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?
3. Что делает ее жизнеспособной?
4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?
5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?
6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?
7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:

1. пересказа исходного текста или любой его части
2. рассуждений по поводу всех проблем текста
3. комментариев о действиях героев текста
4. общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

Позиция автора

Выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д.
Как найти позицию автора?

1. Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)
2. Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.
3. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.
4. Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

Согласие с автором. Важно то, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!! Например: Несомненно (безусловно), я согласен с …(Ф.И.О.) Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.

Аргументы. Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу своей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Вторым аргументом можно привести следующее:

1. ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
2. имена исторических деятелей
3. ссылки на призванные авторитеты и их произведения
4. свидетельства очевидцев
5. названия событий
6. цитаты
7. собственные наблюдения и выводы
8. положения официальных документов
9. различные общественные законы
10. законы природы
11. народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)
12. статистические или научные данные
13. примеры из научно-популярной, исторической литературы
14. примеры из жизни окружающих.

Заключение. Финал, который должен придать работе завершенный вид. Заключение может содержать вывод из написанного, в нем можно кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Наши рекомендации