Критерии оценки контрольной работы

Подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями контрольная работа оценивается преподавателем по следующим критериям:

· уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);

· личные заслуги автора контрольной работы (новые знания, которые получены помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса);

· культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора);

· культура оформления материалов работы (соответствие работы всем стандартным требованиям);

· степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);

· качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);

· использование литературных источников.

Объективность оценки работы преподавателем заключается в определении ее положительных и отрицательных сторон, по совокупности которых он окончательно оценивает представленную работу.

При положительном заключении работа допускается к защите, о чем делается запись на титульном листе работы.

При отрицательной рецензии работа возвращается на доработку с последующим представлением на повторную проверку с приложением замечаний, сделанных преподавателем.

Студент, не подготовивший контрольную работу, считается не выполнившим учебный план и не может быть допущен к сдаче экзамена.

Варианты контрольнОЙ работЫ

Прилагается примерный перечень вариантов контрольной работы. Каждый вариант состоит из двух частей:

1 часть – рассмотреть теоретические основы изучаемой проблемы, проанализировать данное явление; ответить на вопросы.

2 часть - дать определение предлагаемому понятию, привести примеры; охарактеризовать персоналии.

Вариант 1

1 часть.

· Перечислить и пояснить какие критерии лежат в основе периодизации развития русской культуры допетровского времени.

· Объяснить, с чем связано драматическое расхождение и конфронтация целей и результатов Петровских реформ; как это отразилось на культуре.

· Рассмотреть предмет, цели, задачи и структуру культурологии, методы культурологических исследований.

2 часть.

· Русский авангард.

· В.Маяковский, Симон Ушаков.

Вариант 2.

1 часть.

· Определить суть «дихотомического характера» русской культуры.

· Назвать противоречия классической русской культуры XIX в. и объяснить их генезис.

· Охарактеризовать структуру и функции культуры, объяснить причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры.

2 часть.

· Московское барокко.

· Сергий Радонежский, К.Э.Циалковский.

Вариант 3.

1 часть.

· Выделить факторы социокультурного развития России.

· Определить, чем вызвана полемика западников и славянофилов, каковы её предпосылки и последствия.

· Рассмотреть генезис и социокультурные смыслы искусства, взаимодействие искусства с другими сферами культуры.

2 часть.

· Парсунная живопись.

· Кирилл и Мефодий, А Ахматова.

Вариант 4.

1 часть.

· Перечислить и охарактеризовать модели, объясняющие историко-культурный генезис России.

· Раскрыть своеобразие русской культуры Серебряного века.

· Рассмотреть экономическую культуру, как модель социального взаимодействия и взгляды Н. Я. Данилевского, П. Сорокина, М Вебера о месте экономики в культуре. Охарактеризовать экономическую культуру личности и критерии ее определения.

2 часть.

· Иконографический канон.

· Владимир Мономах, Н.М.Карамзин.

Вариант 5.

1 часть.

· Назвать основные жанры древнерусской литературы. Привести примеры.

· Указать причины и следствия раскола русской культуры в XX веке.

· Выделить и рассмотреть культурные формы, которые появились в современную эпоху, исходя из позиции, что культурогенез– не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов.

·

2 часть.

· Философия русского космизма.

· М.В.Ломоносов, И.Н.Никитин.

Вариант 6.

1 часть.

· Выделить характерные черты художественной культуры Древней Руси.

· Установить в чем заключается своеобразие русского Просвещения и почему просвещение в России способствовало единству и цельности русской культуры XVIII и XIX в.

· Рассмотреть основные направления представлений о социокультурной динамике, выделить две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику.

2 часть.

· Пролеткульт.

· М Шагал, М Мусоргский.

Вариант 7.

1 часть.

· Дать описание конца советской культуры.

· Объяснить, что такое «двоеверие на Руси» и каковы его культурные последствия.

· Специфика культурологического изучения техники. Социокультурные смыслы техники. Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами. Модели динамики техники.

2 часть.

· Русский модернизм.

· Н.И.Лобачевский, М.И.Глинка.

Вариант 8.

1 часть.

· Выявить элементы языческого миропонимания, которые проявляются в культуре христианской Руси.

· Охарактеризовать русскую эмиграцию как феномен культуры.

· Рассмотреть актуальные проблемы соотношения культуры и цивилизации.

2 часть.

· «золотой век» русской культуры.

· Д.С.Лихачев, П.И.Чайковский.

Вариант 9.

1 часть.

· Пояснить в чем состоят противоречия современной российской культуры.

· Объяснить мысль Е. Трубецкого: «Икона не портрет, а прообраз будущего».

· Рассмотреть место морали и права в отечественной культурной традиции и особенности профессиональной правовой этики, выделить типы социокультурных норм.

2 часть.

· Зернь, скань, перегородчатая эмаль.

· И.И.Бецкой, И.С.Тургенев.

Вариант 10.

1 часть.

· Описать рождение и расцвет советской культуры.

· Определить, в чем состояли культурно-исторический смысл и значение Петровских реформ.

· Выявить связь в истории культуры научного и религиозного мировоззрения. Провести сравнительный анализ ценностных систем религии и науки.

2 часть.

· Антиномичность.

· Ермак, Иван Федоров и Петр Мстиславец.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алакшин А.Э. Культурология: взгляд на мировую культуру. Тексты лекций - СПб.: Петрополис, 2012. – (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).

2. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры: учебное пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).

3. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник и практикум - М.: Юрайт, 2014. – (электр. учебник)

4. Бич Ю.Г., Гангур Н.А. Материальная культура и история изобразительного искусства: Конспект лекций.- Краснодар: КГУФКСТ, 2007.

5. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособие.- М: Эксмо, 2007; 2008.

6. Горелова, Е.И. Лекции по дисциплине «История мировой культуры» для студентов вузов физической культуры: учеб.пособие. - Малаховка: МГАФК, 2012.

7. Гуревич П.С. Культурология: учебник. - М.: Гардарики, 2008.

8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.: Академия,2000.

9. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под.ред. Г.В. Драча. – Ростов-Н/ Дону: Феникс, 2004.

10. История мировой культуры: наследие запада: Курс лекций / Под ред. Серебряного. - М.:РГГУ,1998.

11. Каверин Б.И. Культурология: учебное пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012– (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).

12. Кармин А.С., Гусева Е.А. Культурология: экзам. ответы для студентов вузов: уч.пос. – СПб.:Питер,2009.

13. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.

14. Культурология: методические указания по выполнению контрольных работ / Н.В. Батакова. – г. Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГИФК», 2016. (электр. ресурс).

15. Культурология: методические указания по изучению дисциплины / Н.В. Батакова. – Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГИФК», 2016. (электр. ресурс).

16. Культурология: уч. пос. /под ред. Драча В.Г.-Ростов на Дону: Феникс, 2010, 2009, 2008. Культурология: Учеб. пос. для вузов / Под ред. А.И. Шаповалова. - М.: Владос, 2003.

17. Малюга Ю.Я. Культурология: учеб.пособие.- М.: Инфра-М, 2010. –

18. Очерки по истории мировой культуры: Учеб.пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой - М.: Языки русской культуры, 1997.

19. Рыбалкин В.П. История отечественной культуры (IX век – май 1945 г.) – Учебно-метод. пос.-Малаховка: МГАФК, 2009.

20. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г История мировой культуры: учебник.- М :Юнити-Дана., 2013

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации