Методика показа портрета и карикатуры в процессе обучения истории
В поисках необходимого дополнительного иллюстративного материала учитель старших классов обращается к периодическим иллюстративным изданиям - журналам и газетам. Одно из их достоинств - злободневность. Их наклеивают на бумагу и хранят в папках.
Методика показа портрета и карикатуры. Немаловажное значение в системе средств наглядности принадлежит портрету. Он конкретизирует образ исторического деятеля, приближает его к осознанию школьника. В нем выражена принадлежность лица к классу, социальной группе и даже профессии. К нему учитель обращается в связи с историко-биографическим материалом и характеристикой исторического деятеля. Ценность портрета в том, что, как правило, он историчен. Он представляет собой произведение искусства изучаемой эпохи. В плане методики работы с историческим портретом различают:
Портретные изображения, включенные в сюжетные или бытовые композиции, характерные для жизни и деятельности данного лица
Групповой портрет, который помогает дать характеристику классовой принадлежности, характеристику эпохи
Героический - при итоговой характеристике исторического деятеля и оценке его исторической роли
Интимный (реалистический) - "характеристика кистью"
Давая характеристику портрету, учитель:
Анализирует внутренний облик исторического деятеля, выраженный в чертах лица, позе, жестах
Остановится на бытовых деталях: одежде, прическе, окружающей обстановке - эти детали помогают наиболее ярко выяснить социальное поведение и облик государственного деятеля
Опыт подсказывает целесообразность включения в характеристику портрета высказывания о данном деятеле, или, что лучше, высказывание самого деятеля, которое послужит (само)характеристикой
Полезно включить в характеристику исторический документ, включающий описание исторического облика данного деятеля
В некоторых случаях, анализируя портрет, учитель использует материал о государственной, общественной или научной деятельности изображенного лица
Основная форма вовлечения учащихся в работу по портрету - беседа. Ее следует практиковать с 5-6 классов, начиная с постановки простых вопросов, элементарных познавательных задач, которые помогут определить одежду, вкусы, эпоху, в которую жил герой, изображенный на портрете. Детей всегда интересует внешний облик изображенного на портрете, поэтому вопросы должны быть хорошо продуманы. В старших классах может использоваться задание типа "дать характеристику деятеля/эпохи/портрета как произведения искусства" как задание творческого типа.
Важное средство изобразительной наглядности - карикатура. Она служит объяснению и популяризации политических идей, подавая их в заостренной, сюжетной форме. С помощью карикатуры глубже, яснее, ярче закрепляются в памяти учащихся и сам исторический факт, и его оценка. Для карикатуры характерна остро выраженная идея, поэтому она легко воспринимается.
Виды карикатур:
Старинные
Современные
Карикатура-иллюстрация (дополнение к рассказу)
Карикатура-характеристика (портрет)
Карикатура должна отвечать следующим требованиям:
Объективно и правильно вскрывать суть общественных явлений, давать им правильную оценку
Быть доступной для учащихся
Быть художественно выразительна, наглядна, легко запоминаема и прочно запечатлеваема
Идея должна быть выражена в самом рисунке
Неправильно было бы считать, что кариактуры достаточно просто показать. В курсе истории необходим разбор карикатур-портретов и карикатур-иллюстраций. Карикатура-иллюстрация используется лишь для иллюстрации слов учителя. Карикатура-характеристика требует раскрытия учителем. Для раскрытия исторического деятеля нужна карикатура-портрет.
Методы:
Разоблачающая характеристика
Оценка, данная современниками
Раскрытие политического смысла карикатуры
Неплохо сочетать раскрытие карикатуры с цитированием высказываний этого лица. Необходимо раскрыть и политический смысл карикатуры. Карикатура как картина и портрет может быть использована в любой момент урока; по ней целесообразно давать задания учащимся и для самостоятельной работы.