II. Работа над новой темой. Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты.

Учитель. Назовите главное условное обозначение на физической карте.

Ученики.Это цвет. Он указывает на карте, где вода, а где суша.

Учитель. Какие цвета использованы на физической карте России?

Ученики.Зеленый, желтый, коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек. Это реки.

Учитель. Посмотрите на диаграмму на с. 65 учебника. Она поможет нам разобраться в цветовой гамме зеленого, желтого и коричневого цветов. Что интересного вы увидели на этой диаграмме?

Ученики.На диаграмме есть главная линия – «уровень моря». Это линия сплошная и толстая. Остальные линии – тонкие и пунктирные.

Учитель. Что находится ближе всего к уровню моря? И каким цветом показано на карте?

Ученики.Ближе находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.

Учитель. Что находится выше?

Ученики.Возвышенности и горы, у них желтая и коричневая окраска.

Учитель.Верно. Итак, отправляемся в путь! С нами будет путешествовать помощник. Узнайте его.

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается.

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце.)

Учитель. Правильно! Это солнышко. Оно будет освещать нам дорогу к знаниям. Где встает солнышко?

Ученики.Солнце встает на востоке.

Учитель. Начнем наше путешествие с востока России. (Изображение солнышка закрепляется над полуостровом Камчатка.) Что вы можете сказать о поверхности полуострова?

Ученики.С севера на юг по всему полуострову проходят горы.

Учитель. Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

Ученики.4750 м.

Учитель (демонстрирует фотографии вулкана Ключевская Сопка). ВулканыКамчатки – это Всемирное наследие России. На полуострове более 28 вулканов. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

Ученики.Над Среднесибирским плоскогорьем.

Учитель. Какими цветами изображено Среднесибирское плоскогорье?

Ученики.На этом участке есть все цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Учитель. А как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»?

Ученики.Плоскогорье – это плоская гора.

Учитель. Плоскогорье – это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенностей и холмов. Но это равнина.

Учитель демонстрирует фотографии и схему Среднесибирского плоскогорья.

II. Работа над новой темой. Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты. - student2.ru

Учитель передвигает солнышко и закрепляет его над горами Алтая и Саян.

Учитель. Мы отправляемся на юг нашей страны. Какой рельеф вы здесь наблюдаете?

Ученики. Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.

Учитель. Как называются эти горы? Что вы можете сказать об их высоте?

Ученики. Это горы Алтай и Саяны. Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. Алтай входит в список Всемирного природного наследия.

Учитель демонстрирует фотографии Алтая и Саян.

Учитель. Продолжим наше путешествие за солнышком, оно останавливается над Западно-Сибирской равниной. Что рассказывает карта об этой равнине?

Ученики. Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашенная в зеленый цвет. Значит, это низменность. По равнине течет много рек. Большая часть территории – это болота.

Учитель. Западно-Сибирская равнина – самая плоская. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота.

Учитель демонстрирует фотографии Западно-Сибирской равнины.

Учитель. Продолжим наше путешествие за солнышком.

Учитель закрепляет солнышко над Уральскими горами.

Где остановилось наше солнышко?

Ученики. Над Уральскими горами. Они протянулись на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 м. Это невысокие горы, так как нет темно-коричневого цвета.

Учитель. В старину Уральские горы называли «Каменный пояс Земли Русской», потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Уральские горы называют «старые горы», потому что их вершины невысокие и неострые, а склоны пологие.

Учитель демонстрирует фотографии Уральских гор и схему:

II. Работа над новой темой. Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты. - student2.ru

II. Работа над новой темой. Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты. - student2.ru

Учитель.А теперь пора отдохнуть на привале.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Наши рекомендации