IV. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова.

Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова.

IV. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова. - student2.ru

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.

3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4. Особые знаки для письма.

5. Гробница фараона в Древнем Египте.

6. Столица Греции.

7. Высокая гора на севере Греции.

8. Греческий бог моря.

9. Главный греческий бог.

10. Знаменитый храм Акрополя.

11. Сердце Афин.

12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

13. Столица Италии.

14. Храм всех богов в Древнем Риме.

15. Вулкан, погубивший город Помпеи.

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и рассказывает об изображенных на ней событиях.

Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон».

V. Итог урока. Выставление оценок.

Ученики читают вывод на с. 14 учебника.

Домашнее задание.

С. 8–14; выполнить задания 1–3.

У р о к 37

СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ

Цели:

1. Формировать представление о Средневековье.

2. Познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом.

3. Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением рыцарей, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.

Учитель. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выступают с сообщениями об одном из государств древнего мира. Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

I вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Главная площадь Рима – … (форум). «Жилище» для богов в Древнем Египте – … (храм). Гробница фараона в Древнем Египте – … (пирамида). Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется … (саркофаг). Египетское государство возникло на берегу реки… (Нил).

II вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов, – … (сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, – … (Тот). Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида, – … (Хеопс). Первым царем Рима, согласно легенде, был … (Ромул). В римском амфитеатре проводились … (гладиаторские бои). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется … (Акрополь).

III. Изучение новой темы.

Учитель. Сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с V века до конца ХV века. называется она Средние века, или Средневековье.

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средними веками.

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст на с. 15–17 учебника.

Учитель. Какие веры возникли в Средние века?

Ученики. В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Учитель. Где распространяются эти веры?

Ученики. Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.

Учитель. Как назывались здания для молитв у людей каждой веры?

Ученики. В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм.

Учитель (дает сравнительную характеристику мировым религиям). Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.

Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.

IV. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова. - student2.ru

К о м п л е к с упражнений гимнастики для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Учитель. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

Учитель демонстрирует рисунок с изображением средневекового рыцаря и предлагает прочитать текст на с. 18–19 учебника.

Учитель. Каким вы представили себе замок? Чем занимались обитатели замка?

Ученики. Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием.

Учитель дополняет текст учебника.

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.

А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро,холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Учитель. Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.

(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)

IV. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова. - student2.ru

Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.

Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?

Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.

Наши рекомендации