История ментальностей как продукт междисциплинарного синтеза
История как наука и исторические дисциплины.
История как наука. Конституирование истории как науки. Предмет истории. Представления о труде историка в ХIХ в. Исторические дисциплины. Принцип «историзма». Критерии «научности» истории.
Основные составляющие «методологии истории»: концептуальные модели и исследовательские техники. Определения «метода» исторической науки. Человек как продукт культуры во всех проявлениях его жизнедеятельности - общий объект гуманитарных и социальных наук (при различии их предмета) и методологическая основа междисциплинарных исследований. Взаимосвязь выбираемого метода исследования с пониманием целей, задач, объекта и предмета исследования, роли познающего субъекта, философскими основами исторического знания. Классификация методов исторического исследования.
Исторические дисциплины и междисциплинарные методы в исторических исследованиях по истории стран Запада в новое и новейшее время
Точки зрения на междисциплинарность. «Интердисциплинарность», «полидисциплинарность», «кроссдисциплинарность», «мультидициплинарность» и «трансдисциплинарность».
Междисциплинарность - врожденная или благоприобретенная черта исторической науки. Этапы развития междисциплинарного подхода. История и другие гуманитарные науки в начале ХХ в. Возникновение наряду с позитивистской парадигмой неокантианской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), феноменологической (Э. Гуссерль), герменевтической (В. Дильтей). Новый взгляд на соотношение познающего субъекта и объекта исторического исследования, общего и особенного в методах исследования гуманитарных и естественных наук.
3. Междисциплинарность и школа «Анналов».
Роль школы «Анналов» в развитии междисциплинарности. Представления об истории как глобальной науке о человеке и обществе и обоснование междисциплинарности как фундаментального принципа познания прошлого. Установка М. Блока и Л. Февра на исторический синтез, преодоление разрыва между исследованием социальной, экономической и духовной сфер жизни общества. М. Блок о «цельном» изучении истории. Л. Февр и его критика н. 30-х гг. «раздельной истории» (экономической, политической, социальной и т.д.), «комодной» системы изложения исторического материала. Л. Февр и его статья «Как воссоздать эмоциональную жизнь прошлого». Актуализация изучения истории чувств.
Система антропологических знаний и место в ней исторической антропологии.
Антропология как совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности. Философский антропологизм ХVIII-XIX вв. – предшественник современной антропологии. Философское осмысление проблем человеческой сущности. Изменения в понимании антропологии во второй половине ХIХ в. Философская антропология. Физическая антропология (естественная история человека) и вопросы антропогенеза. Культурная (социальная антропология) и археология, этнология, фольклористика и т.д.
Предметная область исторической антропологии. Объем и границы исторической антропологии. Концепты «историческая антропология» и «антропологическая история». Попытки определить историческую антропологию по предмету и методу. Историческая антропология как культурная практика современного историка-исследователя. Место исторической антропологии на карте социальных наук. Дисциплинарный статус исторической антропологии.
Тематические поля и основные направления исторической антропологии: история повседневности, новая политическая история, новая социальная история, новая биография, гендерные исследования, новая интеллектуальная история, новая культурная история. Институциональное оформление исторической антропологии. Специализированные издания, конференции.
История ментальностей как продукт междисциплинарного синтеза.
Определения «менталитета» и «ментальности». Ментальность как невербализованные установки сознания, обусловленные коллективным бессознательным, определяющие способ мышления и, в конечном итоге, образ действия социальных групп, и индивидов. Соотношение понятий ”ментальность”, “духовный мир”, “духовный строй”. Духовный строй как комплекс логически неосмысленных установок сознания и устойчивых алгоритмов подсознания, а также вербализованных представлений; совокупность способа мышления и его содержания.
История ментальностей как ядро исторической антропологии. Основные направления истории ментальностей: изучение политического самосознания, символики власти и представлений о власти, представлений о «чужом» и «другом», изучение «картин мира», темпоральных представлений, ментальных карт, систем ценностных координат, особенностей конфессиональных менталитетов, представлений о труде и богатстве, чувственности, представлений о радости, печали, счастье, агрессивности и страхе, о природе и восприятия окружающей среды, история восприятия повседневности (болезней, питания, жилища, тела).
6. Новые «Анналы» и изучение стран Запада.
Актуальные проблемы истории и междисциплинарность в работах новых “Анналов”: Ж. Ле Гофф, М. Ферро, Ж. Дюби. Р. Мандру, М. Вовель, Ф. Арьес, Р. Шартье и др. и изучение стран Запада в новое время.
«Перекрестное опыление» исследовательских полей социо-гуманитарных наук. Проблема трансляции и адаптации методов и концепций из одних дисциплин в другие. Заимствование историй у других дисциплин не только исследовательских методик, но и объектов. Изменения в предметной области истории. Изучение среды обитания человека (Историческая демография, историческая география, историческая климатология, историческая экология) и изучение самого человека (историческая антропология, историческая социология, этноистория, историческая психология). Проблема адекватности методов других наук специфике истории. Открытие новых исследовательских полей: фрагментация истории или синтез? Недостатки узкой специализации исторических исследований. «Крошение» истории.
Методы и источники исследований по истории ментальностей. Изучение формирования и развития понятий и категорий и образов культуры. Выявление периодичности в истории идей, образов, мифов. Изучение фольклора. Лингвистический и лингвострановедческий анализ. Этнопсихологические методы. Историко-психологические методы, выявление “психологической матрицы эпохи”. Мироощущение и латентная “картина мира”. Трансформирующее опосредование менталитетом человека воздействия объективных факторов исторического процесса. Эволюция ментальности в процессе общественной практики.