Раздел 7. Результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки
Тема 29. Система проверки знаний, умений и навыков по истории в соответствии с современными требованиями.
Характеристика «развивающего обучения». Состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. Классификация умений, необходимых для изучения истории. Различные точки зрения на классификацию умений в дидактической и методической литературе. Соотношение общих и предметных умений и навыков. Преемственность и усложнение в формирование умений и навыков. Характеристика специальных умений (локализация, хронология, работа с историческими документами). Диагностика уровня сформированности умений. Способы научения учеников основным умениям в процессе обучения истории.
Тема 30. Контроль и оценка результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями.
Система проверки результатов обучения истории. Цели, задачи и функции си- стематической проверки знаний и умений учащихся. Структура проверки: повторение, закрепление, домашнее задание. Методика организации проверки. Типичные ошибки педагогов при проведении контроля. Приемы и средства проверки усвоения основных фактов, понятий и закономерностей исторического процесса (тесты, кроссворда, перфокарты и т.п.). Проверка результатов обучения учащихся старших и младших классов. Дифференцированный подход к оценке результатов обучения истории.
Внутришкольный контроль: цели, виды, формы и методы. Недостатки 5- балльной шкалы оценки результатов обучения. Разработка и внедрение новых форм оценки результатов обучения. Рейтинговая оценка.
Раздел 8. Разнообразные формы итоговой аттестации.
Тема 31. Разнообразные форм итоговой аттестации по истории.
Экзамен и зачет как основные формы «итоговой аттестации» по истории. Формы итоговой аттестации по истории в России и в ведущих странах мира. Методика организации и проведения зачета. Устный и письменный экзамены по истории. Проблема внедрения Единого Государственного Экзамена по истории.
Раздел 9. Внеклассная работа по истории.
Тема 32. Внеклассная работа по истории.
Понятие «внеклассная работа», «внешкольная работа». Значение внеклассной работы для воспитания и развития учащихся. Роль внеклассной работы в развитии интереса к истории.
Основные признаки внеклассной работы по истории, ее отличие от урока. Освещение вопросов о методике организации и проведения внеклассной работы по истории в методической литературе. Принципы организации внеклассной работы по истории. Содержание внеклассной работы, ее связь с учебными курсами истории. Роль учителя в организации внеклассных мероприятий по предмету. Основные направления внеклассной работы. Классификация основных форм внеклассной работы по истории. Внеклассное чтение. Экскурсии. Исторические кружки. Олимпиады и викторины. Предметные недели по истории.
Тема 33. Кабинет истории в школе.
История создания кабинетной системы. Значение кабинета истории в обучении, развитии и воспитании школьников. Характеристика учебного оборудования и ТСО в кабинете истории. Организация учебной работы на базе кабинета. Варианты оформления кабинета истории в школе (из педагогического опыта).
Тема 34. Учитель истории.
Особенности педагогической деятельности учителя истории. Должностные обязанности учителя истории. Профессиональная компетентность педагога. Преподавание как творчество. Сущность педагогического творчества. Условия творческого роста учителя истории. Понимание социальной значимости своей профессии, всестороннее образование. Непрерывное самообразование как основа повышения квалификации учителя истории. Аттестация учителей.