Объективные ист. связи и зак-ти общ. разв-я - важ. компонент учеб. ист. мат-ла
Цель истории постичь логику ист. процесса. Данные вопросы рассматриваются в рамках нескольких теорий. Существует теория Маркса о развитии общества - теория общеественно-эконом. формаций. Формация. Их существует 5: 1 первобытно общинная. 2 рабовладельческая. 3 феодализм. 4 капитализм. 5 коммунизм. Процесс изменения и сменыформаций, результате изм. соц -эк. отношений, и есть истор. процесс - прогрессивный и прямолинейный. Каждая формация имеет 2 структурных элемента: базис - главная материально производительная сфера общества. Вкл. в себя производительные силы и производственные отношения; надстройка - совокуп. учреждений, организаций, институтов общества. Данная теория отрицает особенности нац. развития, переоценка классовой борьбы и макроисторического процесса. К к. 20 гг. формируется цивилизационный подход Понятие цивилизация появилось в 18в. = культуре. В 19в. смысл изм. - цивилизованными стали стран, в которых развивался капитализм. Г. Морган: цивилизация - ступень развития общ. за варварством и связанная с развитием письменности. Но данный подход связан не только с линейным развитием, но и с развитием в пространстве; цивилизация мировое сообщество, которое изменяется с течением времени (Данилевский) Шпенглер: история это результат существования замкнутых культурных организмов, их 8 Через 1000 лет каждая из них превращается в цивилизацию - механическая форма живой культуры. Тайнби: историю делил на самост. цивилизации - 21. Этапы развития: 1 возникновение – рост – надлом – разложение. Движущая сила развития - это творческое меньшинство, которое тянет пассивное большинство. 2 подхода дополняют друг друга.
45. Исторические понятия, их классификация. Средства и приемы формировании ист. представлений у школьников.
Основные компоненты структуры истор знания: Ист представление: Ист понятие: Ист закономерности. Ист понятие формируется на основе ист представлений. Но! Между ними разница. Ист представления индивидуальны, могут отличаться у каждого ученика, то ист понятия д.б. одинаковы. 1-я классификация ист понятий (по содержанию ист. материала): 1) понятие экономич-е (об орудиях труда - соха. плуг). 2) соц-но-полит-е (гос-во. республика, деспотия): 3) историкокульт понятие (барокко); 4)
идеологич-е (религия, социализм, фашизм). 2-я классификация ист понятий (по степени обобщенности- в основу паложен срок функционирования того или иного ист события, явления, процесса): 1) частио-ист-е (наиболее простые) -отражают факты, характерные для опред-го п-да история отдельных стран(бердыж. холоп, пищаль) Особ-ть -формируем эти понятия на первом уроке. 2) общеист-е (более сложные)-
отражают факты и явления, свойственные более длительному п-ду времени, хар-ны для многих стран(рабовлад строй, буржуазная рев-я) Раскрывается не на первом уроке - несколько, полугодие 3) Социологические - отражают наиболее общие связи и закономерности ист процессов, хар-е для нескольких общественно-эк формаций(революция, война, производительные силы, культура). Процесс формирования понятий, начинается с упред существ признаков понятия, и раскрытия их на конкретном материале. Ученик должен выделять существенные признаки этого
понятия которые им должны быть усвоены. Сначала формируются единичные понятия (фараон, царь). потом более сложные (монархия). Школьники легче всего усваивают
понятия через ср-ва наглядности. Другой путь формирования понятия - раскрывается логически на основе ранее изученного материала. Для наиболее эффективного формирования понятий учитель должен соблюдать ряд требований: 1) в процессе формирования понятий необходимо учитывать роль конкретных представлений и типичных образов (с помощью учебных картин, где изображены типич образы); 2)
хорошо знать содерж-е программы и курсов истории для того, чтобы опред-ть
объём фактич-материала и использовать максимально для формирования ист
понятий: 3) более эффективным если ученики будут самостоятельно
формировать характерные признаки этих понятий. 4) необходимо постоянное повторение этих терминов, для того, чтобы они закреплялись в памяти учащихся. Методы обучения истории в школе. МО-способы взаимосвязанной деят-ти учителя и ученика в процесс обучения, направленные на достижения цели обуч-я. В этом процессе задействован объект-ученик, кот одновременно и субъект обучения, т.к. от его интересов, способностей, желание учиться зависит результат обучения. Классификация МО (60-е г. 19в.-воз) 1) по уровням познавательной деятельности ученика - исходит из того, что из класса в класс возрастает степень самостоятельности ученика. Методы: а) объяснительно-иллюстративный (организация восприятия и осознания учеником готовой информации); б) репродуктивный (воспроизведение знаний и их конструирование самим учеником по заданию учителя); в) исследовательский (применяется при решение проблемных задач, кот учитель ставит на уроке истории - ученик должен уметь добывать знания на уроке); г) частично-поисковый (поэтапное обучение решению проблемных задач эвристическая беседа); д) проблемное изложение (пользуется учитель, когда необходимо изложить ученику сложно теоретический материал). 2) по источникам приобретения знаний. Методы: а) словесный (метод устного изложения: виды повествование, описание, рассуждение, характеристика, объяснение, школьная лекция); б) наглядный; в) практический (работа с учебником, документами).