III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте числовые выражения.
80 – 30 | 90 – 30 | |
70 – 20 | 65 – 20 | |
97 – 30 | 80 – 50 | |
60 – 40 | 70 – 20 |
– В каждом столбике назовите «лишнее» выражение.
– Сегодня на уроке будем выполнять вычитание вида 97 – 30.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Вычислите и запишите значение выражения.
(30 – 20) + 7 = 10 + 7 = 17
2. Задание 2.
– Объясните способ вычисления значения разности 37 – 20.
37 – 20 = (30 + 7) – 20 = (30 – 20) + 7 = 10 + 7 = 17
– На какие слагаемые разложили уменьшаемое 37? (На разрядные слагаемые.)
– Какое правило применили при вычитании числа 20? (Правило вычитания числа из суммы чисел.)
– Можно ли утверждать, что окончательный результат нашли через сумму разрядных слагаемых? (Можно.)
3. Задание 3.
– Вычислите значение разностей.
75 – 30 = (75 + 5) – 30 = (70 – 30) + 5 = 40 + 5 = 45
98 – 70 = (90 + 8) – 70 = (90 – 70) + 8 = 20 + 8 = 28
94 – 40 = (90 + 4) – 40 = (90 – 40) + 4 = 50 + 4 = 54
95 – 80 = (90 + 5) – 80 = (90 – 80) + 5 = 10 + 5 = 15
4. Задание 4.
– Прочитайте числовые выражения.
– Чем они похожи? (Это разности, в которых вычитаемое – 20.)
– Выполните вычитание.
73 – 20 = 53 75 – 20 = 55 53 – 20 = 33 83 – 20 = 63
74 – 20 = 54 76 – 20 = 56 63 – 20 = 43 93 – 20 = 73
– Почему у всех значений разностей первых двух столбиков в разряде десятков стоит цифра 5? (7 дес. – 2 дес. = 5 дес.)
– Какая цифра стоит в разряде единиц в записи каждого из полученных значений?
– Почему у всех значений разностей третьего и четвертого столбиков в разряде единиц стоит цифра 3? (В каждом уменьшаемом – 3 единицы, а в каждом вычитаемом – 0 единиц.)
– | = |
– Какая цифра стоит в разряде десятков в записи каждого из полученных значений?
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Выпишите те разности, в которых «круглое» число вычитается из двузначного.
77 – 60 = 17 39 – 10 = 29
– Как можно найти цифры записи числа, которое получается в результате вычитания «круглого» числа из двузначного? (Десятки надо вычитать из десятков, а единицы из единиц.)
6. Задание 6.
– Составьте задачу так, чтобы ее решением было выражение 48 – 30.
Запись:
Было – 48 цв.
Продали – 30 цв.
Осталось – ? цв.
Решение:
48 – 30 = 18 (цв.) – осталось.
Ответ: 18 цветов.
7. Работа по карточкам.
– Закрасьте: восьмиугольники – зеленым, семиугольники – коричневым, шестиугольники – красным, четырехугольники – желтым, треугольники – голубым.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить вычитание «круглого» числа из двузначного?
Домашнее задание: учебник, с. 52, № 7.
Урок 25
дополнение до «круглого» числа
Цели урока:повторить состав числа 10; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение решать текстовую задачу, используя круговую схему; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Найдите значения выражений:
5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1
9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2
50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10
90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20
2. Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.
3. Прочитайте условие задачи:
У зайчика было 19 морковок. Он съел 5 морковок утром, а в обед еще 4.
– Подумайте, на какие вопросы вы сможете ответить, пользуясь этим условием:
а) Сколько всего морковок съел зайчик?
б) На сколько больше морковок зайчик съел утром, чем в обед?
в) На сколько меньше морковок зайчик съел в обед, чем утром?
г) Сколько яблок съел зайчик?
д) Сколько морковок у зайчика осталось?
4. Рассмотрите рисунок.
– Сколько горошин может быть в каждом стручке?