Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках
Организационный момент
Обзорное знакомство с книгами, представленными на выставке
На первый урок по литературному чтению учащиеся приносят самую интересную книгу, прочитанную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные летом». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге.
3. Знакомство с новым учебником«Литературное чтение. IV класс» и тетрадью по литературному чтению
Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названиями его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.
Чтение учителем обращения к читателям на третьей странице учебника
Учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.
Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся отмечают, что в ней содержатся такие же основные разделы (страны), как и в учебнике, в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, она служит дополнением к учебнику, в ней есть интересные, весёлые и увлекательные задания.
Актуализация знаний учащихся о правилах пользования книгой
Игра «Научи малышей»
Ребята импровизируют, что они могли бы сказать малышам-первоклассникам, которые серьёзно начинают дружить с книгой. Сюда могут войти советы:
1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).
2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).
3. Как читать книгу (правильно перелистывать страницы, делать закладки, не ставить пометок ручкой и т.п.).
4. Как записать сведения о прочитанной книге (в тетрадь по литературному чтению, читательский дневник, автор, название).
5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.
Жанры устного народного творчества
Устное народное творчество
Сказки Песни Легенды Былины
Волшебные, бытовые, о животных | Колыбельные, игровые, хороводные, шуточные, обрядовые, лирические, календарные |
Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Загадки. Прибаутки. Потешки. Небылицы.
¾ В фольклоре есть большие и малые жанры. Большие жанры — это сказки, песни, легенды, былины.
Примеры произведений малых жанров устного народного творчества: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки.
Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т. п.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания даются по рядам).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Жанр легенды. Белорусская легенда «Бездонное богатство»
Цели:закрепить знания о жанре народной песни и сказки; формировать первичные представления о жанре легенды; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; развивать умение составлять план к тексту; развивать интерес к фольклору.
Организационный момент
Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках
О разновидностях народных песенготовят материал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рассказывает о колыбельных, шуточных, лирических народных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к каким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
3. Знакомство с новым жанром устного народного творчества — легендой.
Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно размышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:
• Разновидностью какого жанра является легенда?
• Что роднит легенду со сказкой?
• Какие бывают легенды?
• В чём их особенность?
• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?
• Чем интересна нам жизнь предков?
4. Чтение и анализ белорусской легенды «Бездонное богатство».
Чтение легенды учителем.
Выявление эмоционального восприятия текста.
¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?
Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».
Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частичный пересказ.
Деление текста на части и составление плана к нему.
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославле.
Подробный пересказ текста по предложенному плану.
Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пересказ легенды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»
Цели:формировать представления об исторической легенде; развивать интерес к истории родной страны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чувство патриотизма.
Организационный момент