В чём задача языка по Шлейхеру?
В чём заключается суть натуралистической концепции Шлейхера?
Шлейхер рассматривает язык как организм, в прямом, биологическом понимании этого слова. «Язык – это воспринимаемый ухом симптом деятельности целого комплекса материальных отношений в построении мозга и речевых органов с их нервами, костями, мускулами и др.».
«Тем самым жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб. Естествоиспытатели называют это обратной метаморфозой».
Шлейхер пишет о том, что все языки эволюционируют. «Законы, установленные Дарвином для видов животных и растений, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков», т.е. языки эволюционируют, и остаются те, которые более приспособлены.
Он выделяет несколько схожих принципов. Первый – «Прежде всего вспомним, что разделения и подразделения в области языков в сущности того же рода, как и вообще в царстве естественных организмов, но что выражения, употребляемые лингвистами для обозначения этой классификации, отличны от тех, которые встречаются у натуралистов». Второй – это установленная Дарвином изменчивость видов, которая если только она не однородна неравномерна у всех особей содействует возникновению из одной формы многих новых (процесс, разумеется, беспрерывно повторяющийся), то в отношении к организмам языка эта способность уже давно признана. Далее мы можем наблюдать за языками, чтобы установить их развитие. Четвёртый – это строение языка. Клеточки – корни. И последнее – это «борьба за выживание» языков. Какие-то исчезают, за их счёт появляются новые и так далее.
Шлейхер стремился установить объективные законы развития языков, показать независимость последних от воли говорящих людей. Ср. его тезис: « Языки – это естественные организмы, которые возникли без участия человеческой воли, выросли и развились по определенным законам и в свою очередь стареют и умирают». Он пишет, что они непрерывно, но неравномерно развиваются, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
Возникновение и становление языка мы никогда не можем наблюдать непосредственно; историю развития языка можно установить только посредством разложения образовавшегося языкового организма.
Какие постулаты должны быть признаны в естественнонаучном принципе?
Естественнонаучный принцип, на котором должна основываться лингвистика, предполагает, по мнению Шлейхера, признание следующих постулатов:
1) язык как природный организм существует вне воли человека, его нельзя изменить
2) «жизнь языка», как и жизнь природы, есть развитие, а не история; поэтому рост был лишь в доисторический период, а подлинная жизнь языка проявляется в диалектах, тогда как исторический период характеризуется распадом форм, старением и отмиранием форм языка и самих языков;
3) лингвистика должна быть основана на точном наблюдении организмов и законов их бытия, на полном подчинении исследователя объект исследования.
В чём задача языка по Шлейхеру?
В своей работе «Немецкий язык» Шлейхер выделяет основную задачу языка. Он пишет: «Язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления». Для Шлейхера «язык есть мышление, выраженное звуками», « язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления». Однако он отмечает, что это именно выражении мыслей, а не выражение чувств или воли. Их же выражаются опосредованно через мысли, либо непосредственно, но через звуковые жесты, приближающиеся к животным звукам.
«Звуковое отображение мысли может быть более или менее полным; оно может ограничиться неясными намеками, но вместе с тем язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса. Язык, однако, никогда не может обойтись без одного элемента, именно звукового выражения понятия и представления; звуковое выражение обоих явлений образует обязательную сторону языка. Меняться или даже совершенно отсутствовать может только звуковое выражение отношения; это меняющаяся и способная на бесконечные градации сторона языка.
Представления и понятия, поскольку они получают звуковое выражение, называют значением. Функции звука состоят, следовательно, в значении и отношении.»