III. Изучение нового материала. €

– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Л. Н. Толстого, главный герой которого тоже мальчик. Рассказ называется «Прыжок».

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Учитель читает рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».

После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, рассказать о том, когда они особенно переживали, когда им было страшно за главного героя.

– Почему мальчик полез на мачту корабля?

– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите ваше мнение словами рассказа.

– Почему капитан, отец мальчика, закричал, что застрелит его?

– Почему, когда все закончилось благополучно, капитан заплакал?

IV. Итог урока.

– Чему научил вас урок?

– Что особенно запомнилось, взволновало?

 Домашнее задание:прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» (с. 156–159, часть 1-я), выписать в тетрадь по чтению слова, характеризующие мальчика и капитана.

Урок 29
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ЛЕВ И СОБАЧКА» (быль)

Цели:продолжать знакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; прививать детям интерес к литературе, учить сочувствовать, сопереживать, сострадать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы прочитали еще раз рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок». Что нового вам открылось в нем при перечитывании?

– Какова основная мысль рассказа?

– Как вы думаете, почему Лев Толстой решил рассказать эту историю?

– Прочитайте самый напряженный момент в рассказе.

– Как автор относится к своим героям? Из каких строк это видно? Прочитайте их.

– Прочитайте записанные вами слова, характеризующие мальчика и капитана.

Дети зачитывают характеристики героев, дополняя их.

III. Изучение нового материала. € - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем быль Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

– Вспомните, что такое быль. (Быль – то, что было в действительности.)

– Какие были Л. Н. Толстого мы читали в прошлом году? («Котенок», «Филипок».)

Учитель читает быль «Лев и собачка».

Так как произведение глубоко эмоционально, то учителю не следует торопить детей высказывать свои мысли о том, что они пережили, что их взволновало.

– Что вас особенно тронуло?

– Как знакомство льва и собачки переросло в дружбу?

– Было ли вам горько? Когда?

– Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а затем все нараставшее горе?

– Какими словами вы охарактеризовали бы льва?

– А какой была собачка?

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение были
Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (с. 160–161, часть 1-я).

Урок 30
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?»,
«КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Цели:продолжить знакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; воспитывать в детях любознательность, наблюдательность; работать над развитием правильной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации