III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Л. Н. Толстого, главный герой которого тоже мальчик. Рассказ называется «Прыжок».
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Учитель читает рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».
После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, рассказать о том, когда они особенно переживали, когда им было страшно за главного героя.
– Почему мальчик полез на мачту корабля?
– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите ваше мнение словами рассказа.
– Почему капитан, отец мальчика, закричал, что застрелит его?
– Почему, когда все закончилось благополучно, капитан заплакал?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось, взволновало?
Домашнее задание:прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» (с. 156–159, часть 1-я), выписать в тетрадь по чтению слова, характеризующие мальчика и капитана.
Урок 29
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ЛЕВ И СОБАЧКА» (быль)
Цели:продолжать знакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; прививать детям интерес к литературе, учить сочувствовать, сопереживать, сострадать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали еще раз рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок». Что нового вам открылось в нем при перечитывании?
– Какова основная мысль рассказа?
– Как вы думаете, почему Лев Толстой решил рассказать эту историю?
– Прочитайте самый напряженный момент в рассказе.
– Как автор относится к своим героям? Из каких строк это видно? Прочитайте их.
– Прочитайте записанные вами слова, характеризующие мальчика и капитана.
Дети зачитывают характеристики героев, дополняя их.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем быль Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
– Вспомните, что такое быль. (Быль – то, что было в действительности.)
– Какие были Л. Н. Толстого мы читали в прошлом году? («Котенок», «Филипок».)
Учитель читает быль «Лев и собачка».
Так как произведение глубоко эмоционально, то учителю не следует торопить детей высказывать свои мысли о том, что они пережили, что их взволновало.
– Что вас особенно тронуло?
– Как знакомство льва и собачки переросло в дружбу?
– Было ли вам горько? Когда?
– Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а затем все нараставшее горе?
– Какими словами вы охарактеризовали бы льва?
– А какой была собачка?
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение были
Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (с. 160–161, часть 1-я).
Урок 30
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?»,
«КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»
Цели:продолжить знакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; воспитывать в детях любознательность, наблюдательность; работать над развитием правильной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.