Время их деятельности, с точностью до четверти века
Конкретные итоги их деятельности.
7.1. | 7.2. |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Задание 8. Рассмотрите картины на исторические сюжеты и постарайтесь написать (до 2 баллов за каждый правильный элемент ответа; максимальный балл – 12)
Название,
Художника,
Событие, которому посвящена (дата с точностью до десятилетия).
8.1. | |
1. 2. 3. |
8.2.
1. 2. 3. |
Задание 9. Перед Вами два очень известных памятника, напишите
Его название,
Что символизирует,
Место расположения (город),
Имя скульптора,
5) кто из правителей приказал установить памятник?
(до 2 баллов за каждый правильный элемент ответа; максимальный балл – 20)
1. | 2. |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 10. Эссе. Максимальная оценка 25 баллов.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме (2 балла), и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (должно быть сформулировано 4 задачи) (3 балла).
2. Оценка основной части к работе (макс. 15 баллов):
При оценке каждой из выделенных задач учитываются:
Грамотность использования исторических фактов и терминов (4 балла);
Аргументированность авторской позиции (4 балла).
Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения (3 балла). Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе (2 балла).
Знание различных точек зрения по избранному вопросу (2 балла).
3. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении, осмысление развития своей личной позиции. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.
Темы эссе
1. «Крещение Владимира стало в какой-то степени продолжением его прежней политики, направленной на упрочение его державы и укоренение его власти… Христианство досталось ему, можно сказать, силой, в качестве своего рода военного трофея. И он спешит утвердить его в Русской земле как зримое свидетельство своей мощи» (А.Карпов)
2. «Подвиг Александра Невского усматривается в том, что его сдержанная и мудрая политика в отношении монголов сберегла русскую культуру (религию, язык и народность) от «азиатского засилья», что оправдывало и жестокое обращение с восставшим Новгородом» (Ф.-Б. Шенк)
3. «Именно Иван Калита, поднявшийся к верховной власти благодаря уникальному стечению обстоятельств, был духовным отцом героя Куликова поля Дмитрия Донского. Но Калита умел не допускать погрома в своих владениях. Дмитрий, потянувшись за своим великим дедом, в этом вопросе оказался далеко не столь успешным» (Н.Борисов)
4. «На первый период правления Ивана III, до 1480 года, приходится в основном завершение задач, поставленных в ходе феодальной войны второй четверти XV века – объединение земель вокруг Москвы и ликвидация остатков ордынского ига. Во второй период, после 1480 года, перед великокняжеской властью встали новые задачи – борьба с пережитками феодальной децентрализации и создание аппарата единого государства» (А.Зимин)
5. «У Бориса Годунова имелась своя программа, которая реализовывалась в делах его царствования и поначалу действительно приносила плоды. Но произошёл трагический разрыв между царскими обещаниями, ожиданиями людей и действительностью. Современники увидели всё ровно наоборот: голод, эпидемии и опалы. Это, пожалуй, и была причина исторического проигрыша Бориса Годунова» (В.Козляков)
6. «В своей правительственной деятельности Алексей Михайлович является очень крупным представителем государственной централизации и самодержавного строя, который он окончательно укрепил, так что при нём замерли отголоски Смутного времени, проявившиеся в движениях посадском, крестьянском и особенно казацком» (Д.Иловайский)
7. «Именно в царствование Екатерины II тенденция освобождения дворян от обязательной службы получила завершение, и некогда служилое сословие превратилось в привилегированное – при отмене обязанностей оно в полной мере воспользовалось привилегиями, число которых увеличилось» (Н.Павленко)
8. «Николай I не был реакционером, каким его изображали политические противники. Он был консерватором, но «консерватором с прогрессом», способным к определённым умеренным реформам «сверху», подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением» (Л.Выскочков)
9. «Александр II был первым правителем из династии Романовых, которому после вступления на престол предстояло стать инициатором эффектного возвращения России на международную арену… Ему удалось совместить оттепель, гласность с далеко идущей программой реформ, призванных преобразить Россию…» (Э.-К. Де Анкосс)
10. «Ленин был революционер-максималист и государственный человек… Он остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим, тираническим путём… В этом есть черта сходства с Петром Великим» (М.Ганди)