Время создания с точностью до половины столетия

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС

(максимальное количество баллов – 100)

1. Поясните происхождение и значение указанных наименований (1 балл за каждый правильный ответ; максимально – 5 баллов).

а) закупы –

_____________

б) рядовичи –

_____________

в) однодворцы –

_____________

г) половничество –

_____________

д) месячина –

_____________

2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. Максимальный балл – 8.

А)

1. Ясский договор А. Ликвидация Черноморского военного флота
2. Адрианопольский договор Б. Разграничение по р. Прут и Килийскому руслу
3. Ункяр-Искелесийский договор В. Автономия для Сербии и Дунайских княжеств
4. Парижский трактат Г. Признание Крыма частью России
  Д. Военный союз России и Турции

___________________________

Б)

1. Московское барокко А. Таврический дворец
2. Классицизм Б. «Бедная Лиза»
3. Сентиментализм В. Церковь Покрова в Филях
4. Реализм Г. «Записки охотника»
  Д. Особняк Рябушинского

____________________________

3. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Ответ запишите в виде ряда цифр (по 2 баллу за каждую правильную последовательность, дополнительный балл за указание исторической эпохи, к которой она относится; максимальный балл за все задание – 6).

А)

1. «Азовское сидение» донских казаков

2. Поход на Москву Василия Уса

3. Смоленская война

4. Соляной бунт

5. Медный бунт

________________________

____________________________________________________________

Б)

1. Введение всеобщей воинской повинности

2. Введение суда присяжных

3. Создание городских дум и управ как органов бессословного представительства

4. Отмена крепостного права

5. Частичная отмена предварительной цензуры

_________________________

______________________________________________________________

4. Заполните таблицу буквенными обозначениями предложенных элементов, учтите, что среди них могут находиться и лишние (максимально – 4 балла).

А) Австро-Венгрия, Б) Англия, В) Болгария, Г) Россия, Д) Франция, Е) Румыния, Ж) Германия, З) Турция, И) Италия, К) США

  К 1 августа 1914 г. К концу 1915 г.
Антанта    
Союз Центральных держав    

5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

Их фамилии (или имя),

Сферу их деятельности,

Время их деятельности с точностью до половины столетия

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 9 баллов).

А Б В

____________________________________________________________________________

6. Применительно к каждому представленному ниже произведению укажите:

Его название,

Художника,

время создания с точностью до половины столетия

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 6 баллов).

А. Б.

________________________________________________

7. Идентифицируйте фрагменты исторических источников и датируйте их (по 1 баллу за название документа и за датировку; максимально – 10 баллов).

А. «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели…»

_____________

Б. «…Кто имеет сыновей, и хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделить им при себе как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом…»

_____________

В. «Мы, рабочие и жители города С.- Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…»

_____________

Г. «Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей − учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».

_____________

Д. «После установления большевистского режима догма марксизма, еще более агрессивно и фанатично звучащая в ленинской интерпретации, стала отличным проводником чувства незащищенности, которое укоренилось в умах большевиков прочнее, нежели у предыдущих российских правителей. В этой догме, основанной на альтруизме целей, они нашли оправдание своего инстинктивного страха перед внешним миром; диктатуры, без которой они не представляли себе управления государством; жестокости, без которой они не могли обойтись; жертвам, которые они считали своим долгом принести».

_____________

8. 100 лет назад, 27 августа 1913 г. в небе над Киевом на самолете «Ньюпор» выпускник Нижегородского кадетского корпуса впервые выполнил фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии его именем.

Наши рекомендации