Образовательные технологии

Семестр Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
I Лекции Лекция – презентация Лекция - дискуссия
Практические занятия Индивидуальные кейс-задания Ролевая игра «Структурно-динамическое исследование» Круглый стол «Оценка результатов исследования»  
Итого:

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

Вопросы для промежуточной аттестации

1. Статус социолингвистики как научной дисциплины и ее место среди других научных дисциплин.

2. Социальная природа языка: история и современность.

3. Языковая личность.

4. Основные понятия социолингвистики.

5. Понятие межкультурной коммуникации.

6. Безэквивалентная и фоновая лексика и ее классификация.

7. Лингвострановедение как область знания.

8. Язык и государственная языковая политика.

9. Языки межэтнического общения: лингва франка, койне, пиджины.

10. Панорама языковой жизни в России.

11. Русский язык и языки народов РФ, их взаимодействие и развитие.

12. Правовой статус языка. Конституция РФ о языках.

13. Нация, этничность и язык. Понятие национальности.

14. Государственный, официальный, титульный языки.

15. Языковая ситуация в современной России.

16. Языковые конфликты: причина, характеристика, способы решения.

17. Владение языком как социолингвистическая проблема.

18. Народы мира и языки в эпоху глобализации.

19. Культуроцентризм, эгоцентризм, взаимодействие и сотрудничество.

20. Межкультурная коммуникация: вербальная, невербальная.

21. Основные формы невербальной коммуникации: кинесика, мимика, такесика, сенсорика, проксемика.

22. Явление «культурного», «лингвистического» и «коммуникативного» шока.

23. Коммуникативное поведение и культура.

24. Русское коммуникативное поведение.

25. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

26. Кросс-культурная грамотность и ее роль в современном обществе.

27. Психограмма русского человека.

28. Язык переговоров. «Мы» и «Они».

29. Время и пространство в языковой картине мира.

30. Социолингвистика и демография.

31. Язык, религия и народный менталитет.

32. Мировоззренческая безопасность речевой коммуникации. Свобода слова, экстремизм, ксенофобия, терроризм.

33.Методы социолингвистики (сбор материала, наблюдение, анкетирование, интервью, статистические материалы, письменные источники).

34. Социальная стратификация языка и социолект.

35. Язык и профессиональная этика.

36. Национально специфичные особенности речевого поведения.

37. Социально маркированные особенности речи

38. Социальная и языковая дифференциация.

39. Релевантные социальные характеристики речи.

40. Страты «гендер» и «возраст» как значимые в социальном измерении языка.

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций   Планируемый результат обучения
1. История становления и основные понятия социолингвистики ОК-3, ОК-4, ОК-10 знание - о движущих силах и закономерностях исторического процесса, - о становлении социальных наук и социолингвистики в частности
2. Язык и общество ОК-3, ОК-7, ОК-16 способность - толерантно относиться к социально-культурным различиям; - к культурному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий
3. Язык и государственная языковая политика ОК-2, ПК-1, ПК-2 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. знание статуса и роли русского языка в условиях многоязычия РФ способность - действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма;
4. Диалог языков и культур в эпоху глобализации ОК-7, ОК-3, ПК-4, ПК-5 способность - ориентироваться в сложной межкультурной и межконфессиональной проблематике, - к работе в коллективе, кооперации, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций
5. Языковая личность ОК-9, ОК-13, ПК-13, ПК-18 знание - понятийного аппарата социолингвистики способность - проведения экспертной диагностики и анализа устной и письменной речевой продукции, - определения характеристик стоящей за речевым произведением личности
6. Социальные страты и социолект ОК-13, ОК-9, ПК-19, ПК-22 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. способность - вести исследовательскую и диагностическую деятельность на высоком профессиональном уровне; - давать социально значимую характеристику речевому продукту, распознавать его социально маркированные элементы
Основные методы социолингвистического исследования ПК-20,ПК-21 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. способность - к адекватному применению социолингвистических методов в зависимости от задач и целей исследования, с учетом всех требуемых характеристик; - к анализу и обработке результатов; применения различных методов.

Наши рекомендации