Образовательные технологии
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
I | Лекции | Лекция – презентация Лекция - дискуссия | |
Практические занятия | Индивидуальные кейс-задания Ролевая игра «Структурно-динамическое исследование» Круглый стол «Оценка результатов исследования» | ||
Итого: |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Статус социолингвистики как научной дисциплины и ее место среди других научных дисциплин.
2. Социальная природа языка: история и современность.
3. Языковая личность.
4. Основные понятия социолингвистики.
5. Понятие межкультурной коммуникации.
6. Безэквивалентная и фоновая лексика и ее классификация.
7. Лингвострановедение как область знания.
8. Язык и государственная языковая политика.
9. Языки межэтнического общения: лингва франка, койне, пиджины.
10. Панорама языковой жизни в России.
11. Русский язык и языки народов РФ, их взаимодействие и развитие.
12. Правовой статус языка. Конституция РФ о языках.
13. Нация, этничность и язык. Понятие национальности.
14. Государственный, официальный, титульный языки.
15. Языковая ситуация в современной России.
16. Языковые конфликты: причина, характеристика, способы решения.
17. Владение языком как социолингвистическая проблема.
18. Народы мира и языки в эпоху глобализации.
19. Культуроцентризм, эгоцентризм, взаимодействие и сотрудничество.
20. Межкультурная коммуникация: вербальная, невербальная.
21. Основные формы невербальной коммуникации: кинесика, мимика, такесика, сенсорика, проксемика.
22. Явление «культурного», «лингвистического» и «коммуникативного» шока.
23. Коммуникативное поведение и культура.
24. Русское коммуникативное поведение.
25. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.
26. Кросс-культурная грамотность и ее роль в современном обществе.
27. Психограмма русского человека.
28. Язык переговоров. «Мы» и «Они».
29. Время и пространство в языковой картине мира.
30. Социолингвистика и демография.
31. Язык, религия и народный менталитет.
32. Мировоззренческая безопасность речевой коммуникации. Свобода слова, экстремизм, ксенофобия, терроризм.
33.Методы социолингвистики (сбор материала, наблюдение, анкетирование, интервью, статистические материалы, письменные источники).
34. Социальная стратификация языка и социолект.
35. Язык и профессиональная этика.
36. Национально специфичные особенности речевого поведения.
37. Социально маркированные особенности речи
38. Социальная и языковая дифференциация.
39. Релевантные социальные характеристики речи.
40. Страты «гендер» и «возраст» как значимые в социальном измерении языка.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
1. | История становления и основные понятия социолингвистики | ОК-3, ОК-4, ОК-10 | знание - о движущих силах и закономерностях исторического процесса, - о становлении социальных наук и социолингвистики в частности |
2. | Язык и общество | ОК-3, ОК-7, ОК-16 | способность - толерантно относиться к социально-культурным различиям; - к культурному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий |
3. | Язык и государственная языковая политика | ОК-2, ПК-1, ПК-2 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. | знание статуса и роли русского языка в условиях многоязычия РФ способность - действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; |
4. | Диалог языков и культур в эпоху глобализации | ОК-7, ОК-3, ПК-4, ПК-5 | способность - ориентироваться в сложной межкультурной и межконфессиональной проблематике, - к работе в коллективе, кооперации, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций |
5. | Языковая личность | ОК-9, ОК-13, ПК-13, ПК-18 | знание - понятийного аппарата социолингвистики способность - проведения экспертной диагностики и анализа устной и письменной речевой продукции, - определения характеристик стоящей за речевым произведением личности |
6. | Социальные страты и социолект | ОК-13, ОК-9, ПК-19, ПК-22 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. | способность - вести исследовательскую и диагностическую деятельность на высоком профессиональном уровне; - давать социально значимую характеристику речевому продукту, распознавать его социально маркированные элементы |
Основные методы социолингвистического исследования | ПК-20,ПК-21 ПСК-5.1. ПСК-5.2. ПСК-5.3. | способность - к адекватному применению социолингвистических методов в зависимости от задач и целей исследования, с учетом всех требуемых характеристик; - к анализу и обработке результатов; применения различных методов. |