I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя
Итак, друзья, внимание!
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
II. Вступительное слово учителя.
– На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные.)
– Какую работу выполняют гласные буквы? (Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.)
– А как вы определяете, твёрдый или мягкий звук обозначает буква? (По гласным буквам, которые стоят после них.)
– Какие гласные указывают на твёрдость согласных? (Гласные ы, у, о, а, э.) Какие гласные указывают на мягкость согласных?(На мягкость согласных указывают ю, и, ё, е, я.)
– Какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет? (Нет мягкого знака.)
– Отгадайте загадку:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
– Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока письма? Верно, научиться читать и писать слова с мягким знаком.
– Чем особенна буква мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква (знак); она обозначает мягкость согласных звуков на письме, если стоит после согласного.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику. Чтение рассказа Г. Юдина «Отец и мать».
– Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. Предположите, о чем будем читать.
– Прочитайте рассказ про себя, подготовьтесь к чтению вслух по ролям.
Чтение рассказа по ролям.
– Найдите в тексте слова, которые помогают услышать птичье пение.
– Чем похожи эти слова? (На конце слов – мягкий знак.)
– Докажите чтением отрывков из текста, что птички – заботливые родители.
Улей
Вот маленький улей
(Сгибают пальчики по одному на каждую строчку),
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья –
Одна, две, три, четыре, пять!
(Разгибают пальчики по одному.)
З-з-з-з-з!
(Резко поднимают руки вверх с растопыренными
пальчиками – пчёлы улетели.)
Работа в прописях.
1) Работа с загадками.
– Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Самостоятельная работа. Проверка работы.
– Какое слово «лишнее»? Сколько букв в слове медведь? Сколько звуков? Почему?
– Спишите одну из загадок.
2) Запись предложений по образцу.
– Найдите слово в слове. (Отступить, врагу,пришлось, рогами, встретил,лось.)
3) Списывание с образца печатного текста.
– Спишите стихотворение, подчеркните слова с мягким знаком. Рядом со словами укажите, сколько в них букв и звуков.
– Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.
IV. Итог урока.
– Прочитайте слова, записанные на доске: собака, лось, корова, кот.
– Сравните их по значению и найдите лишнее слово. Объясните почему. (Лось – дикое животное.)
– Сравните их по написанию, найдите лишнее слово. Объясните почему. (В слове «лось» есть мягкий согласный звук.)
– Что нового вы узнали на уроке? Какие новые слова узнали? Для чего нужен мягкий знак?
Урок 70
СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ
Цели:формировать понятие о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных и функции разделения; формировать навык чтения; закреплять навык звукового анализа слов; развивать фонематический слух, речь; формировать орфографические навыки.
Ход урока