Оборудование: учебник Ход урока. I. Организационный момент II . Слово учителя

Учитель. Сегодня у нас необычный урок , потому что мы попытаемся спасти героя мультфильма « В стране невыученных уроков» Витю Перестукина от сурового приговора и поможем ему вернуться домой.

Учитель. Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки
Давайте поможем Вите и совершим сказочное путешествие к берегам удивительной страны Лексика . Компасом будут служить ваши знания.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Учитель. Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, о лексике. Итак, вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? Учащиеся отвечают.

(Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка).

Учитель. Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение). Как называется наука о языке? Лингвистика . Ну а теперь начинаем путешествие

Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

Через моря Познания

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие

Опасные места.

В стране далекой Лексике

Ищите те пути,

Которые вас к знаниям

Помогут привести.
Учитель. Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности .

Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?

Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов.

Учитель. В чем отличие?

Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.

Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны- синонимов.

Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).
Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают его в словарь.

Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку)-непродолжительный перерыв.

После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.

Какое слово является доминантой, т.е. носителем главного значения ( перерыв)

Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа). Запишите это слово.

Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове ? ( оглушение согласной на конце слова). Затранскрибируем это слово

Учитель. Составьте предложение со словом перерыв. Разберите это предложение синтаксически.

Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить, какие виды синонимов знают учащиеся.

Учитель. 2. Следующий рубеж: вопрос для эрудитов!

Определите, какой вид синонимов встретился вам в следующих трех отрывках и запишите их:

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает..»

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит

На месяц зеркало наводит:

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

Вы знаете, что в русском языке слова «луна» и «месяц» обозначают один и тот же предмет, но обозначают его разными способами. Луна по своему происхождению связана с латинским словом, обозначающим « капризный», « непостоянный». Человек, называющий луну эти именем, хотел, видимо, подчеркнуть изменчивость ее формы.

Слово «месяц» связано со значением измерять . Месяц- значит измеритель. Видимо, человек так назвавший месяц хотел подчеркнуть, что с помощью измерения лунных фаз можно исчислять время.

Учитель. 3.Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?

Вот пошел он к синему морю;

Видит,- море слегка разыгралось…

Вот пошел он к синему морю;

(Помутилося синее море)…

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море)…

Старичок отправился к морю,

(Почернело синее море)…

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря…

Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.

4.Свирепый, лютый, злой (враг)- 1 ряд.

Торопиться , спешить, лететь, бежать - 2 ряд

Храбрый, отважный, смелый-3 ряд

5 Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется ……ПОРТРЕТ.

Учитель. Это словарное слово, запишите его, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии какого- нибудь человека».

Для чего нужны синонимы? Может, можно обойтись без них? Каковы функции синонимов? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов ,обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной)

Учитель. Ну вот , мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство.
Учитель.Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее.

«Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство».
Учитель. А как оно называется? Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы? ( антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Послушайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь ….НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь ….БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ….НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай …КОНЕЦ

Учитель..Следующее задание -доскажи пословицу:

- Корень учения горек, а плод его …сладок

- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает

- Ученье – свет, а неученье - …тьма

- Мягко стелет, да жестко … спать

- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого

- Знай больше, говори …меньше.

- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый

-Легко сказать, да…трудно доказать

- Правой рукой строит, а левой…разрушает

Учитель. Разберите слова « строит» и « разрушает» по составу. Один ученик разбирает на доске, остальные пишут. Учитель записывает на интерактивной доске этот разбор слов . Потом учащиеся смотрят запись и определяют, соблюден ли учеником порядок морфемного разбора.

Учитель 8. Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.

1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;

2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)
Самостоятельно:упр.229, упр.239
Рефлексия.

Учитель Вы должны оценить свою работу на уроке и качество урока при помощи цветных квадратиков, выбирая определенный цвет. Итак, если вы считаете,

что сегодня на уроке вы работали хорошо, и урок вам понравился , вы выбираете голубой квадратик, если вы работали хорошо, но урок не понравился, то вы выбираете зеленый квадратик, если не довольны собой, но урок понравился, то вы выбираете розовый квадратик, если не довольны собой и урок не понравился, то оранжевый квадратик.

- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)

- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)

- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.

- Что нового узнали?

Домашнее задание. упр.243, выуч прав. стр.136 и 140.


Наши рекомендации