III. Изучение нового материала
1. Работа с образцом заглавной буквы Ё.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ё. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Ё. (Буква Ёсостоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию влево; не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки. От этой точки начинаем писать второй элемент. Ведем округлую линию чуть влево, затем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, поднимаемся вверх над нижней линией рабочей строки. Ставим над буквой две точки.)
– Запишите эту букву в воздухе. Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках.
2. Письмо соединений заглавной буквы Ё с гласными буквами.
– Прочитайте соединения букв на следующих строчках. Как надо читать букву ёв начале слова? Запишите соединения букв.
– Посмотрите на только что написанные буквы и соединения букв. На пустой строчке напишите те элементы, буквы и соединения букв, которые у вас не получились или которые вы хотели бы написать ещё лучше. Продолжите заданную последовательность заглавных букв.
3. Игра на внимание «Найди такую же тройку букв».
– Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее красным карандашом.
– Запишите заданную последовательность букв на свободной строке. Продолжите запись до конца строки.
Есть в лесу три полочки
(Хлопают в ладоши):
Ели – ёлки – ёлочки
(Руки вверх – в стороны – вниз),
Лежат на елях небеса
(Руки вверх),
На ёлках – птичьи голоса
(Руки в стороны).
Внизу на ёлочках – роса
(Руки вниз, присели).
4. Работа с образцом строчной буквы ё.
– Рассмотрите образец строчной буквы ё. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Опишите направление движения руки при написании буквы ё.
(Начинаем писать букву с середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.)
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1-й и 3-й строчках.
Письмо гласных букв.
– Прочитайте буквосочетания на 4–5-й строчках. Чем они отличаются? Запишите каждое сочетание букв по три раза. (Учитель показывает образец записи на доске.)
Работа со схемами.
– Рассмотрите картинки. Впишите букву в слово, руководствуясь схемой. Какую букву вписали? Объясните почему. (В середине слова буква ё отдаёт команду «мягкости» согласному.)
– Прочитайте новые слова. (Мёд, пёс, свёкла.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах? (Звук [о].)
Урок 23
БУКВА Ё В НАЧАЛЕ СЛОВА
(обозначение звуков [й’] и [о])
Цели: формировать умение правильно обозначать звуки [й’o] и [о] буквами; развивать речь, фонематический слух, память.
Ход урока