О раздаче писем святителя против Пашковцев. Исход заботы о защите иконопочитания. О своем здоровье
Милость Божия буди с вами!
Насилу дождался присылки писем от о. Васильева. От Никитина тоже получил давно. Но это не все - только четыре первые, и эти сойдут. Но теперь что шлются (еще есть на почте тюки) - это все письма, и много их. Два тюка получил - до 200. На почте еще 3 тюка. Стало быть всех будет 400-500. Благодарствую. Теперь я их буду щедро рассылать в разные стороны. Тамбовцы, слышно, читают усердно. Если желаете, пришлю; шлю 10, - лучше чем дожидать, но раздавайте не иереям. Вам, - не пару экземпляров, а хоть пару десятков. Там раздавать можете для читания, - и так. Мудрость в них не велика. Но сведено под один обзор, и поставлено на своем месте, - что не худо действует на душу. Я сначала думал, что по пустякам болтал; а теперь надумалось, что не по пустякам. Кому-либо пригодится. Собирался было писать об иконопочитании. Но пришла благоверная, связала руки. На днях получил письмо от о. протоиерея Орловского Остромысленского, - где извещает, что он составил статью об иконопочитании, и печатает в Орле. Он был в Москве и там кто-то подзадорил его. Вот я и покоен. Мне же очень стало нравиться - ничегонеделание. И я ничего не делаю, хоть немножко и досадую на себя.
Глаз мой почти закрылся. Но другой бодрится. Прочее здоровье в порядке. Что будет писать о. Матвеевский, - готов перечитывать. Но он когда распишется, гладко и дельно будет писать.
Желаю вам нагуляться в деревне, - и набраться освежающих стихий. Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
Разные ответы. Продолжаются указания и советы составителю книги о жизни Спасителя
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Милость Божия буди с вами!
Письма уж и разослали! Если имеете еще места, куда послать, скажите. Пришлю хоть полсотни.
Горчакова диссертации не читал.
Белое духовенство ваше не может пройти без пользы. Если имеете еще что писать в том же роде, - пишите ничтоже сомняся.
Афон! Бог благословит, если есть охота. Мне же совсем не приходит желания побывать на нем. Хлопотно. А солнце то там, солнце! И здоровые глаза потеряешь.
О. Матвеевский кончил вступление. Предложите обрабатывать самое дело. Надобно нам наперед сговориться о плане. Ибо это очень важно. Спросите его, какого порядка будет он держаться. Скрип подымется, если он не по нашему поведет дело.
По моему следует держаться того плана, который у митрополита Филарета в церковно-библейской истории, с маленькими лишь отступлениями. Помните мою маленькую брошюрку: "Указание, как из 4 Евангелий сложить одну последовательную историю". Она вся есть доказание, что план митрополита Филарета - есть наилучший. Если о. Матвеевский желает следовать сему плану, то я пришлю вам для него сию брошюрку, с изменениями, какие нужно сделать. Я над этим теперь сижу.
Из наличных историй - Богословского - самая близкая к митрополиту Филарету. Гречулевичев свод во многом отступает от него - незаконно. Киев. проф. Орда - близок к нему, Фаррара - дрянь дрянью во всех отношениях.
Согласившись в плане, образ изложения надо предоставить пишущему. Но поменьше описания местностей и других сторонних вещей, - и побольше отеческого смысла в событиях.
Вы кажется сказали, что будет 300 картин. Се добре. Но надобно проревизовать сии картинки. Доложите афонцам, что вышинский владыка готов это сделать.
Сделали бы карандашом эскизы. Я бы ноты поделал.
Если бы на всякое событие по картинке, куда бы как хорошо? Хоть не так больших, а как у Гречулевича, только немножко побольше. Можно вместо 12 в листе, по 6 и даже по 4.
Нам ведь стыдно будет, если пропустим что не складное. Отцы на нас полагаются.
Благослови вас Господи! Спасайтесь! Здоровья вам желаю и мира душевного.
Ваш богомолец Еп. Феофан. 24 августа 1881 г.