Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методический комплект по литературе:

· Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Природа и человек» 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

· Данилов Д.Д., Данилова О.А., Кузнецов С.С. «Человек и человечество». 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

2.Учебники предназначены для организации учебной деятельности учащихся;

· Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2 частях.

3Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;

· Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,4 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2011

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п Тема урока       Виды деятельности уч- Планируемые результаты Дата    
            ся        
                план факт  
  Глава I. Человек и его строение - 16ч        
1. Как устроен организм   Общее представление   05.09 05.09  
  человека. Основные системы   о строении и Регулятивные УУД:      
  органов тела человека и их   основных функциях Самостоятельно формулировать цели урока после      
  роль в жизни организма.   организма человека. предварительного обсуждения.      
              Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при      
2. Кожа «пограничник»   Характеризовать необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 07.09 07.09  
  организма. Строение кожи.   основные функции (Н) Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с      
  Кожа и её роль в защите от   и особенности учителем.      
  холода и жары, внешних   строения (П) систем Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при      
  воздействий,   микробов   органов человеческого необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.      
  (бактерий). Проверочная   тела. Познавательные УУД:      
  работа №1 на тему: «Как   Характеризовать Перерабатывать полученную информацию: делать      
  устроен   организм   правила оказания выводы на основе обобщения знаний.      
  человека» (20 мин)   первой помощи при Коммуникативные УУД:      
            несчастных случаях Слушать других, пытаться принимать другую точку      
            (Н). зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.      
            Выявить потенциально Познавательные УУД:      
            опасные ситуации для Добывать новые знания: извлекать информацию,      
            сохранения жизни и представленную в разных формах (текст, таблица, схема,      
            здоровья человека (Н). иллюстрация и др.).      
            Извлекать (по заданию        
            учителя) необходимую        
            информацию из        
            учебника и        
            дополнительных        
            источников знаний        
            (словари,        

              энциклопедии,      
              справочники) об      
              особенностях строения      
              и жизнедеятельности      
              организма человека,      
              подготовка докладов и      
              обсуждение      
              полученных сведений      
              (П).      
                 
3. Как человек двигается.   Общее представление   12.09 12.09
  Внутренний скелет, его   о строении и      
  преимущества и недостатки.   основных функциях      
  Непрерывный рост костей.   организма человека.      
  Кости и их прочность.   Участие в диспуте,      
                 
  Суставы. Практическая   посвященном выбору      
  работа №1 «Составление   оптимальных форм      
  режима дня» (15 мин)     поведения на основе      
4. Путешествие бутерброда.   изученных правил   14.09 14.09
  Органы пищеварения. Зубы   сохранения и      
  и жевание. Рот и язык.   укрепления здоровья      
  Глотка, пищевод, желудок,   (П).      
  кишечник, печень.   Извлекать (по заданию      
  Проверочная работа №2 на   учителя) необходимую      
  тему: «Кожа и опорно-   информацию из      
  двигательная система» (20   учебника и      
  мин)           дополнительных      
              источников знаний      
              (словари,      
              энциклопедии,      
              справочники) об      
              особенностях строения      
              и жизнедеятельности      
                       

    организма человека,      
    подготовка докладов и      
    обсуждение      
    полученных сведений      
    (П).      
           
    Характеризовать      
    основные      
    функции (Н) и      
    особенности строения Регулятивные УУД:    
    (П) систем органов Самостоятельно формулировать цели урока после    
    человеческого тела. предварительного обсуждения.    
    Характеризовать Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при    
    правила оказания необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.    
    первой помощи при Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с    
    несчастных случаях учителем.    
    (Н). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при    
5. Как удаляются ненужные Выявить потенциально необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.    
  вещества. Органы выделения опасные ситуации для Познавательные УУД:    
  и их роль в удалении сохранения жизни и Перерабатывать полученную информацию: делать    
  вредных веществ и лишней здоровья человека (Н). выводы на основе обобщения знаний. 19.09 19.09
  воды из клеток. Почка, Моделировать в ходе Коммуникативные УУД:    
  мочевой пузырь. практической работы Слушать других, пытаться принимать другую точку    
    ситуации по зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.    
    применению правил Познавательные УУД:    
    сохранения и Добывать новые знания: извлекать информацию,    
    укрепления здоровья, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,    
    по оказанию первой иллюстрация и др.).    
    помощи при      
    несчастных случаях      
    (П).      
           

5. Для чего и как мы дышим. Выявить потенциально Органы дыхания: носовая опасные ситуации для полость, глотка, трахеи, сохранения жизни и бронхи, легкие. Гигиена здоровья человека (Н).

  дыхания. Проверочная Моделировать в ходе
  работа №3 на тему: практической работы
  «Пищеварение и ситуации по
  выделение» (20 мин) применению правил
6. Волшебная восьмёрка. Круги сохранения и
  кровообращения. Сердце – укрепления здоровья,
  насос.     по оказанию первой

7. Что такое кровь? Перенос помощи при

  питательных веществ и несчастных случаях
  кислорода ко всем клеткам (П).
  тела. Кровь и её красный  
  цвет.        
8. Почему наш организм Общее представление
  работает слаженно. Мозг – о строении и
  орган управления. Нервная основных функциях

       
    21.09 21.09
Познавательные УУД:   26.09 26.09
Перерабатывать полученную информацию: делать    
выводы на основе обобщения знаний.    
Коммуникативные УУД:   28.09 28.09
Слушать других, пытаться принимать другую точку    
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.    
Доносить свою позицию до других: высказывать свою    
точку зрения и пытаться её обосновать, приводя    
аргументы   03.10 03.10
Коммуникативные УУД:      
Слушать других, пытаться принимать другую точку    
       

  система: мозг и нервы. организма человека. зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.    
  Проверочная работа №4 на   Познавательные УУД:      
  тему: «Дыхание и   Перерабатывать полученную информацию: делать    
  кровообращение» (20 мин)   выводы на основе обобщения знаний.    
          Коммуникативные УУД:      
          Доносить свою позицию до других: высказывать свою    
          точку зрения и пытаться её обосновать, приводя    
          аргументы      
               
9. Окна в окружающий мир. Выявить потенциально Коммуникативные УУД:   5.10 5.10
  Полушария – самая главная опасные ситуации для Доносить свою позицию до других: высказывать свою    
  часть мозга человека. Наши сохранения жизни и точку зрения и пытаться её обосновать, приводя    
  ощущения. Мышление. здоровья человека (Н). аргументы      
  Проверочная работа №5 на Моделировать в ходе Познавательные УУД:      
  тему: «Нервная система» практической работы Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно    
  (20 мин)     ситуации по предполагать,какая информация нужна для решения    
10.       применению правил учебной задачи в один шаг.   10.10 10.10
  Многогранный мир чувств. сохранения и Регулятивные УУД:      
  Нос – орган обоняния. Ухо – укрепления здоровья, Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при    
  орган слуха. Язык – орган по оказанию первой необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.    
  вкуса. Кожа – орган помощи при Регулятивные УУД:      
  осязания. Орган равновесия. несчастных случаях Самостоятельно формулировать цели урока после    
  Боль – сигнал опасности. (П). предварительного обсуждения.      
          Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с    
          учителем.      
          Познавательные УУД:      
          Перерабатывать полученную информацию: делать    
          выводы на основе обобщения знаний.    
          Добывать новые знания: извлекать информацию,    
          представленную в разных формах (текст, таблица, схема,    
          иллюстрация и др.).      
                 

11. Родители и дети. Характеризовать     12.10 12.10  
  Размножение свойство основные функции (Н) Регулятивные УУД:        
  живых организмов. Эмбрион и особенности Самостоятельно формулировать цели урока после      
  орган   матери. строения (П) систем предварительного обсуждения.        
  Проверочная работа №6 на органов человеческого Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при      
  тему: «Органы чувств» (20 тела. необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.      
  мин)         Характеризовать Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с      
12.           правила оказания учителем.   17.10 17.10  
            первой помощи при Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при      
            несчастных случаях необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.      
  Отчего мы иногда болеем. (Н). Познавательные УУД:        
  Травмы. Микробы Выявить потенциально Перерабатывать полученную информацию: делать      
  возбудители   болезней. опасные ситуации для выводы на основе обобщения знаний.      
  Бактерии и вирусы. сохранения жизни и Коммуникативные УУД:        
  Проверочная работа №7 на здоровья человека (Н). Слушать других, пытаться принимать другую точку      
  тему: «Родители и дети» (20 Моделировать в ходе зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.      
  мин)         практической работы Познавательные УУД:        
            ситуации по Добывать новые знания: извлекать информацию,      
            применению правил представленную в разных формах (текст, таблица, схема,      
            сохранения и иллюстрация и др.).        
            укрепления здоровья,          
            по оказанию первой          
            помощи при          
            несчастных случаях          
            (П).          
               
  II Происхождение человека          
13. Наши предки древесные Характеризовать     19.10 19.10  
  жители. Хорошо развитая основные функции (Н) Регулятивные УУД:        
  рука, зрение и сложный мозг. и особенности Самостоятельно формулировать цели урока после      
  Двуногое передвижение, строения (П) систем предварительного обсуждения.        
  вертикальная постановка органов человеческого Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при      
  тела, освобождение рук от тела. необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.      

  функций передвижения и Характеризовать Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с        
  высоко посаженная голова.   правила оказания учителем.        
14. На заре человечества. первой помощи при Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при 24.10 24.10    
  Обезьянолюди – древнейшие несчастных случаях необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.        
  люди   нашей   планеты. (Н). Познавательные УУД:        
  Изготовление орудий труда. Выявить потенциально Перерабатывать полученную информацию: делать        
  Проверочная работа №8 на опасные ситуации для выводы на основе обобщения знаний.        
  тему: «Происхождение сохранения жизни и Коммуникативные УУД:        
  человека» (20 мин)     здоровья человека (Н). Слушать других, пытаться принимать другую точку        
15. Повторение по теме   зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 26.10 26.10    
    Познавательные УУД:        
  «Человек и его строение»          
    Добывать новые знания: извлекать информацию,        
  Контрольная работа №          
    представленную в разных формах (текст, таблица, схема,        
  на тему: «Строение и          
    иллюстрация и др.).        
  происхождение человека»          
             
  (35 мин)                      
               
  Глава II. Рукотворная природа -18ч          
16. Рукотворная жизнь. Породы Влияние деятельности Познавательные УУД: 7.11 7.11    

и сорта. Искусственный человека на природу. Перерабатывать полученную информацию: делать

  отбор. Проверочная работа   выводы на основе обобщения знаний.    
  №9 на тему: «Рукотворная   Коммуникативные УУД:    
  жизнь» (20 мин)     Слушать других, пытаться принимать другую точку    
17. На службе у человека.   зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 9.11 9.11
  Породы   и сорта.   Доносить свою позицию до других: высказывать свою    
  Искусственный отбор.   точку зрения и пытаться её обосновать, приводя    
  Животноводство и   аргументы    
  растениеводство, их роль в   Коммуникативные УУД:    
  хозяйстве человека.   Слушать других, пытаться принимать другую точку    
18. Покорение силы Наклонная   зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 14.11 14.11
  плоскость и колесо и их   Познавательные УУД:    
  применение   человеком.   Перерабатывать полученную информацию: делать    
  Клин, блок, ворот.   выводы на основе обобщения знаний.    
  Проверочная работа №10   Коммуникативные УУД:    
                 

Наши рекомендации