Тема 3: Ф.Рабле и его роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Теория “смеховой народной культуры” М. М. Бахтина

Семинар 1 : «Декамерон» Боккаччо.

1. Сюжетно-композиционное строение книги: смысл полного названия книги (подзаголовок князь Галеотто), какие ассоциации оно должно было вызывать, соотношение с «Божественной комедией Данте»; сборник или целостная книга? функция и смысловое содержание обрамляющего сюжета (можно ли говорить о пире во время чумы); Проанализируйте авторское вступление к первому дню). В чьих русских переводах выходил «Декамерон»?

2. Описание рассказчиков: насколько они условны? Можно ли говорить о наличии у каждого характера или индивидуальных характеристик? Что значат имена рассказчиков и откуда их берет Боккаччо?

3. Какой теме посвящен каждый из 10 дней, и есть ли в этом логика, можно ли говорить об особом композиционном плане в последовательности тем ? Сравните день девятый и первый. Почему тема девятого дня тоже свободная? Как осуществляется принцип «свободы выбора»?

4. В чем суть жанра новеллы у Боккаччо? Проанализируйте с этой точки зрения новеллу 9 пятого дня (функция метафорического образа сокола).

5. Чему посвящены новеллы первого дня? Чем объясняется выбор сюжета для первой новеллы о Шапелетто (Чаппелето). Проанализируйте эту новеллу.

6. Проанализируйте новеллу 2 и 3 первого дня. Как она соотносится с первой и с учением о «двойной истине»?

7. Тема насмешки и остроумия в «Декамероне» (день 7 и 8). Каковы темы этих дней? Сравните новеллу 2 седьмого дня и 8 из восьмого дня.

8. Обман и хитроумие. Грех или гимн предприимчивости? Проанализируйте новеллы 3 и 10 третьего дня

9. Тема судьбы в «Декамероне». Сравните день второй и день четвертый. Переход от счастья к несчастью и наоборот как новеллистический принцип у Боккаччо. Несчастная и счастливая любовь как проявление судьбы. Сравните новеллу второго дня и новеллу дня четвертого.

10. Концепции любви в «Декамероне». Проанализируйте новеллу 1 пятого дня. (Имя героя, воздействие на него любовного чувства, как меняется герой ?). Является ли эта концепция любви универсальной для Декамерона. Как соотнести ее с «непристойными» исторями (сранить с новеллой 3 третьего дня)

11. Почему главной темой именно шестого дня становится слово. Как формулируется тема этого дня. Проанализируйте новеллы 1, 5 и 9.

12. В чем смысл новелл десятого дня и чем объясняется «серьезный» тон этого дня? Какие добродетели прославляются в этот день

13. Проанализируйте новеллу 10 (о Гризельде). Почему эта новелла завершает книгу?

Литература

Текст

Боккаччо. Декамерон. Рамка: Вступление ко всей книге, Вступление к дню первому,, Заключение, Введение к 4-му дню; День первый (новеллы 1, 2, 3), День второй (новелла 5)День третий (3, 10), День четвертый (новелла 1)День пятый (новелла1, 9) , День 6 (1, 5, 7), День седьмой (новелла 2), День восьмой (новелла 8), День десятый (новеллы 3, 8, 9, 10)

Учебники:

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2 т. – М.: Владос, 2001. Т. 1. С. 66—91.

Научная литература

Веселовский А.Н. Художественные и этические задачи «Декамерона» // Веселовский А.Н. Избранное: на пути к исторической поэтике. М., 2010. С. 417—504.

Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. М., 1982

Семинар 2. Ренессансная лирика: Петрарка и Шекспир.

  1. Жанровый состав «Книги песен».
  2. Формальная и смысловая структура сонета. Сонет: жанр или форма? Сравнить структуру английского и итальянского сонета.
  3. Структура и композиция «Книги песен» Петрарки и «Сонетов» Шекспира? Есть ли лирический сюжет?
  4. Выделите сквозные мотивы «Книги песен» и «Сонетов». Любовь и смерть у Петрарки и Шекспира.
  5. Образ Лауры и «смуглой леди». Образ «друга»
  6. Роль метафоры в поэзии Петарки и Шекспмра. Выделите ключнвые метафорические образы.
  7. Лирическое «я» в лирических циклах Петрарки и Шекспира.
  8. Русские переводчики поэзии Петрарки и Шекспира.

Тексты

Петрарка Ф. Книга песен (http://www.lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_1.txt).

Шекспир У. Сонеты

Учебники

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2 т. – М.: Владос, 2001. Т. 1, 2.

Литература

Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere: 1304 – 1904 // А. Н. Веселовский. Избранные статьи. - Л.: Художественная литература, 1939.

Томашевский Н. Петрарка и его "Книга песен" // Петрарка Ф. Лирика. М., 1980. - С. 5—16. (http://www.philology.ru/literature3/tomashevsky-80.htm).

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. - М.: Наука ,1974. С. 61—75, 154—169. (http://mexalib.com/view/41524).

Пильщиков И.А. Петрарка в России (Очерк истории восприятия) // Петрарка в русской литературе. М., 2006. Кн. 1.. С. 15—40 (http://www.v-ivanov.it/wp-content/uploads/2011/04/pilshhikov_petrarka_v_rossii_2006_text.pdf).

Аникст А. Поэмы, стихотворения и сонеты Шекспира (http://www.philology.ru/literature3/anikst-60.htm).

М. Л. Гаспаров, Н. С. Автономова. Сонеты Шекспира - переводы Маршака (http://www.philology.ru/linguistics1/gasparov-01f.htm).

Тема 3: Ф.Рабле и его роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Теория “смеховой народной культуры” М. М. Бахтина

(2 ч.)

Вопросы

1. Историко-культурный контекст возникновения романа Рабле. Понятие «осень средневековья» (Хёйзинга), особенности «северного» предвозрождения и Возрождения.

Как этот культурный сдвиг отражается в тексте романа? Сравните письма Грангузье и Гаргантюа своим сыновьям, обучающимся в Париже (кн. 1 (гл. 29) и кн. 2 (гл. 8)).

2. История создания книги и личность Рабле.

3. Какие средневековые жанры стали почвой для создания «Г. и П.»? На какие из них преимущественно ориентируется каждая из книг? Роль средневековой традиции и гуманистический эксперимент Рабле. «Народные средневековые книги» и роман Рабле. Откуда имена Гаргантюа и Пантагрюэль? Гл. 10 – рассуждение о символике цвета.

4. Каким образом обыгрываются структурные особенности жанра хроники в кн.1 (Пролог, гл. 1)? Концепция двойного смысла (что такое силены? – кн.1, «От автора»).

5. Почему современники Рабле воспринимали его книгу в контексте рыцарских романов?

6. Каким образом Рабле создает иллюзию исторической достоверности?

7. Отличие кн. 2 от кн. 1. Хроникальное и аллегорическое начало в кн. 1 и 2. Привести примеры аллегорических эпизодов. В чем смысл (смыслы) «мозговой субстанции», по выражению Рабле, которую надлежит «высосать» читателю? Как проявляется сюжетная симметрия книг первой и второй? Совпадают ли симметричные эпизоды по смыслу?

8. В чем смысл противопоставления книг 1-2?

9. В чем проявляется у Рабле «игровое» отношение к разным типам текстов и, соответственно, к разным культурным пластам и риторическим кодам? В чем смысл словотворчества Рабле? Как переведены некоторые «неологизмы» Рабле (приведите примеры)? Латынь и французский (кн.2, гл. 6)

10. Тема «воспитания государя». Как в разных книгах описывается детство героя? Рабле об образовательной программе средних веков и возрождения. Домашнее образование и университетская наука. Послание Гаргантюа как пародия на гуманистическую программу воспитания молодого короля. Ко такой Панург, к какой культуре он принадлежит и в чем функция этого персонажа? Пародия на книжную науку.

11. Телемское аббатство как гуманистическая утопия Рабле. Сравнить с просвещенным кружком у Боккаччо.

12. Природа смеха у Рабле. Концепция Бахтина народной смеховой культуре в романе. Исчерпывает ли эта концепция смеховую стихию в романе? Что вкладывает Рабле в поняие «пантагрюэлизм»?

Литература

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1, 2.

Научная литература

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (Глава 2: Площадное слово в романе Рабле). URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html

Дживелегов А. РАБЛЕ (Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М., 1973. - С. 5-26). URL: http://www.philology.ru/literature3/dzhivelegov-73.htm

Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. Гл. 22: Приход новых форм. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/22.php

Дополнительная

А. Н. Веселовский. Раблэ и его роман. Опыт генетического объяснения// А. Н. Веселовский. Избранные статьи. Л.,1939.

Предлагаемые темы докладов:

1. Какое место в истории романного жанра занимает книга Рабле

2. Пародия как путь создания романной формы

3. Утопическая идея и ее преломление в романном жанре: Рабле и Т.Мор

Наши рекомендации