Символика Телемского аббатства и образ брата Жана в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

За двадцать лет создания романа жизнь вокруг менялась. Поэтому в романе и нет полного единства. Однако основные идеи остаются. Начинает с мажорных тонов, прославляет расцвет наук и просвещения. Новый гуманистический идеал в картине Телемского аббатства, содружества интеллигентов, которые работают над усовершенствованием природы человека. Это аббатство не знает правил, стесняющих развитие личности, здесь все красиво. Все жители аббатства ученые. Рабле зло осмеивает средневековый суд, феод войны, старую систему воспитания. Религиозный фанатизм. Жан – безрелигиозный монах, сбросив рясу побил захватчиков виноградника – воплощение народной мощи, здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует и не приукрашивает народ. Жан не совершенен. Грубоват, неотесан, примитивен. Но у него огромные возможности дальнейшего развития. Именно ему принадлежит замысел создания телемского аббатства.

Плеяда» и П. де Ронсар.

Пьер де Ронсар (фр. Pierre de Ronsard; 11 сентября 1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа — 27 декабря 1585, аббатство Сен-Ком, Турень) — французский поэт, глава так называемой «Плеяды», проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литератур.

Ронсар происходил из знатной семьи, будучи сыном Луи де Ронсара (1485 - 1544), служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Оглохнув ещё в молодые годы, он отказался от придворной жизни, изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора и создал, вместе с дю Белле и Баифом план обширной поэтической реформы, изложенный в «Defense et Illustration de la langue francaise» дю Белле (недостаточно естественного творчества, нужна доктрина… следует заимствовать у древних все роды поэзии… грабить без зазрения совести сокровища дельфийского храма и т. д.).

«Оды» (1550) Р. были первым практическим применением этой доктрины и встречены были ликованием, как и последующие его произведения: «Amours et Odes» (1552), «Hymnes» (1555), «Meslanges», «Oeuvres» (изд. 1560), «Elegie sur les troubles d’Amboise» (1560), «Institution pour l’adolescence du roy» (1562), «Discours des miseres de ce temps» (1562), «Remonstrance au peuple de France», «Response aux injures et calomnies», «Franciade» (1572).

Ронсар окружен был при жизни такой же славой и почетом, как в наше время — В. Гюго. В XVII в. Ронсар был осужден Буало в «Art poetique» и с тех пор был совершенно не известен до начала XIX в., когда Сент-Бев романтики восстановили славу его лирики. В современной французской поэзии Ронсар, как и некоторые другие поэты XVI и даже XV вв., популярнее поэтов классического XVII в. Ронсар — по преимуществу лирик. Условность ложной доктрины побуждала его сочинять искусственные «пиндаровские оды», в которых поэзия подавлена учёностью; но стих его в этой трудной школе приобрел большую гибкость.

Отбросив антистрофу и эпод, Ронсар ввёл лирические формы высокой красоты и звучности. Он внёс во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во всём его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь, смерть, жизнь природы. В некоторых пьесах (например, «Mignonne, allons voir si la rose», «Nous vivons, ma Panias», «Quand Vous serez vieille») Ронсар — прямой предшественник лиризма XIX в. Главный его недостаток — однообразие внутреннего содержания, отсутствие сильной индивидуальности, стремление заместить своё «я» учёными припоминаниями. Великим поэтом Ронсар может быть назван только как созидатель богатой лирической формы, разнообразных новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Ронсара создать эпопею («Franciade») оказалась неудачной; поэма незакончена и слаба.

Середина 1530х годов характеризуется для всей Европы наступлением реакции. Это движение (обычно именуется контрреформацией) вызвано страхом феодальных сил к народным восстаниям и брожением народных идей в первой половине 16 в. В этот период дворянство берёт на себя преобладающую роль в умственном и литературном движении, почти полностью берёт в свои руки культурную и художественную жизнь страны.

В этой обстановке, в середине 16 в, развивается деятельность «Плеяды», представляющей собой одно из крупнейших явлений французского Возрождения. В конце 1540х гг. возник литературный кружок, состоявший из нескольких молодых образованных дворян, энтузиастов, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой, гуманистической по своему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии.

«Плеяда» - созвездие из 7и звёзд, по числу его членов. Руководителем и общим учителем группы юных поэтов был знаток древних языков и литератур Дора, но вскоре истинными вождями её сделались Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. В 1549г вышел в свет манифест этой поэтической школы – «Защита и прославление французского языка», составленный дю Белле, но вдохновлённый в значительной степени Ронсаром.

Произведение это состоит из двух частей:

1) посвящена проблеме поэтического языка

2) теории поэзии. Дю Белле учит двум стилям:

1) высокому (трагедия, ода, эпическая поэма)

2) низкий (фарс, комедия). + даёт ряд указаний к стихосложению (требует чистоты и лёгкости без перенесения античной метрики). «Плеяде» покровительствовал Генрих II, что позволило кружку существовать при дворе.

Через год после выхода «Защиты и прославления французского языка», он дебютирует в качестве поэта первым сборником «Оды» (1550). С этого момента к Ронсару приходит слава, не покинувшая его в течении всей жизни.

Творчество Ронсара можно разложить на несколько периодов:

1) 1550-1560 – период борьбы за новый стиль и новые жанры. В этот период Ронсар создал наиболее яркие свои произведения. Он начал с од, пытаясь перенести во французский язык форму древнегреческой, пиндаровской оды. Цель Ронсара – героизировать современную ему Францию, прославить абсолютизм как выражение национального единства. Попытка неудачна и Ронсар начинает культивировать радости сельской жизни (в одах). Любовная поэзия в сборнике «Любовь к кассандре», «Любовь к Марии», здесь он пользовался формой сонета, которую он разработал до совершенства. В начале чувствуется влияние Петрарки, но затем Ронсар от него освобождается, приобретая вполне индивидуальную форму и тон.

2) 1560-1572 Ронсар становится в значительной степени придворным поэтом. Сочиняет мадригалы, эпиграммы, изящные маленькие стихотворения на случай, сочинение которых он раньше осуждал. В то же время он работает над огромной национальной эпопеей «Франсиада», оставшейся незаконченной (из 24 песен только 4). В основе – легенда о происхождении современных европейцев от древних троянцев, считавшихся носителями высшей доблести. Ронсар пишет замечательные по глубине чувства «Элегии», серию стихотворных «Рассуждений» на политические темы, в которых проявляет душевное благородство и независимость мысли.

3) после 1572г. Ронсар разочаровывается в королевском дворе и уходит в мир личной жизни. В этот период он создаёт такой поэтический шедевр как «Сонеты к Елене» - песни трогательной поздней любви, полные сдержанности и платонизма, но вместе с тем живой затаённой страсти. Несмотря на многообразие и изменчивость творчества Ронсара, оно обладает большим внутренним единством. Общая черта – светлое эпикурейское восприятие жизни. Жизнь для Ронсара – сад, полный прекрасных плодов.

Ронсар – величайший певец любви, она у него всегда материальная, но вместе с тем одухотворённая, как образ любимой женщины.

В сатирическом «Гимне золоту» Ронсар порочит деньги, в «Рассуждение о богатстве», Ронсар в идеальных красках рисует жизнь первобытных племён жителей Америки. Критика его абстрактна, он скорее выдвигает идеал умеренной и тихой жизни, он утопичен. Гуманизм Ронсара не воинствующий, он понимает, что невозможно изменить мир, в как и другие члены «Плеяды» он не разрешил основных задач, которые поставил перед собой. Он не создал новую поэзию, но реформировал старую.

Дю Белле – второй по значительности поэт «Плеяды». Его творчество превосходит творчество Ронсара своей задушевностью и лиризмом. В поэзии его - соединение черт из античности и реалистическая простота народной поэзии + оттенок меланхолии и неудовлетворённости окружающим. Его лучший сборник – «Сожаления» и «Древности Рима». Основное их содержание – восхваление величия древнего Рима, сетование на нынешнее падение «вечного города», ставшего столицей интриг и авантюр. Идея исторической неизбежности и творческой силы истории придаёт критике современности у дю Белле более философский и глубокий хар-р, чем у Ронсара. Чувствуется и тоска по родной Франции в суетливом Риме.

В сердце «Плеяды» зародилась так же ренессансная французская трагедия. Ронсар и дю Белле не написали ни одной трагедии. Её французским отцом является Этьен Жодель. Долгое время трагедии писались учёными гуманистами на латыни (Скалигер), переводились древние трагедии, или они же писались студентами для практики и увеселения. Все требования к написанию трагедии соблюдены у Жоделя в его первой трагедии «Пленная Клеопатра». Его вторая трагедия – «Дидона, приносящая себя в жертву» (только монолог Дидоны, что привело к развитию психологического анализа). Язык трагедий риторичен и нередко напыщен.

Французское возрождение не способно было создать столь же великую национальную драматургию, как в Испании или Англии т.к. здесь не хватало подъёма национального самосознания и больших событий народно-исторического х-ра, открывающего далёкие перспективы (= развитие театра).

Наши рекомендации