Знакомство с новым учебником

Литературное чтение

Урок 1. Введение. Знакомство с учебником

Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем; обобщить знания, полученные па уроках литературного чтения во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.

Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного клас­са; магнитная азбука (из нее составлено название учебника); у каждого учащегося: карточки с текстами и заданиями; учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Вариативное чтение

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Первый раз в первый класс

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки складывать в портфели.

В первый раз заходят в класс

Первоклашки-новоселы.

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Все за парты. Вот тетрадь.

Взяли в руки ручки смело...

Хватит бегать и играть,

Мы займемся взрослым делом!

Пусть нас спросят у доски —

Всем мы с гордостью ответим:

МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,

А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!

Т. Бокова

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердитель­ной интонацией; с интонацией раздражения; восхищения; свеселой интонацией).

Выразительное чтение

— А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Кто чему научится

Чему первым делом

Научится кошка?

— Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

— Летать!

Чему первым делом

Научится школьник?

— Читать!

В. Берестов

— Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?

— Чему мы будем учиться на уроках?

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, прочи­тав запись.

ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ

— Как надо прочитать? (Справа налево.)

Да, страна называется «Литературное чтение».

— Прочитайте на доске стихотворение.

Обращение писателяк читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С. Михалков

— Почему автор призывает вас читать всю жизнь? Что значит набираться ума? (Высказывания детей.)

— Прочитайте выразительно это стихотворение.

— У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Уче­ники вспоминают правила обращения с книгой.)

— Как называется наш учебник? (Литературное чтение.)

— Почему две книги? (Учебник состоит из двух частей.)

— Как вы думаете, почему у него две части? (Чтобы легче было носить. Иначе получился бы очень тяжелый учебник.)

— Что нарисовано на обложке учебника и почему? (Ответы детей.)

— А какие разделы указаны в содержании?

(Дети находят содержание и читают названия разделов: «Са­мое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэ­тическая тетрадь 1», «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки». Знакомство с условными обо­значениями в учебнике.)

— Рассмотрите условные обозначения. Какие из них вы за­помнили? (Синий прямоугольник — найди слово в словарике в конце учебника. Зеленый прямоугольник — посмотри обо­значение слова в рубрике «Проверь себя». Розовый прямоуголь­ник — найди слово в толковом словаре или энциклопедии.)

— Найдите словарик в конце учебника. На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен на с. 218—220. Во второй — на с. 216—217.)

— Нравятся ли вам учебники? Чем? (Да, они новые, очень кра­сивые и, скорее всего, интересные.)

— Какие правила работы с книгой вы знаете и для чего они су­ществуют? (Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги. Надо обязательно надеть обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо акку­ратно и т. д.)

— Назовите авторов учебника.

IV. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. (Ходьба на месте.)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, (Ходьба.)

Руки поднимать, (Руки вверх.)

Приседать и вставать, (Приседания 4—6 раз.)

Прыгать и скакать. (10 прыжков.)

Наши рекомендации