Знакомство с новым учебником
Литературное чтение
Урок 1. Введение. Знакомство с учебником
Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем; обобщить знания, полученные па уроках литературного чтения во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.
Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного класса; магнитная азбука (из нее составлено название учебника); у каждого учащегося: карточки с текстами и заданиями; учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Вариативное чтение
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Первый раз в первый класс
Вот осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новоселы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело...
Хватит бегать и играть,
Мы займемся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски —
Всем мы с гордостью ответим:
МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,
А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
Т. Бокова
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией; с интонацией раздражения; восхищения; свеселой интонацией).
Выразительное чтение
— А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
В. Берестов
— Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?
— Чему мы будем учиться на уроках?
III. Работа по теме урока
Знакомство с новым учебником
— А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, прочитав запись.
ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ
— Как надо прочитать? (Справа налево.)
Да, страна называется «Литературное чтение».
— Прочитайте на доске стихотворение.
Обращение писателяк читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков
— Почему автор призывает вас читать всю жизнь? Что значит набираться ума? (Высказывания детей.)
— Прочитайте выразительно это стихотворение.
— У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Ученики вспоминают правила обращения с книгой.)
— Как называется наш учебник? (Литературное чтение.)
— Почему две книги? (Учебник состоит из двух частей.)
— Как вы думаете, почему у него две части? (Чтобы легче было носить. Иначе получился бы очень тяжелый учебник.)
— Что нарисовано на обложке учебника и почему? (Ответы детей.)
— А какие разделы указаны в содержании?
(Дети находят содержание и читают названия разделов: «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь 1», «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки». Знакомство с условными обозначениями в учебнике.)
— Рассмотрите условные обозначения. Какие из них вы запомнили? (Синий прямоугольник — найди слово в словарике в конце учебника. Зеленый прямоугольник — посмотри обозначение слова в рубрике «Проверь себя». Розовый прямоугольник — найди слово в толковом словаре или энциклопедии.)
— Найдите словарик в конце учебника. На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен на с. 218—220. Во второй — на с. 216—217.)
— Нравятся ли вам учебники? Чем? (Да, они новые, очень красивые и, скорее всего, интересные.)
— Какие правила работы с книгой вы знаете и для чего они существуют? (Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги. Надо обязательно надеть обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно и т. д.)
— Назовите авторов учебника.
IV. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба.)
Руки поднимать, (Руки вверх.)
Приседать и вставать, (Приседания 4—6 раз.)
Прыгать и скакать. (10 прыжков.)