Чулоковедение и лифчкознание в истории
Наш отец Аристофан
Что мне только ни рассказывают!
Я люблю болтать со своими поклонниками после шоу, так что каждый раз после выступления я надеваю шляпку и перчатки и выхожу в зал. Там я пожимаю руки своим новым и старым друзьям и слушаю всякие небылицы. Вот, например, самая популярная:
- Дита, - говорят мне. – Ты знаешь, что бурлеск на самом деле – это политическая сатира?
- Как это? Без стриптиза? – шучу я.
Этот поклонник прав и заблуждается одновременно. Дело в том, что у бурлеска две жизни. Одна из его жизней протекала в Древней Греции и в Европе, где он представлял собой театральную сатиру, но всё же не такую приличную, как вы думаете. А второй жизнью бурлеск живёт в Америке с начала ХХ века, и тут он известен под названием стриптиз. Но не всё так просто, как кажется.
Некоторые считают, что бурлеск добрался до Америки по «сточным каналам» из Европы для того, чтобы удовлетворять пошлые фантазии «синих воротничков»-алкоголиков. Изумительная интерпретация, но в ней есть доля правды. Ведь если внимательно изучить историю этого вида искусства, то выяснится, что почтенный отец бурлеска, драматург из XV века до н.э., уже в то время был с головой погружен в эти так называемые «сточные каналы», в то время как в Америке были лишь дикие леса и болота.
Вероятно вам рассказывали об этом драматурге в школе (но держу пари, что ваша учительница оставила самые сочные подробности при себе!). Его имя – Аристофан.
Аристофан был драматургом, поэтом и реформатором. Он написал знаменитый чувственный шедевр «Лисистрата», в котором жёны афинских солдат с Лисистратой во главе заперлись в Акрополе и отказали в супружеском долге своим мужьям до тех пор, пока те не закончат Пелопонесскую войну. Эта комедия веками ставилась на сценах греческих театров. Замечательный сюжет, но давайте заглянем глубже.
Я вижу действо этой комедии следующим образом: греческие женщины всевозможными способами обольщают своих мужей, специально «разжигают» их, а потом прячутся в храме. И, как настоящие соблазнительницы, выводят своё мастерство на новый уровень: «Мы там все вместе побудем...» (я так и слышу, как они шепчут это своим мужьям). А потом поднимаются по ступенькам в Акрополь, чувственно двигая бёдрами. Задумайтесь только, что это простое знание – множество женщин в одном месте и все хотят секса – может сделать с рассудком мужчины. Хорошо придумала эта Лисистрата, не правда ли? Напомню, что роли женщин в театре в то время исполняли переодетые мужчины, и эта пьеса вызывала мысли о сексе лишь по своей идее, смыслу. На этой «идее» и держится искусство соблазнения.
Не хочу вас оставлять в заблуждении, что Аристофан известен только своими эротическими рассказами (хотя мне кажется, что он был очень романтичным мужчиной). Аристофан известен в первую очередь своим чувством юмора, меткими шутками, сатирой и тем, что называлось «пародией» до тех пор, пока оно не достигло берегов Америки в конце XIX века. Так что мой поклонник всё-таки прав.
Даже когда бурлеск только начинал свой блестящий путь в Америке, комики были «гвоздями программы» на сцене. Они остаются ими и по сей день во многих подобных заведениях. Такие артисты как Эдди Кантор, Берт Лэр, Джеки Глисон, Фанни Брайс и Эл Джолсон стали известными благодаря театрам бурлеска, где они были ведущими комиками. Само слово «бурлеск» происходит от итальянского «burlare», что означает «смеяться над чем-то».
Однако мой главный интерес в бурлеске – это стриптиз. И зрители театров бурлеска тоже ставили стриптиз во главу угла. Cо временем, когда вирус бурлеска стал охватывать всё новые территории Америки - что не на шутку взволновало «Сообщество Подавления Порока» (Society for the Suppression of Vice) - комики ушли на второй план.
Мой герой, Билли Мински, говорил: «Если они этого хотят, они это получат!».
Колготочный скандал
Викторианская Эпоха относилась к нагому телу очень строго. Чем более нежной и прекрасной была кожа, тем сильнее её драпировали в ткань. И когда группа юных англичанок выбелила волосы, надела колготки и трико телесного цвета и вышла в таком виде на сцену, то Британию взорвал скандал небывалой величины! Эти колготки совершили гениальный переворот: они создали впечатление нагого тела, хотя оно было полностью скрыто ими! Что же скажет Королева? Какая разница! Аристофан пел от счастья в своей могиле.
Лидия Томпсон стала первой, кто начал соблазнять и дразнить на сцене. Это была амбициозная милашка из английского Мьюзик Холла, которая выступала вместе со своим кордебалетом. Они называли себя «Британскими Блондинками» (Lydia Thompson's British Blondes). Публика негодовала - и моментально скупала все билеты.
Когда Лидия и её Блондинки прибыли 28 сентября 1868 года на берега Нью Йорка, публика желала лишь одного - быть шокированной их... колготками. Разве не поразительно, как все изменится через каких-то 100 лет? Ажиотаж был усилен правильной рекламой и искусством распускать неверотяные слухи. Вот, например, одна из историй, которую рассказывали про Лидию накануне её дебюта в Нью Йорке:
Капитан Людок Баумбартен, русский драгун, приложил к своей груди перчатку Лидии и букет цветов и выстрелил себе в сердце, оставив на столе записку, что любовь к артистке заставила его совершить этот поступок.
Понятия не имею, правда эта история или вымысел - во всяком случае, иллюзия всегда сопровождает бурлеск. Как бы то ни было, подобные истории настолько разожгли (тут я вам подмигиваю) фантазию американских мужчин, что они тоже были готовы умереть за Лидию - только бы она сама достала их сердца из груди. Лидия была соблазнительницей до кончиков пальцев. С ног до головы. Позже она получит титул (такой характерно-американский) "Длинноногой Блондинки". Этот вечно-сексуальный образ создала именно Лидия.
Так вот, в Америке мужчины вели себя так, будто никогда в жизни не видели женских ножек. Странно, ведь сценические номера с демонстрацией женских ног стали регулярным явлением в клубах Америки начиная ещё со времён Гражданской Войны. «Неужели причиной этой лихорадки была только Лидия?» – спрашиваю я себя. Не хочу быть жестокой, но у меня есть подозрение (учитывая то, что Лидия сама по себе красоткой не была даже по стандартам того времени), что возможность целый час смотреть эротические танцы за небольшие деньги возбуждала нехуже самого шоу. Какова бы ни была причина, но с того момента бурлеск, эротическое ревю, прочно закрепился на американской сцене. Бурлеск развивался, эволюционировал и вскоре стал представлением длинной в целую ночь, где зрителей развлекали комики, танцовщицы с кордебалетом, живая музыка и певцы.