Говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь 5 страница
в своей белой кардинальской шапке (Л.). 4. Его маленькие
желтоватые глазки так и бегали с тонких губ
не сходила сдержанная напряженная улыбка а нос
острый и длинный нахально выдвигался вперед как
руль (Т.). 5. Голоса их были слабо слышны посреди
общего гула и по лицам их видно было они отчаивались
в возможности остановить этот беспорядок
(Л. Т.). 6. Небо было так ясно воздух так свеж силы
жизни так радостно играли в душе Назарова когда он
слившись в одно существо с доброю сильною лошадью
летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом что ему и в
голову не приходила возможность чего-либо печального
или страшного (Л. Т.). 7. В дверях давка всякий
спешил захватить шайку которых не хватало по
крайней мере для третьей части учеников вследствие
чего они должны были сидеть около часу дожидаясь
пока кто-нибудь не освободит (Пом.). 8. Я гляжу на
вас теперь и вспоминается мне как когда-то давно в
день ваших именин вы добрая веселая говорили о радостях
труда (Ч.).
328
466. Перепишите, расставляя нужные знаки препинания.
1. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно
как и раньше но их все больше вздымалось из
моря и можно было глядя на небо думать что и оно
тоже море только море взволнованное и опрокинутое
над другим сонным покойным и гладким (М. Г.).
2. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался
не идут ли за ним тащить на допрос к атаману
то беспокоили мысли что мальчишка заробеет
(А. Н. Т.). 3. Зима начала хозяйничать над землей но
мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его
руками еще можно найти свежие лесные цветы знали
что в печах всегда будет трещать огонь что с нами
остались зимовать синицы и зима показалась нам
такой же прекрасной как лето (Пауст.). 4. По-прежнему
земля источала удушающий зной и по тонким
словно замерзшим в мольбе пыльным веточкам
молодых деревцов видно было как томится изнуренная
природа и ждет движения перемены (Фед.).
5. Ваню поставили перед столом и он тотчас увидел
на столе свой компас и свой букварь развернутый
как раз на том месте где он пытался нарисовать план
местности с речкой мостом и рощей той самой рощей
где он теперь находился (Кат.). 6. Подписан
будет мир и вдруг к тебе домой к двенадцати
часам шумя смеясь пророча как в дни войны придут
слуга покорный твой и все его друзья кто будет
жив к той ночи (Сим.). 7. Сабуров не любил и не
ценил Бабченко но уважал его за личную храбрость
и кроме того это все-таки был его командир полка
человек вместе с которым через час они вступят
в бой (Сим.). 8. На рожон лезть после бессонной
ночи с простреленной рукой расчета не было и потому
Федот Евграфыч прикинув откуда ветерок
тянет просто ждал когда немец из избы вылезет
(Б. В.).
329
467 (повторение). Прочитайте текст, объясните постановку
знаков препинания.
ЧТО ТАКОЕ ПРОПОЛИС?
Прополис — это пчелиный клей, которым пчелы
замазывают щели в улье. До сих пор толком неизвестно,
откуда берут его пчелы, какие таинственные процессы
предшествуют его образованию. Два главных
сырьевых источника для приготовления прополиса
называют разные исследователи: пыльцу растений и
смолистые вещества с коры и почек деревьев (ивы, тополя,
сосны, ели, пихты, березы).
Пчел, собирающих камедь — клейкие выделения
растений, наблюдали не раз. Ухватив челюстями кусочек
мелкой массы, пчела вытягивает его в нить.
Чтобы оторвать ее, взлетает в воздух, через несколько
секунд опять садится на прежнее место и коготками
снимает нить с челюстей и складывает ее в пыльцевую
корзиночку. Так продолжается до тех пор, пока
обе корзиночки не будут наполнены липкой
массой.
В улье она сама не вынимает камедь из корзиночки.
Это делают ульевые пчелы, вытягивая нить за
нитью всю смолу из корзиночек прилетевшей с ней
пчелы. Иногда они так сильно тянут клейкие нити,
что пчела-сборщица не может на месте удержаться.
В ранние часы утра пчелы не еобирают ≪сырье для
прополиса≫. В полдень, в самую жару, наибольшее их
число летает за камедью. Бывает, вечером у вернувшихся
с такой ношей пчел камедь так застывает, что
ульевым пчелам не хватает силы вытащить ее из корзиночек.
Сборщицам приходится ночевать обремененными
грузом. Утром они греются в лучах солнца на
прилетной доске. Только в полдень освобождают их
пчелы-приемщицы от размягшего в жару клея.
(И. И. Акимушкин)
1. Передайте своими словами содержание текста.
2. Найдите сложноподчиненные предложения.
3. Объясните постановку тире.
330
468. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Выберите для разбора по одному предложению разного
типа (простое, сложносочиненное, сложноподчиненное,
бессоюзное, сложное с разными видами связи).
1. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь
(П.). 2. Река Белая в этом месте понравилась мне более
чем под городом песков было менее русло сжатее
и берег гораздо живописнее (Акс). 3. Конец рассказа
она вела таким возвышенным угрожающим то
ном и все-таки в этом тоне звучала боязливая рабская
нота (М. Г.). 4. Там в темноте чьи-то глаза смотрели
не мигая (А. Н. Т.). 5. По голосу его по тому как
он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам
и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий
гудок и ночное эхо начало перекатывать этот
гудок все дальше пока не занесло в заокские леса
я понял что Зуев не хочет торопиться только потому
что с необыкновенной и какой-то изумительной радостью
ощущает себя в привычных местах (Пауст.).
6. Подтягин рассказывал Лидии Николаевне о своей
стариковской мучительной болезни и о том что он
уже давно полгода хлопочет о визе в Париж где живет
его племянница и где очень дешевы длинные
хрустящие булки и красное вино (Наб.). 7. Сила у него
медвежиная за что ни возьмется кипит у него в руках
(Шол.).
Повторительные упражнения
по пунктуации в сложном
предложении.
469. Объясните постановку знаков препинания.
Ездила Елена Сергеевна в Париж, куда так стремился
и не сумел попасть Булгаков. Из Парижа она
привезла книгу для А. Т. Твардовского, где были и
его стихи. Для Елены Сергеевны это был давно ожидаемый
повод познакомиться с Твардовским, и она
331
попросила меня, когда в редакции выдастся тихий
час, Твардовский будет один и согласится ее повидать,
позвонить ей, она будет тотчас.
День такой и час такой выдался вскоре. Я зашел в
кабинет Александра Трифоновича и предупредил, что
его хочет навестить и передать ему книгу вдова Булгакова.
Он охотно согласился принять ее. Я тут же перезвонил
Елене Сергеевне, что она может приехать.
Она радостно спросила: ≪Когда?≫ — ≪Да сейчас≫. — ≪Так ждите меня≫, —сказала она и повесила трубку.
В редакции ≪Нового мира≫ Елена Сергеевна никогда
прежде не бывала, и я решил, что спущусь
встретить ее у подъезда, провожу к себе в кабинет на
второй этаж, чтобы она отдышалась с дороги, а потом
проведу к Твардовскому. Я прикинул, сколько времени
понадобится ей, чтобы собраться, и, зная, как
тщательно готовится Елена Сергеевна к каждому
своему выходу, рассудил, что никак не менее часа.
Мой звонок застал ее наверняка врасплох, по-утреннему,
в халате. Ей предстояло одеться, причесаться,
потом найти такси, что не всегда легко сделать у ее
дома, или проехать три остановки на троллейбусе,
пройтись немного, разыскать наш переулок, подняться
по лестнице... Словом, раньше чем минут через
сорок ждать ее нечего, решил я, и углубился в
чтение корректуры, рассчитывая заранее выйти ее
встретить.
Прошло пять —семь минут. В дверь постучали.
Я поднял глаза над версткой... На пороге стояла Елена
Сергеевна в весеннем черном пальто, в шляпке с
легкой вуалью, изящная, красивая, улыбаясь с порога.
≪Как?! —вскричал я. —На чем же вы...≫ ≪На метле
≫, —не смутившись ни капли, призналась она и радостно
засмеялась моей недогадливости.
Итак, я, человек, чуждый всякому мистицизму,
готов подтвердить под присягой, что в тот день она
выбрала именно этот вид транспорта, потому что простейшие
расчеты времени начисто исключают всякую
иную вероятность.
(В. Я. Лакшин)
332
1. Сделайте синтаксический разбор предложения последнего
абзаца.
2. Найдите предложения с прямой речью. Объясните постановку
знаков препинания.
3. Объясните написание слов расчет и рассчитывать.
470. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
Объясните постановку тире в двух последних предложениях.
Маргарита в романе Булгакова ≪Мастер и Маргарита
≫ стала прекрасным обобщением и поэтическим
образом Женщины которая Любит. Этот образ встает
над пластом сатирической повседневности романа
воплощением живой горячей любви. Фантастический
образ женщины так вдохновенно оборачивающейся
ведьмой с яростью ее расправы над врагом мастера
Латунским с ее нежной готовностью к материнству с
этим полетом ее в ночи когда ей принадлежит все
лунный свет со свистом омывающий ее тело зарева
проносящихся внизу городов и колдовство ночной реки
и пляшущие русалки ведьмы и поющие лягушки.
Женщины которой ничего не стоит сказать черту Милый
милый Азазелло! потому только что он заронил в
ее сердце надежду что она увидит своего возлюбленного.
В романе яростью своей наступательной любви она
противопоставлена мастеру. Яростную эту любовь она
сама сравнивает с яростной преданностью Левин Матвея
но Левий фанатичен и потому узок любовь же
Маргариты как жизнь всеобъемлюща и как жизнь
жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу
Пилату —своим бесстрашием. И беззащитной
и могущественной своей человечностью —всесильному
Воланду.
(Л. М. Яновская)
1. Выделите предложение с прямой речью.
2. Найдите в тексте причастия. Дайте их морфологическую
характеристику.
3. Разберите по составу слова бесстрашие, беззащитная.
333
471. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Укажите виды связи в сложных предложениях.
1. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил
что здесь по словам Манилова должна быть его
деревня но и шестнадцатая верста пролетела мимо а
деревни все не было видно и если бы не два мужика
попавшиеся навстречу то вряд ли бы довелось им потрафить
на лад (Г.). 2. Находя во мне живое сочувствие
отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию
рассказывать мне о весне как сначала оттают
горы как побегут с них ручьи как спустят пруд разольется
полая вода пойдет вверх по полям рыба как
начнут ловить ее сетями как пролетит летняя птица
запоют жаворонки проснутся сурки и начнут свистать
стоя на задних лапках по своим норкам как зазеленеют
луга оденется лес кусты и зальются защелкают в
них соловьи (Акс). 3. Весь сад нежно зеленел первой
красою весеннего расцветания не было еще слышно
летнего сильного гудения насекомых две горлинки
ворковали все на одном и том же дереве да куковала
одна кукушка перемещаясь всякий раз да издалека
из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный
гам подобный скрипу множества тележных колес
(Т.). 4. Он в три приема раскачался и вдруг описав
всем телом полный круг так что на один момент его
ноги находились прямо над головой он с силой оттолкнулся
от брусьев пролетел упругой дугой на полторы
сажени вперед перевернулся в воздухе и ловко
по-кошачьи присел на землю (Купр.). 5. От малины от
свежих березок от сена от еловых веток которыми
был застлан пол шел такой веселый густой жизнерадостный
запах а в землянке такая славная влажная
прохлада так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики
что сразу почувствовав во всем теле приятную усталость
мы с хозяином решили отложить до утра и
разговоры и малину за которую было принялись (По-
лев.).
334
472. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения
текста.
СТЛАНИК.
На Крайнем Севере на стыке тайги и тундры среди
карликовых берез низкорослых кустов рябины с неожиданно
крупными светло-желтыми водянистыми
ягодами среди шестисотлетних лиственниц что достигают
зрелости в триста лет живет особенное дерево
стланик. Это дальний родственник кедра кедрач
вечнозеленые хвойные кусты со стволами потолще
человеческой руки длиной в два-три метра. Он
неприхотлив и растет уцепившись корнями за щели
в камнях горного склона. Он мужествен и прям как
все северные деревья. Чувствительность его необычайна.
Поздняя осень. Давно пора быть снегу зиме. Нет.
Не будет снега стланик еще не ложился. И дни проходят
за днями снега нет тучи бродят где-то за сопками
и на высокое небо вышло бледное маленькое солнце и
все по-осеннему...
А стланик гнется. Гнется все ниже как бы под
безмерной все растущей тяжестью. Он царапает
своей вершиной камень и прижимается к земле
растягивая свои изумрудные лапы. Он стелется. Он
похож на спрута одетого в зеленые перья. Лежа он
ждет день другой и вот уже с белого неба сыплется
как порошок снег и стланик погружается в зимнюю
спячку как медведь. На белой горе взбухают огромные
снежные волдыри это кусты стланика легли зимовать.
А в конце зимы когда снег еще покрывает землю
трехметровым слоем когда в ущельях метели утрамбовали
плотный поддающийся только железу снег
среди снежной бескрайней белизны вдруг встает стланик.
Он стряхивает снег распрямляется во весь рост
поднимает к небу свою зеленую обледенелую чуть рыжеватую
хвою. Он слышит не уловимый нами зов вес-
335
ны и веря в нее встает раньше всех на Севере зима
кончилась.
Бывает и другое —костер. Стланик слишком легковерен.
Он так не любит зиму что готов верить теплу
костра. Если зимой рядом с согнувшимся скрюченным
по-зимнему кустом стланика развести костер
стланик встает. Костер погаснет и разочарованный
кедрач плача от обиды снова согнется и ляжет на старое
место. И его занесет снегом.
Нет он не только предсказатель погоды. Стланик
дерево надежд единственное на Крайнем Севере
вечнозеленое дерево. Среди белого блеска снега матово-
зеленые хвойные лапы его говорят о юге о тепле
о жизни. Летом он скромен и незаметен все кругом
торопливо цветет стараясь процвести в короткое северное
лето. Но осень близка и вот уже сыплется
желтая мелкая хвоя оголяя лиственницы палевая
трава свертывается и сохнет лес пустеет и тогда далеко
видно как среди бледно-желтой травы и серого
мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика.
Мне стланик представлялся всегда наиболее поэтичным
русским деревом получше чем прославленные
плакучая ива чинара кипарис. И дрова из стланика
жарче.
(По В. Т. Шалимову)
1. Найдите в тексте однородные члены предложения.
Объясните необходимость обособления некоторых из
них.
2. Выделите предложения со сравнительными оборотами.
3. Объясните написание сложных прилагательных.
4. Укажите имена прилагательные в краткой форме.
473. Перепишите, расставляя знаки препинания; объясните
их постановку.
1. Около семи часов вечера некоторые гости хотели
ехать но хозяин развеселенный пуншем приказал запереть
ворота и объявил что до следующего утра ни-
336
кого со двора не выпустит (П.). 2. Пели петухи и было
уже светло как достигли они Жадрина (П.). 3. В такие
дни жар бывает иногда весьма силен иногда даже
парит по скатам полей но ветер разгоняет раздвигает
накопившийся зной и вихри-круговороты несомненный
признак постоянной погоды высокими белыми
столбами гуляют по дорогам через пашню (Т.).
4. Когда Карл Иваныч оставил меня и я приподнявшись
на постели стал натягивать чулки на свои маленькие
ноги слезы немного унялись но мрачные
мысли о выдуманном еще не оставляли меня (Л. Т.).
5. В течение нескольких секунд пастушок и Метелица
смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с деланным
равнодушием пастушонок со страхом сочувствием
и жалостью (Фад.). 6. Сабуров посмотрел на поспешно
выгружавшихся из вагонов солдат и ему захотелось
как можно скорее добраться по этой пыли до
Волги и переправившись через нее почувствовать сразу
и бесповоротно что обратной переправы не будет и
что его личная судьба будет решаться только на том
берегу (Сим.). 7. Но в это время то есть на рассвете
субботы не спал целый этаж в одном из московских
учреждений и окна в нем выходящие на залитую асфальтом
большую площадь которую специальные машины
медленно разъезжая с гудением чистили щетками
светились полным светом прорезавшим свет
восходящего солнца (Булг.). 8. Воздух забит был серым
инеем и казалось что он щекочет и покалывает
своею косматою щетиной точно так же как шерстил и
лез Ларе в рот седой мех ее обледенелой горжетки
(Паст.).
474. Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную
мысль. Объясните постановку знаков препинания.
Рассматривая комедию Островского ≪Свои люди — сочтемся≫, мы обратили внимание читателей на некоторые
черты русского, преимущественно купеческого,
быта, отразившиеся в этой комедии. Мы сказали,
337
что основа комизма Островского заключается, по нашему
мнению, в изображении бессмысленного влияния
самодурства, в обширном значении слова, на семейный
и общественный быт. В отношениях Самсона
Силыча Болыпова ко всем его окружающим мы видели,
что самодурство это бессильно и дряхло само по
себе, что в нем нет никакого нравственного могущества,
но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно
и бесправно, оно искажает здравый смысл
и понятие о праве во всех входящих с ним в соприкосновение.
Мы видели, что под влиянием самодурных
отношений развивается плутовство и пронырливость,
глохнут все гуманные стремления даже хорошей
натуры и развивается узкий, исключительный
эгоизм и враждебное расположение к ближним. Нужно
иметь гениально-светлую голову, младенчески непорочное
сердце и титанически могучую волю, чтобы
иметь решимость выступить на практическую, действительную
борьбу с окружающей средою, нелепость
которой способствует только развитию эгоистических
чувств и вероломных стремлений во всякой живой и
деятельной натуре.
(Н. А. Добролюбов)
1. Укажите, какие типы предложений преобладают в
тексте.
2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
3. Охарактеризуйте причастия входящий, окружающий,
отразившийся.
4. Разберите по составу слова бесправно, бессмысленно.
475. Прочитайте текст, объясните постановку знаков
препинания. Напишите небольшое сочинение-описание
о месте своего рождения.
РЕЧКА МОЕГО ДЕТСТВА.
Я исполнил наконец старое обещание, данное самому
себе: прошел от истоков до устья по речке, на которой
вырастал.
338
В наш век все поддается учету. Подсчитали и реки.
Их в стране, кажется, тысяч двести. Усманка обязательно
попала в это число, хотя речка она и маленькая.
Для меня эта речка была первой и едва ли не главной
жизненной школой. Если б спросили: что более
всего в детстве помогало тебе узнавать мир? Я бы ответил:
речка.
Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли
тальников, ольхи и черемухи подходили с реки к нашему
дому, хотя дом стоял от воды почти в километре.
В зарослях находили приют соловьи. Соловьиная
трель по ночам была такой громкой, что приходилось
закрывать окна...
Плавать мы, жившие у реки ребятишки, учились
так же естественно, как учатся в детстве ходить. Так
же само собой приходило умение владеть веслом, переплывать
плес, держась за лошадиную гриву. В какой-
то момент мальчишка одолевал страх и прыгал,
как все, вниз головой с высоких перил моста, пробегал
на коньках по первому льду, который прогибается
и трещит.
А сколько радостей и открытий давала в детстве
рыбалка! Помню: ловля вначале велась подолом
рубахи, потом старым мешком, потом удочкой на
крючок.
Мы уходили далеко вверх и вниз по течению Ус-
манки, и только теперь по-настоящему я могу оценить,
сколь много дарил нам каждый день этих речных
хождений. Мы находили в пойме утиные гнезда,
видели, как кидается в воду, вытянув когти, большая
птица, скопа, замечали, как невидимкой бегает по
траве коростель, как, притаившись на одной ноге,
терпеливо поджидает лягушек цапля. Мы находили
бобровые норы, знали, на каких плесах в осоке дремали
большие щуки, научились руками в норах ловить
налимов и раков.
Сама речка, таинственно текущая издалека и уходившая
по осокам и лознякам неизвестно куда, будо-
339
ражила любопытство. Откуда, зачем и куда плывет
задумчивая вода? Перебрав по пальцам знакомые села,
я обнаружил: все они стоят на реке. В десять лет я
думал, что река, делая бесконечные петли и повороты,
считала нужным пройти как раз у села. Лет в тринадцать
понял: не вода к людям, а люди тянулись к
воде, вся жизнь ютилась у воды. Возле воды по лугам
бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти
лошадей, в июне косари валили над Усманкой травы,
к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать
белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались
петь песни, с реки зимою на маслобойню возили
в санях прозрачно-синие глыбы льда. Купание летом,
костры на берегах осенью, плавание в лодках по
весеннему половодью... Только теперь понимаешь,
сколько радости дает человеку великое чудо —река,
пусть даже маленькая.
(В. М. Песков)
1. Объясните написание слов по-настоящему (могу оценить),
по весеннему (половодью) (см. текст).
2. Выделите обособленные члены предложения.
3. Сделайте фонетический разбор слова подсчитать.
4. Найдите сложные слова, укажите способ их образования.
476. Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания.
Укажите средства связи в сложных предложениях.
Счастлив тот народ который в трудные и опасные
минуты умеет найти надежное руководство и вверить
ему свою судьбу!
В 1812 году народ нашел Кутузова. Всем было известно
что Кутузов любимый ученик Суворова знали
что Кутузов одарен спокойной храбростью доходящей
до героизма помнили о блистательном поведении его
при штурме крепости Измаила и о тяжелых ранениях
полученных им в разное время. Солдаты любили его
звали ≪дедушкой≫ и твердо верили в его военный ге-
340
ний. Знали его и за границей. Даже Наполеон по поводу
выгодного для России мира с Турцией заключенного
Кутузовым не мог воздержаться от лестного хотя
грубого мнения назвав Кутузова ≪старой русской лисой
≫.
И вот когда разнеслась весть о гибели Смоленска
когда французская шестисоттысячная армия
неудержимо устремилась к древней русской столице
взоры всех с надеждой обратились на великого
полководца. И как ни противодействовало
правительство пришлось все-таки ему уступить общественному
мнению и назначить Кутузова главнокомандующим
русской армии. И народ не ошибся
в своем выборе.
Кутузов был русским патриотом в самом полном в
самом возвышенном смысле этого слова. Россия ее
интересы ее честь и слава ее историческое прошлое и
ее политическое будущее вот что всегда жило в его душе
вот что возбуждало его мысль управляло его чувствами
направляло его волю.
(По Е. В. Тарле)
1. Озаглавьте текст.
2. Составьте схему первого предложения третьего абзаца.
3. Найдите слова с непроизносимыми согласными.
477. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные
знаки препинания; вместо точек вставьте пропущенные
буквы.
Пехотные полки застигнутые врасплох выбегали
из леса смешиваясь друг с другом роты уходили (в)
разбивку беспорядочными толпами. Один солдат (на)
ходу в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное