Взаимопонимание между поколениями
Часто ли мы можем стать свидетелями проявления чуткости, нежности, внимания, заботы близкими людьми по отношению друг к другу? К сожалению, сегодня редко кто может похвастаться тем, что у него в семье царит гармония и взаимопонимание.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что люди в наше время стали более жестокими, эгоистичными, разучились сопереживать и терпеливо относиться даже к своим родным. Очень часто можно стать свидетелем сцен выяснения отношений между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами. Зачастую они даже не стесняются прохожих, совершенно посторонних людей.
Пример образцовых отношений в семье приводит в своем произведении Л.Улицкая, показывая взаимоотношения между пожилым человеком и его правнуками, их готовность всегда прийти на помощь. Автор отмечает, что, только накопив определенный жизненный опыт, человек может по достоинству оценить теплоту отношений между близкими людьми, это «делается с годами все ясней» в нашем сознании.
Безусловно, я разделяю такую позицию писательницы. Действительно, все в нашей жизни мы познаем в сравнении. Например, оказавшись в дали от своих родных, мы начинаем острее ощущать, что нам не хватает их тепла и заботы.
Я считаю, что примером таких же трепетных отношений между представителями разных поколений можно считать семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В наше время можно редко встретить такую чуткость и теплоту, которые питают члены этой семьи по отношению к друг другу.
Мне тоже посчастливилось родиться в семье, где все воспитаны в патриархальных традициях, где из поколения в поколение передаются нравственные устои, примеры проявления благородства и чуткости по отношению к близким. Для меня всегда являются образцом для подражания трепетные взаимоотношения между бабушкой и дедушкой, их забота о детях и внуках. И если вдруг с кем-то из родственников случается беда, все сразу оставляют свои дела и бросаются на помощь.
К сожалению, далеко не всем так повезло в жизни. Вокруг достаточно много одиноких людей. Даже тех, у кого вроде бы и есть родные. Мне искренне жаль их, ведь, возможно, в этом есть доля и их вины: возможно, они сами не сумели наладить взаимоотношения с близкими…
Воспитанность
Что такое воспитанность? Как она появляется в наши дни в общественных местах?
Наверное, каждый человек имеет свое представление об этом. А проблема взаимной вежливости между людьми и сейчас стоит достаточно остро. Я убеждена, что назрела необходимость её публичного обсуждения. В самом деле, в современном мире, забывая о том, что постоянно находимся среди других людей, мы заботимся только о своем комфорте. А ведь истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.
Известный публицист З.Паперный в своем очерке «Наедине с толпой» пытается донести до читателей мысль о том, что в наши дни воспитанность – «это прежде всего внимание к окружающим», умение быть терпимым и предупредительным по отношению к другим.
В этом автор, безусловно, прав. Действительно, вежливость человека появляется прежде всего в том, как он ведет себя в общественных местах.
Так, недавно мне в руки попала статья, опубликованная в одной из центральных газет, о несчастном случае, который произошел по вине невнимательных и нетерпеливых пассажиров московского метро. Я пришла в ужас от того, какими безразличными могут быть люди. К платформе подошел поезд; толпа, ничего не замечая перед собой и расталкивая друг друга, спешила войти в вагон. Хрупкая молодая девушка, которая стояла прямо перед дверью, не смогла выдержать напора людей и под оказалась колесами состава. К счастью, девушка выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом. Этот случай лишний раз доказывает безразличие людей, их эгоизм и равнодушие по отношению к окружающим.
Действительно, невоспитанность людей в обычном общественном транспорте – это типичная ситуация для крупных городов. Например, сидит какой-нибудь парень и смотрит, нагло улыбаясь, на старушку, которая стоит перед ним с тяжелыми сумками и пытается удержать равновесие, или на беременную женщину, которую со всех сторон локтями толкают проходящие по салону пассажиры.
Подводя итог, хочу сказать, что каждый человек должен проявлять уважение и терпимость к людям, которые ежедневно нас окружают. И если каждый из нас будет хоть чуточку внимательнее по отношению к другим, то мы заметим, насколько приятнее станет наша жизнь в целом…
Чинопочитание
Почему в нашей стране люди все время пытались угодить начальникам и вообще всем, кто имеет высокое положение в обществе? Почему чинопочитание так распространено и сегодня?
Н.В. Гоголь, рассуждая над этой проблемой, в своем произведении «Мертвые души» высмеивает чинопочитание в сочетании со стремлением властьпредержащих показать своё «могущество» людям более низкого достатка и служебного положения: «У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их 300…». Описывая поведение чиновников, автор иронизирует: «Когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха слова не выговоришь!»
По моему мнению, Н.В.Гоголь, безусловно, прав, высмеивая эти негативные качества в людях. Я думаю, что каждый должен иметь чувство собственного достоинства, которое, с одной стороны, не совместимо с самоуважением, а с другой – с высокомерным отношением к окружающим. На мой взгляд, проблема заключается в том, что в России эпохи крепостного права чинопочитание было развито гораздо больше, чем, скажем, на Западе. Однако со временем ничего не изменилось, а даже наоборот, усугубилось, приобрело широкое распространение. С другой стоны, наряду с угодливостью имеет место высокомерие и стремление начальников подчеркнуть свое превосходство над подчиненными.
В качестве аргумента в защиту позиции автора можно привести пример из произведения В.П.Аксенова «Завтраки 43-го года», где мальчику приходилось каждый день отдавать свою булочку, да и вообще все, что имело хоть какую-то ценность более взрослым и «авторитетным» одноклассникам. Можно только догадываться о том, как долго это могло длиться, если бы однажды герой не осознал, что нужно изменить ситуацию. Мальчик поверил в себя и, что еще более важно, заставил всех себя уважать.
В качестве еще одного аргумента хочется привести в пример взаимоотношения социальных слоев населения в Европейский странах. Для них не характерно самоуничижение перед властьимущими. Например, в английском языке даже нет такой этикетной формы обращения на «Вы», как у нас, и, может быть, поэтому, в частности, как говорил Гоголь в своем произведении «Мертвые души», «француз или немец век не смекнет всех особенностей и тонкостей нашего общения». А в Америке даже считается в порядке вещей критиковать президента и его правительство публично. У нас же «отголоски» культа личности переносятся на все высшее руководство.
В заключение хочу сказать, что каждый человек должен прежде всего уважать себя, тогда не будет ни чинопочитания, ни угодливости по отношению к начальникам, ни самопревознесения, тогда всем будет намного проще и легче жить!
Духовность
Духовность… Что это такое? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было по праву назвать духовно развитым? Мне кажется, что не каждый сразу сможет ответить на эти вопросы.
На самом деле проблема заключается в том, что для кого-то жить духовной жизнью значит ходить по галереям, выставкам, театрам… А для других– это интеллигентность и сила духа, стремление к высокому и вера в добро, правду и красоту.
В своем очерке С.Соловейчик, размышляя над проблемой истинной духовности, пытается донести до читателей мысль о том, что это понятие включает в себе прежде всего «бесконечное стремление к добру, неутомимую жажда правды, ненасытный голод по красоте…». И с этим, конечно же, нельзя не согласиться.
Я считаю, что духовно развитым человеком можно считать того, кого по-настоящему волнует прекрасное, кто ходит в театры и галереи не ради праздного времяпрепровождения, а именно потому, что он движим стремлением еще раз приблизиться к великому, «духоподъемному» искусству.
Также С.Соловейчик упоминает о людях, чей «дух низок», но они хотят казаться интеллигентными и образованными.
Такие ситуации нередко описывались и в классической литературе. Так, в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» изображаются, так сказать, и «просвещенные», и «непросвещенные» дворяне. К первым относятся Стародум, Правдин и, конечно же, Софья. Все они – умные, бескорыстные, добрые, способные любить и надеяться люди. Ко вторым же можно отнести помещицу Простакову и ее брата Скотинина. Это люди, главной ценностью которых является материальный достаток, но они стремятся «пустить пыль в глаза», показать, что тоже разбираются в искусстве.
Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то тут ярчайшим примером духовно развитого человека для меня является бабушка. Она бесконечно добрая, бескорыстная, интеллигентная женщина. Безусловно, я ею очень горжусь и всячески стараюсь быть хоть немного на нее похожей.
В заключение хочется привести известные слова о том, что «духовность – не то, что культура поведения или образованность». Ведь немало людей, не имея образования, обладают, говоря словами С.Соловейчика, «высочайшей силой духа», а истинная духовная жизнь человека – это его собственное стремление к прекрасному.
Интернет
Что такое Интернет? Помогает он людям или, наоборот, приносит один лишь вред?
В современном обществе эта проблема стоит особенно остро, ведь мы даже и не можем представить себе жизнь без «Всемирной паутины». Тысячи людей живут в Сети как в параллельном мире, напрочь забывая о реальной жизни, «живом» разговоре с друзьями, родственниками и просто знакомыми.
Известный публицист Д.Писаренко в своем очерке пишет о том, что миллионы людей предпочитают общаться в Интернете только потому, что там, в «параллельном» мире, они могут предстать совершенно иными людьми: без комплексов и недостатков. Автор глубоко обеспокоен этим: «Неужели нас ждет печальная картина: через десять – двадцать лет страну будут населять сплошь лицемеры, живущие в нескольких виртуальных мирах?»
Я, безусловно, разделяю это опасение автора. Действительно, люди, спрятавшиеся от реальной жизни в закоулках Интернета, зависимые от «Паутины», покинувшие мир реальный ради мира призрачного, по сути глубоко несчастны.
В качестве аргумента в защиту позиции автора мне бы хотелось привести публикации в целом ряде газет и журналов, в которых тысячи людей, разочаровавшихся в жизни, рассказывают о своей несчастной любви в Сети.
Лично я тоже знаю немало людей, которые на своем опыте ощутили разочарование, обусловленное ложью и несоответствием во внешности, манерах и интересах виртуального собеседника.
Подводя итог, хочется сказать о том, что каждый человек должен сам выбрать для себя, что ему по душе: живое общение или же «параллельный» мир, который для многих, к сожалению, куда более важен, чем тот, где они учатся, работают, встречаются с родными и друзьями…
Одинокая старость
Что ждет нас в будущем? Что будет, когда мы состаримся? Наверное, каждый задумывается над этими вопросами, независимо от возраста.
К.Г.Паустовский в своем произведении «Телеграмма» описывает нелегкую жизнь пожилой женщины Катерины Ивановны. Автор поднимает проблему одинокой старости: «Дочь Настя уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные».
В последнее время все чаще и чаще в обществе обсуждается вопрос «брошенных», забытых родителей. К сожалению, сейчас далеко не все люди пожилого возраста живут в достатке и окружены заботой близких людей.
Я думаю, что каждый человек должен задуматься о том, что, не уделяя сейчас должного внимания своим старикам, он сам рано или поздно окажется в таком же положении, ведь наши дети копируют наши же образцы поведения.
К.Г.Паустовский, осуждает Настю и говорит, что он был бы счастлив, если бы у него была такая мама.
Я убеждена, что люди в пожилом возрасте нуждаются в заботе и внимании близких людей. Мои бабушка и дедушка живут не с нами, но мы с родителями стараемся как можно чаще навещать их. Хоть мы приезжаем к ним довольно часто, бабушка и дедушка каждому нашему приезду очень радуются.
Нужно сказать о том, что многие поэты и писатели не обошли вниманием проблему одинокой старости. Так, С.А.Есенин с грустью думает о своей маме, которая боится умереть, так и не увидев сына. Его стихотворение «Письмо матери» пронизано теплыми чувствами и раскаянием.
В заключение хочется сказать, что каждый человек должен ценить и уважать своих пожилых родителей, ведь им очень важны наше внимание и забота.
Сериалы
Какие кинофильмы мы сейчас смотрим по телевидению? Почему они все либо про бандитов и их жизнь, либо про милиционеров, которые тем или иным образом связаны с теми же бандитами?
На мой взгляд проблема заключается в том, что в современных телесериалах идеализируют преступников, и тем самым наносят большой вред обществу, так как формируют у подрастающего поколения искаженные стереотипы поведения. Так почему же в нашей стране так много снимается фильмов про бандитскую жизнь? Наверное, потому, что в последние годы эта «красивая и благородная жизнь» стала очень популярной. Люди просто не хотят смотреть телесериалы с другим сюжетом. Конечно, ведь жизнь преступников такая интересная и захватывающая, и она явно уступает в плане приключений и яркости жизни обыкновенных людей!
В своем очерке Леонид Андреев саркастически высмеивает авторов и заказчиков телефильмов, которые, стараясь добиться популярности у зрителей, привлечь их интерес самыми дешевыми средствами, часто, сами того не ведая, формируют у молодежи агрессивность и жестокость.
Да, действительно, это так. Дети и подростки стараются во всем подражать своим «кумирам» из кино, не понимая всей серьезности ситуации. А ведь наша жизнь и без того переполнена жестокостью и насилием.
Также среди молодых людей особую популярность сегодня приобрели различные компьютерные игры с аналогичным сюжетом, где детям предлагается «войти в банду» террористов или наемных убийц, пытающихся захватить власть во всем мире. Чему может научить ребенка такая игра? – Правильно, только жестокости и агрессии по отношению к людям.
Не менее популярны и книги, содержащие детективные истории. У всех на слуху такие известные писательницы, как Д. Донцова, Т. Устинова, А.Маринина и другие. Но ведь на самом деле их произведения с примитивным сюжетом настолько предсказуемы и неинтересны, что иногда просто невозможно их читать. И тем не менее люди, главным образом молодежь, предпочитают именно такую литературу, а ,допустим, о классике даже и слышать не хотят!
В заключение хочется сказать о том, что очерк Л.Андреева произвел на меня сильное впечатление. Получается, что мы сами делаем мир таким жестоким и несправедливым, а с этим, по моему мнению, нужно бороться. И для начала люди должны определиться, в каком обществе им хочется жить: в таком, какое мы имеем сейчас, или же все-таки в социуме, где царит гармония, любовь и взаимопонимание!
О книгах
Интересно, существует ли определенный список книг, прочитав которые можно считать себя образованным, культурным человеком?
Я думаю, что такого списка не существует хотя бы потому, что у всех свой круг общения, свои интересы… к тому же человечество накопило такой богатый литературный опыт, что с приоритетами определиться довольно сложно. Чтобы считать себя образованным, начитанным человеком, нужно неплохо разбираться и в классике, и во всем многообразии современной литературы.
Так, известный отечественный публицист Л.Лазарев, размышляя над проблемой необходимости выбора для себя того минимума, который был бы достаточным для начитанного человека, утверждает: «чем больше человек читает, тем яснее уму становится, какое огромное количество «необходимых» книг он еще не прочитал».
Я, безусловно, согласна с мнением автора в том, что никто не может порекомендовать человеку тот необходимый минимум, который он должен прочитать, в первую очередь потому, что у всех разные интересы, вкусы, предпочтения... а процесс чтения настолько увлекает, что хочется продолжать каждый день выбирать все новые и новые книги.
Ярким примером человека, наделенного жаждой познания, может служить герой произведения В.Каверина «Два капитана». Санька Григорьев с детства читал все, что касалось его мечты – стать капитаном, путешественником, исследователем неизвестных земель. Фрагменты книг, которые были ему не понятны в силу его юного возраста и недостаточности образования, герой просто заучивал наизусть, уверенный в том, что рано или поздно он сможет разобраться в этих «сложных материях». Может быть, именно благодаря такому упорству, целеустремленности и жажде познания Санька сумел воплотить свою детскую мечту в реальность.
Другой литературный герой, также увлеченный занимательным чтением, - Артур Грэй из романа А.С.Грина «Алые паруса». Этот молодой человек, еще в детстве увидев на стене картину с изображением корабля, не мог остановиться до тех пор, пока не перечитал в отцовской библиотеке все, что касалось путешествий по неведомым морским просторам. Грэй хотел быть капитаном и стал им. Те знания, которые герой почерпнул из книг, безусловно, в последствии сослужили ему добрую службу.
Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то в первую очередь приходит на ум пример М.В.Ломоносова. С детства испытывавший тягу к знаниям, он всю свою жизнь увлекался самыми разными науками. В круг его интересов входили химия, литература, риторика, этика, география, история, искусствоведение. Может быть, именно поэтому в последствии Михаил Васильевич явился основателем первого в России университета, который до сих пор носит его имя.
Итак, эти примеры доказывают мнение Л.Лазарева о том, что «страстное любопытство…заставляет людей читать книгу за книгой». А поскольку у всех людей разные вкусы и наклонности, то каждый составляет для себя свой индивидуальный список «необходимых» книг.