Ротивостояния между поколениями

Разница в отношениях между поколениями бывает очень явной. Несмотря на то, что в главных вопросах их интересы совпадают, во многих других аспектах взгляды их могут очень разниться. То, что поколения живут вместе, вовсе не означает, что у них абсолютно всё общее, включая культурные ценности. Новая жизнь диктует новые условия, создаёт новую культуру, новые ценности.

Поэтому возможно возникновение конфликтной ситуации и откровенного противостояния между поколениями. Поначалу конфликт носит локальный характер, но постепенно охватывается всё большее пространство, включая культуру

Множество вариантов отношений между поколениями можно проследить по следующим направлениям:

1. Во все времена по отношению к молодёжи и старикам государства определялся социальный аспект, потому что это самая уязвимая часть общества. Старикам не хватает средств на достойную старость и их раздражает не всегда оправданная богатая жизнь молодёжи, а молодёжь злится на старшее поколение из-за того, что им досталось в наследство страна с не очень высоким экономическим уровнем жизни. Отсюда нежелание у молодёжи воспринимать культурное наследие как нечто необходимое, и соответственно возникает желание доказать, что их поколение лучше предыдущего.

2. По мнению Фридриха Хайека, «экономический аспект характеризует уровень занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов» [6, c. 24]. Новые условия жизни: инфляция и безработица, сокращение рабочих мест, возникновение новых профессий, исчезновение старых, иногда даже очень традиционны привели к тому, что люди в зрелом возрасте оказались за « бортом» жизни. Новую профессию они освоить почти никогда не могут(им даже название её выговорить иногда невозможно), старая потеряла свою актуальность, более того пожилые люди привыкли работать на одном месте по многу лет, если не всю жизнь. С молодыми полная противоположность: они не только легко осваивают новое, но и с такой же лёгкостью меняют коллектив и место работы. Старики переживают из-за того, что они становятся социально непригодны, что экономически зависят от родственников, а молодые злятся, что пожилые становятся их статьёй расходов а им хочется абсолютной свободы.

3.Уровень политической активности, отношение к власти, участие в демонстрациях и в маршах- есть политический аспект, характеризующий отношения между поколениями. Как правило, молодёжь критикует прежние времена, чаще всего считает их застойными, ушедшие вожди не вызывают никакого доверия и уважения, особенно это касается времён сталинского режима и брежневского правления. Старикам обидно за то, что их жизнь, якобы, прожита впустую и будто бы они сами виноваты во всём, что тогда происходило. Молодёжь стремится к активным переменам, старики их по- прежнему боятся. Отсюда возникает непонимание и недоверие друг другу. 4.

4. Несмотря на то, что жизнь стала более комфортной: никого не удивишь отдельной квартирой, автомобилем, бытовой техникой, это не сделало людей более счастливыми. Это так называемый бытовой аспект, который отражает различие в жизненных условиях поколений. Старикам нужно для счастья не так уж много- элементарный достаток, тепло, уют, внимание, а у молодого поколения очень высокие требования к бытовому комфорту. Старики с трудом осваивают современные гаджеты, молодёжь свою жизнь без них не представляет.

5. Всё, о чём мы говорили в предыдущих пунктах, можно вполне объединить в социально–психологический аспект, характеризующий отношения между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе и дома, на улицах и в транспорте, между близкими и незнакомыми, родителями и детьми.

Правда здесь можно обнаружить и свои отрицательные стороны: старики более толерантны, у них невысокие жизненные запросы, отсюда- душевный комфорт. Молодёжь в погоне за более высоким уровнем жизни загоняет себя в психологический тупик. Отсюда- агрессия, злоба, насилие, наркотики преступность. Все это оказывает отрицательное воздействие на душевное здоровье поколений. Несмотря на высокий уровень жизни, мы наблюдаем самоубийства, случаи наркомании, депрессию, которые наносят существенный урон духовному облику поколений. Культура взаимоотношений между поколениями играет здесь особую роль. Нынешнему поколению не свойственно сочувствие и сопереживание, любовь к ближнему, а ведь ещё великий Лермонтов в своей бессмертной «Думе» предупреждал:

Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее- иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познания и сомнения,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом [9, c. 56].

6. Долгие годы понятие этнического конфликта практически не существовало. Дружба народов, все люди братья- славяне- вот на какой идеологии воспитывались многие поколения. После развала союза многие «братья» превратились не просто в соседей , а иногда даже во врагов: претензии на исконные земли, неприязнь к русскоязычному населению, религиозная нетерпимость. Там, где когда- то с удовольствием отдыхали наши родители, сегодня возникают «горячие точки».

Важно иметь в виду, что поколения ответственны перед историей за бережное отношение к культурному наследию народов, за сохранение самобытности и национального своеобразия культур. В этом заключается духовная воспитанность человека. Невежество и примитивизм, споры и распри на национальной почве, неуважение к другим народам и самовосхваление создают основу для конфликта поколений.

Одной из важнейших составляющих частей прогресса в культурной жизни любого человека является развитие понимания культурных ценностей прошлого и других национальностей, умение их беречь, накапливать, воспринимать их ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история созидания новых и обнаружения старых культурных ценностей. Всё, о чём мы сейчас говорили- достаточно условно: в обычной жизни ни один аспект не стоит особняком, всё переплетено и взаимосвязано. Поколения неизбежно отличаются друг от друга, иначе бы история остановилась. Преемственность создает непрерывность истории культуры, накопления достижений и ценностей и их освоения каждым новым поколением.

Эти отношения между поколениями распространены среди как самых простых семей, так и сообществ мигрантов, в сословных династиях. Их сплочение, столь необходимое для выживания, зависит от уровня сплоченности поколений на основе преданности традициям, верности своему роду, социальной и культурной идентификации с предками.

Старшее поколение должно пользоваться высоким авторитетом среди молодежи, а его опыт очень поучителен: если его учесть, можно избежать множество ошибок в дальнейшем. Если отношения между поколениями будут утрачены, возникнет ощущение потерянности, тоски по прошлому. Совместные страдания усиливают общность поколений, вызывают устойчивое стремление к сохранению языка и культуры, интереса к истории, укреплению дружеских и родственных связей.

Традиции в культуре любого народа обладают огромным влиянием на духовный облик поколений: воспитание детей, воспоминания о предках, рецепты приготовления национальных блюд. У каждого народа сохраняются особые предпочтения тех или иных продуктов, привычные особенности проведения досуга и семейных праздников, тонкости отношений между мужчиной и женщиной, детьми и взрослыми, дальними и близкими родственниками, любовь к определенным животным и растениям, способы сберегать и тратить деньги, реагировать на конфликт и ссору, переживать боль и радость. Всё это передаётся из поколения в поколение, наследуется а затем используется естественно и бессознательно. Но именно поэтому отношения между поколениями так устойчивы и универсальны. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвленную корневую систему, без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и бережное отношение к культурному наследию. Но при этом категорически нельзя игнорировать то новое, что возникает в жизни общества в ходе истории .В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от опыта старшего. Молодежь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, потому что прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры, изменяется весь уклад жизни.

Старая культура теряет свою цельность и становится фрагментом новой жизни, «воспоминанием о прошлом». Эталонной группой становятся те, кто наиболее полно воплощает новый порядок жизни.

Нежелание договорится, непонимание друг друга приводит к невозможности диалога между поколениями, могут стать поводом для конфликта.

Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодежи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

Не менее опасно и пренебрежительное отношение молодых к опыту старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений и вся система культуры становится хрупкой.

Преемственность поколений является основой исторического развития человека и культуры, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на укрепление взаимопонимания и поддержание диалога.

Перспектива перехода к открытому обществу широко обсуждается среди специалистов, высказываются различные точки зрения. Еще предстоит более основательно определить его основные границы, осознать позитивные и негативные последствия. Развитие культуры всё равно невозможно без возврата к прошлому, без его осмысления и внедрения в современную жизнь. К. Поппер в труде «Открытое общество и его враги» писал о том, что «будущее – это вовсе не продолжение и не экстраполяция прошлого. Оно еще не существует, но именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучше»[8, c. 56]. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. Эта мысль К. Поппера кажется особенно важной и принципиальной, так как определяет стратегию адаптации человека к возникшим социальным напряжениям, сопровождающим «цивилизационный сдвиг» [8,с. 67].

Быстрые перемены, всё новое оказывают существенное влияние на психологическое состояние человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир вокруг: власть, идеология, отношения, места жительства.

Любые перемены всегда приводят к ощущению хрупкости, создают настроение неуверенности и нестабильности, у человека возникает ощущение, что всё непрочно и кратковременно. Человек перестаёт быть привязанным к вещам. Сегодня монолог Любови Андреевны из Вишнёвого сада кажется абсурдным и смешным: Обнимать старый шкаф никто из молодого поколения уже не станет [12, с.54]. Люди меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладевают новыми профессиями, все реже долго работают на одном и том же месте. Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества, стрессы и депрессии. Перемены и новизна – это «взрывчатая смесь», усложняющая проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения, потребности созерцания. Поток новизны проникает и в личную жизнь, долгое время остававшуюся «островком стабильности». Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни отражает общее движение к многообразию. Общество раскалывается на отдельные группы, каждая из которых имеет свою культуру, свои ценности, традиции, законы и правила, своих кумиров и своих богов. Нестабильная жизнь общества влечет за собой распад единой структуры ценностей. Ценности, которые существовали в прошлом, больше не являются таковыми в настоящем

Если ты не чувствуешь принадлежности к определённой культуре.ю в тебе рождается чувство одиночества, ощущение абсолютной ненужности и неприкаянности. Особенно это касается подростков, потому что они как правило редко хорошо знают свою историю, свои корни. Отсюда возникает страх будущего. А если учесть, что в современных условиях оказалась почти полностью разрушенной система внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях, то можно представить, насколько ребёнок чувствует себя «бездомным» Бездомность усиливает опасность заражения наркоманией, стимулирует криминализацию поведения.

С другой стороны, система образования мало содействует адаптации к новой жизни и ещё в меньшей степени даёт информацию о прошлом. Строгая регламентация школьной жизни, стандартные программы обучения, авторитарная роль учителя, пренебрежение к индивидуальности, отсутствие технических средств, спортивных тренажеров, компьютеров. Это в меньшей степени относится к большим городам и крупным центрам, где наметился некоторый сдвиг. В провинции, к сожалению, всё остаётся по- прежнему.

оль культурных институтов

Что и откуда мы знаем о культуре своих предков? Почему мы должны так бережно относиться к тому, что нам досталось от них? Является ли для нас это такой ценностью и что мы оставим своим потомкам? Будут ли они нас стыдиться и критиковать? Будет ли нам стыдно и будем ли мы оправдываться перед ними за то, что мы сотворили в своём настоящем? Все эти вопросы регулируют социальные институты культуры. Мы попробуем разобраться, как это происходит. Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты). Термин «культурный институт» сегодня все более широко входит в нашу жизнь. Понятия «институт», «институализация» (от лат. institutum – установление, учреждение) традиционно используются в социальных, политических, юридических науках. Институт в контексте социальных наук предстает как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений (например, институт церкви);в другом, более широком смысле понятие «институт» трактуется как комплекс устойчивых норм, принципов и правил в какой–либо сфере социальной жизни (институт собственности, институт брака и т. п.). Истоки институционального понимания культуры восходят к трудам видного американского социального антрополога, культуролога Б. Малиновского. В статье «Культура» (1931) Б. Малиновский отмечает: «Реальные составные части культуры, имеющие значительную степень постоянства, универсальность и независимость, – это организованные системы человеческой деятельности, называемые институтами» [9,c 58]. Любой институт сосредотачивается на какой- то определённой проблеме, и соответственно объединяет людей вокруг этой проблемы, ставя перед ними общую задачу и общие цели. И сегодня роль современной культурного института как никогда очень важна. Мы привыкли понимать культурный институт в прямом смысле этого слова- то есть организация или учреждение, куда можно зайти, что- то почитать, чему- то научиться, получить развитие в какой- то области культуры. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр. Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях – культурная форма: музей как учреждение культуры, библиотека, театр как культурные формы. Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств. Социальный институт культуры в широком смысле – это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма (институция) осуществления какой–либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого–то учреждения, организации[11,c,79]. К ним мы можем отнести различные культурные нормы, художественные стили, направления и многое другое. Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения,). Один и тот же социальный институт культуры может выполнять несколько функций. Так, например, музей выполняет функцию сохранения и передачи культурного наследия и является также научным и образовательным учреждением. Какая из этих ролей является основной- нет единого мнения, да и не это главное. Музеи существуют уже несколько столетий и нет смысла обсуждать их ценностьили значимость. Музеи всегда развивали и просвещали тех, кто стремился к красоте, к знаниям, к познанию окружающего мира. И в этом его главное общественное значение. Все остальные функции, например, эстетическая, должны быть ей подчинены. Но ведь в музеях происходит и научно- исследовательская деятельность. Произведения искусств там не только хранятся, но и изучаются, оцениваются. Ведь посетителям интересны не только сами произведения искусств, но и история их создания, судьба автора. Сегодня стали очень популярны музеи–заповедники, которые организовывают различные туристические программы. Но и в этом случае обычные музеи могут сыграть свою важную роль: предоставить свои экспонаты из запасников и расширить коллекцию музеев- заповедников Различные культурные институты могут комплексно решать общую задачу, например, просветительскую. Основные (ведущие) функции культурных институтов определяют в конечном счете их специфику в общей системе. Среди этих функций можно выделить следующие:

· охрана, реставрация, накопление и сохранение, защита культурных ценностей;

· обеспечение доступа для изучения специалистами и для просвещения широких масс к памятникам мирового и отечественного культурного наследия: артефактам, обладающим исторической и художественной ценностью, книгам, архивным документам, этнографическим и археологическим материалам, а также заповедным территориям.

Такие функции выполняют музеи, библиотеки, архивы, музеи–заповедники, общества охраны памятников и др.

Выделяется еще целый ряд функций социальных институтов культуры:

· государственная и общественная поддержка функционирования и развития художественной жизни в стране;

· способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами;

· проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок;

· организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики;

· издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля;

К институтам, занимающимся вопросами развития художественной деятельности, относятся художественные школы и музыкальные училища, творческие союзы и объединения, конкурсы, фестивали, выставки и галереи, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а также – книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др.

Культурные институты безусловно стоят на страже культурных традиций, но с пониманием относятся к переменам, которые диктует время и история.

Так, например, библиотека как культурный институт существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. Ее главной задачей было сохранение и распространение знания. Библиотека была всегда хранилищем культурным ценностей, любой человек, независимо от возраста, образования и социального положения мог найти в ней нужную для себя информацию, получить самообразование, повысить свой культурный уровень.

Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение и уже не удовлетворяет тех требований, которые к ней предъявляет современное общество, и поэтому ее вскоре вытеснит «виртуальная библиотека». Безусловно, есть необходимость оценки изменений происходящих с современными библиотеками. Библиотеки, сохраняя свой статус хранилища интеллектуальных ценностей, становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Но всё новое имеет и свои отрицательные качества, негативные последствия. Имея под рукой компьютер, человек видит картинку, может слышать текст и уже нет никакой необходимости что-то читать. В современных информационных системах различие между автором и читателем почти исчезает. Автор перестал пользоваться тем уважением, которым пользовался всегда- ведь он не уже не конкретный, а виртуальный. Он всего лишь посылает текст, а кто- то его принимает. Книга всегда была величайшей ценностью, а писатель воспринимался как небожитель. Сегодня другие ценности и приоритеты Стоит отметить, что в прошлом библиотека была преимущественно государственным институтом и проводила политику государства в духовной жизни общества. Библиотека как культурный институт устанавливала определенные культурные нормы и правила. Но при этом она была своеобразным пространством свободы именно потому, что личный выбор (а также личные библиотеки) позволял преодолеть нечто запретное, регламентированное свыше.

Культурные институты можно разделить на государственные, общественные и частные. Взаимодействие культурных институтов и государства – важная проблема.

Некоторые культурные институты непосредственно связаны с системой государственного управления культурной жизнью и культурной политикой государства. Сюда относятся Министерство культуры, различные государственные учреждения, академии, организации, выдающие награды – государственные премии, почетные звания в сфере культуры и искусств.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам культурной политики, являются органы государственной власти. В демократическом государстве, как правило, к принятию решений привлекаются эксперты и широкая общественность. Органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Важнейшие из них , как правило, находятся в сфере культурной политики государства. Например, государство осуществляет патронаж выдающихся музеев, театров, симфонических оркестров и охрану памятников культуры и проч. Так, в Советском Союзе государство полностью финансировало культуру и проводило через культурные институты свою идеологию.

Культурные институты участвуют в международной деятельности государства, например, вносят обязательные взносы в фонд ЮНЕСКО. В настоящее время многие культурные институты переходят из государственного ведомства в сферу частного предпринимательства и общественных организаций. Так, сеть кинопроката в современной России освободилась от идеологической и финансовой опеки государства. Появились частные музеи, театральные антрепризы и пр.

Общественные культурные институты – это различные творческие союзы: Союз работников культуры, Союз художников, Союз писателей, Общество любителей русской усадьбы, Общество охраны памятников культуры, клубы, туристические организации и др.

Частные культурные институты организуются по инициативе отдельных лиц. Сюда можно отнести, например, литературные кружки, салоны. В прошлом характерной чертой салонов, отличавшей их от других культурных институтов, таких как, например, мужские литературные кружки и клубы, было доминирование женщин. Приемы в салонах (гостиных) постепенно превратились в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома, которая всегда руководила интеллектуальными дискуссиями. Достаточно вспомнить салон Анны Павловны в знаменитом романе Л. Н. Толстого «Война и мир», которая создавала моду на гостей (на общественность), их идеи.

Можно выделить следующие ключевые признаки салона как культурного института:

· наличие объединяющего фактора (общего интереса);

· импровизация;

· отсутствие случайных гостей. (Правда Анне Павловне немного не повезло: случайный гость Пьер Безухов чуть было не нарушил привычную жизнь её салона) [13,c.5]

Подводя итог по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что главной заслугой культурных институтов является то, что они объединяют людей, приобщая к культуре. Без культурных институтов многие традиции были бы давно забыты, а культурные ценности потеряны или уничтожены. Культурные институты не только сохраняют старое, пропагандируют современное. Мы так много сказали о культурном наследии своих предков и почти ничего о том, что было создано сегодня. А ведь сегодня молодёжь не только пребывает в депрессии и негативе, но и создаёт настоящие произведения искусств, которые перейдут по наследству будущему поколению. И эти произведения мы можем увидеть на выставках, которые организовывают культурные институты. Поэтому говорить о кризисе культурных институтов преждевременно и бессмысленно. Сколько будет существовать культура, столько будут жить организации, пропагандирующие её ценности

Но закрывать глаза на то, что такие традиционные культурные институты, как музеи, библиотеки, театры сейчас находятся в кризисе конечно нельзя. В предшествующие эпохи культура служила различным целям (религиозным, светским, образовательным и пр.) и органично сочеталась с общественной жизнью и духом времени. Теперь же, когда рыночная экономика не предполагает исследования высших человеческих ценностей и устремлений, всё равно ясно, что роль культуры может и должна найти место в этом обществе. Исходя из этого формулируется ряд вопросов: о различии между культурным и спортивным событием, о культурных авторитетах культуры, государственном и частном финансировании культуры... Опыт XX столетия показывает, что в послевоенную эпоху реконструкции культура использовалась для восстановления психики людей после ужасов Второй мировой войны, стимулировался интерес людей к культуре. В 1970–х и 1980–х гг. наступила эпоха, когда люди перестали быть пассивными реципиентами культуры, но стали участвовать в ее создании, причем стерлись границы между высокой и низкой культурой и ярко политизировались сами культурные процессы. В середине 1980–х гг. произошел поворот к экономике, и люди превратились в потребителей культурных продуктов, которые стали восприниматься наравне с прочими товарами и услугами. В наше время происходит поворот к культуре, ибо она начинает влиять на политику и экономику.

Но, к сожалению, сегодня нет понимания какую цель ставит художник, какую задачу он выполняет. Даже творческие личности больше думают о финансировании своих проектов, о продаже своих творений.. Доверие к культурным институтам в настоящее время пошатнулось, так как они не могут предложить наглядные, легко измеримые критерии своего успеха. И если раньше идеи просвещения предполагали, что всякий культурный опыт ведет к совершенствованию человека, то теперь, в мире, где все поддается измерению, им не так уж просто оправдать свое существование. В качестве возможного выхода предлагается: качество должно быть измерено. Всегда считалось, что художник должен быть голодным. Но времена изменились и любое произведение искусств должно быть оценено по достоинству, также как и талант Эти проблемы были сформулированы не только в западных странах, которые столкнулись с ними значительно раньше. . Роль театров, музеев и библиотек изменилась под воздействием других культурных институтов массовой коммуникации, таких как телевидение, радио и интернет. В немалой степени упадок этих учреждений связан с уменьшением государственного финансирования, т. е. с переходом к рыночной экономике. Практика показывает, что в этих условиях может выжить только то учреждение, которое развивает дополнительные функции, например, информационные, консультационные, рекреационные, предлагает посетителю высокий уровень услуг. Именно так и поступают сегодня многие западные, а в последнее время – и отечественные музеи. Но как раз в этом выявляется проблема коммерциализации культуры.

Но, за прошедшее десятилетие музеи пережили настоящее возрождение… Успех музея оценивается по количеству посетителей. Достаточно вспомнить уникальное мероприятие «Ночь в музее». Огромное количество молодёжи приходит в музеи, а ведь совсем не коммерческий проект- значит искусство не так далеко от реальной жизни и не всё продаётся, и культура ещё жизненно необходима. В XX–XXI вв. наряду с проблемами коммерциализации возникает ряд других проблем, связанных с развитием новейших технологий, на основании которых появляются новые виды и формы социальных институтов культуры. Такими институтами раньше были, например, фонотеки, сейчас это виртуальные музеи. Образовательные учреждения Беларуси обучают истории культуры, воспитывают культуру поведения, подготавливают современных культурологов: теоретиков, музееведов, библиотечных работников. Последовательно развиваются организации и учреждения, имеющие прямое или косвенное отношение к исследованию культуры и ее разнообразных явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша жизнь меняется очень быстро. Мы не знаем, что нас ждёт впереди, что нам придётся преодолеть предугадать, какие испытания и проблемы нас ждут впереди, что человечество воплотит в реальность, чем мы будем гордиться и восхищаться? И слава богу, что есть ещё в мире вещи, до которых не дотянулась рука прогресса. Это самое прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками, чтобы поколения грядущие могли оценить и преумножить, добавив что-то новое. Так создаётся культура. Ведь культура- это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом: традиции, обряды. Именно они закрепляют то, что достигнуто в личной и общественной жизни. Именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто поколениями наших предков. Отказ от национальных традиций равносилен отказу от своего прошлого, от своих родителей, от своей национальности. Пока жива наша память, пока живы традиции, пока мы помним, кто мы есть и кто наши предки, существует наша нация, не умирает наша культура. Мы должны развивать и сохранять свои традиции, борясь с презрительным отношением молодого поколения к своему прошлому. В век интернета и новых технологий молодёжь должна перенимать от других народов лучшие достижения, органично вписывая в собственную культуру. Преемственность, традиции- это способность культуры не только выживать, но и приобретая новые качества, обогащаясь, трансформируясь, превращаться в нечто новое, обогащённое предыдущим опытом. Без культуры человечество никогда бы не прошло столь длительный путь - от камня до компьютера, от пещеры до шедевров изобразительного искусства, от стада - к правовому государству. И всё это было бы не возможно без такого свойства культуры, как преемственность, а всё новое, что появляется в нашей жизни, делает нашу культуру только ярче, богаче и самобытнее. Деньги, достижения науки, техники- это всё прекрасно, но если маленький ребёнок будет засыпать не под вашу колыбельную, а под звуки айфона, то с миром, возможно, ничего не случится, но в мире вашего ребёнка будет на одну краску меньше, он будет на один звук тише.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. С. Н. Булгаков « Философия хозяйства» Наука, 1990, с.15

2. А. Тойнби «Цивилизация перед судом истории» М., 1996, с.84

3. К. Маннгейм «Социология культуры» Университетская книга, 2000

4. Х. Ортега- и-Гассет «Что такое философия?» М., 1991, с.333

5. И.С. Кон «Социология личности». М., 1967, с 20

6 Ф. Хайек «Цены и производство». Челябинск: Социум, 2008, с. 199

7. К. Поппер «Открытое общество и его враги» Феникс, 1992, с.56- 58, 67

8. Б. Малиновский « Культура», Оги, 2005, с.58

9 М. Ю. Лермонтов соч. в 2-х томах. Т. 1 М., Правда, 1988, с 56

10. А.А. Грицанов Философский словарь, Минск: Научное издание, 1999, с.115

11. А. П. Чехов «Вишнёвый сад» т.13, М., Наука, 1986, с.54

12. Л. Н. Толстой « Война и мир» собр. соч. т.1М., Лексика, 1996, с. 4

Наши рекомендации