Гастроли мощей. свидетельствует история

Святые некрофилы

Несколько слов о странной традиции христиан

гастроли мощей. свидетельствует история - student2.ru

МОЩИ СВ. ФИЛИППА

Совсем недавно российская общественность была просто потрясена вопиющим фактом продажи на Интернет-аукционе мощей св.Филиппа. Незамедлительно последовала реакция РПЦ, которая обвиняла всех и вся в падении нравов, совершении "глумливого акта", на который обязательно должна обратить свое внимание православная общественность.

Как выяснилось позже, после изъятия останков у "владельцев", череп принадлежал женщине, а не св. Филиппу. Череп XVII в. после революции находился в фондах петровской Кунсткамеры, но был "списан" в 1940 году как "не представляющий научной ценности". Также ученые смогли установить, что останки частично принадлежали коллекции новгородского археолога Василия Передольского. Судя по всему, после смерти археолога, злополучные мощи и оказались в частных руках, которые бережно выставили их на продажу.

Церковь официально потребовала у органов внутренних дел Северной столицы инициировать расследование, возбудить уголовное дело и наказать человека, совершившего этот "кощунственный акт". Однако, в российском законодательстве нет закона, который запрещал бы торговлю останками или святыми мощами. Так что попам пришлось успокоиться, тем более выяснилось, что мощи совсем не мощи, а обычные останки простой жительницы XVII в., которая никоим образом не отличилась перед богом. Чего уж тут переживать тогда? Правда, протоиерей В. Чаплин все-таки пожурил "глумливых" бизнесменов, сказав: "Продажа мощей - это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыдно. Но даже если эти останки не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека".

На этом страдания псевдомощей закончились, но не завершилась весьма странная традиция самих христиан: поклоняться останкам святых праведников...

гастроли мощей. свидетельствует история - student2.ru

ГАСТРОЛИ МОЩЕЙ. СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ИСТОРИЯ

Важно понять, почему в настоящее время имеют место быть случаи торговли "святыми" останками, ведь, если кости продают, значит, они кому-нибудь нужны, то есть, говоря грубо, на них есть спрос. Впрочем, за 2000 лет существования христианства история знает немало случаев "особого" отношения верующих к так называемым мощам (кстати, у православных, как сказал один батюшка, мощами считаются не только останки праведника: кости, пальцы, ноги, голова; но и даже прах и пепел). В этом отношении православные весьма далеко ушли от католиков.

НЕТЛЕННЫЕ ТЕЛА

Исторические источники разных эпох засвидетельствовали множество фактов почитания мощей. Среди них особое место занимают упоминания о нетленных телах. Так, например, в "Сборнике материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей" говорится о создании храма в честь святых останков: "Святой Юлиане Георгиевне Дабровской, княжне Олшанской, нетленно в церкви Пречистой Богородицы Печерской, - определения Праведного Судии чудотворно ожидающей, святым ее останкам автор сей олтарь воздвигает".

"Лаврентий Мюллер, советник курляндского герцога, в своих записках о польской истории пишет о этом городе следующее: "что Киев был некогда обширным и великолепным городом, об этом свидетельствуют и развалины стен, окружающие его на расстоянии почти 8 миль и великолепный в нем храм, в котором показывают громадные пещеры, заключающие в себе многие нетленные, хотя и высохшие, тела. Хотя эти тела и сухи, но они не черны и похожи по цвету на человеческое тело, а потому возбуждают удивление во всяком наблюдателе. Жители предполагают, что это тела мучеников, к которым, будто бы вследствие произнесенного заклятия, никогда не могут подступить татары; и хотя часто татары пытались сделать это, но всегда были прогоняемы от этого места, без всякой человеческой помощи, будучи по божественной воле объяты ужасом. Говорят также, что под одним из вышеупомянутых сводов положено тело некоей девицы, покрытое саваном, т. е. тончайшим и прозрачным полотном, имеющее длинные желтые волосы и нисколько не поврежденное, так что все члены его можно видеть и осязать. Жители думают, что это мощи св. Варвары; но история жизни ее совершенно не согласна с этим, в чем может убедиться всякий, прочитавший житие св. девы". [Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874]

Церковная история знает и случаи "чудесной" сохранности отдельных частей тел угодников. Беда Достопочтенный в своей книге "Церковная история" пишет: "Король Нортумбрии Освальд был в пятый день августа убит Пендой у Мазерфельда в Сутумбрии. Его тело было похоронено в Барденее, и многочисленные чудеса, сотворенные его святостью, стали вскоре известны по всему острову. Его руки хранятся нетленными в Бамбурге. Кенвалк приказал воздвигнуть церковь в Винтанкастире". [Беда Достопочтенный. Церковная история. М. Алетейя. 2001]

Михалон Литвин в книге "О нравах татар, литовцев и москвитян" приводит пример обычной наживы на "святых останках": "Есть и весьма богатые монастыри, особенно тот, что посвящен Благой Деве Марии. Он хранит в своих подземельях и подземных ходах многие гробницы, в которых лежат нетленные и иссохшие останки: поскольку они считаются святыми, то с благоговением почитаются рутенами. Ибо они полагают, что души тех, чьи тела погребены здесь, обрели от этого вечное спасение. Поэтому вся самая высшая знать, даже из отдаленных мест, и деньгами и дарами стремится заслужить право быть погребенными здесь. Князь москвитян собирает ежегодно значительные доходы с тех владений этого монастыря, которые отошли к нему. Но он не спешит возвратить их, потому что сам всеми силами желает овладеть этим городом, который по сердцу ему, утверждая, что он - потомок Владимира, киевского князя . Немало печалятся и люди его, что не владеют столь древней столицей царей и святынями ее". [Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М. 1994]

"...В этой главной церкви покоятся весьма чтимые Русскими святые: Эол, Антоний и Филипп, в каменных гробницах, обнесенных железными решетками. При мне открыли гроб первого святого, и нетленные мощи его были обложены и совершенно покрыты множеством шелковых одежд, из-под которых священники показывали только одну руку, которую пришедшие с нами Русские целовали с великим благоговением и умилением. В этой же церкви находился и тот образ, который изрубил ножом один Русский, заживо сожженный в прошлом году, по уличении его в ереси и непочитании икон". [Записки Вебера // Русский архив. 9. 1872]

"...Архиерей показал мне также (мощи) св. Антония. Перед тем как приступить к медному гробу, в котором (они) лежали, (и) поднять его крышку, (настоятель) много раз им поклонился. Он было поторговался со мною, чтобы и я (им) поклонился и перекрестился (перед ними); но сопровождавший меня монах сказал ему, чтоб он (открыл) мне (мощи), не требуя от меня (ни) поклона пред ними, ни иных знаков почтения. Впрочем, лица святого для меня не открыли, зато показали множество ношенных им одеяний, как-то шапку и ризы, из коих одна была вся вышита и сплошь усажена кругом настоящим жемчугом. Мой пристав, сопровождавший меня при (этом осмотре), (подражал) местным монахам (как) обезьяна: лишь только он замечал, что они поцелуют ноги (у святого) на образе, (приложатся к) мощам или повергнутся ниц, то и сам делал то же. Следует заметить, что у (святых на) образах и у мощей русские, дабы выказать (им) большее почитание, целуют преимущественно ноги и руки (и лишь в) редких (случаях) лицо". [Лавры Полтавы. М. Фонд Сергея Дубова. 2001]

СВЯТЫЕ МОЩИ

Адам Олеарий в трактате "Описание путешествия в Московию" рассказывает довольно необычный способ использования святых останков в медицинских целях: "Мощи или кости святых они [монахи - А.К.] опускают в воду или водку, которую дают пить больному". [Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003]. О том же пишет и А. Поссевино: "Больные почти не принимают никаких лекарств, если не считать водки, а также воды, в которую погружают мощи святых. Кроме того, применяют окропление водой, освященной молитвами священников. Иногда они дают обет, большей частью пресвятой деве или тем, кого они почитают за святых. По выздоровлении делают к иконам дорогие серебряные оклады, соблюдая обычаи древнейшей церкви. К сожалению, они часто ошибаются, когда речь идет о почитании у них некоторых святых.

Кроме того, значительная трудность, которая удерживает московитов в схизме, заключается в том, что (хотя это совершенный вымысел) мощи некоторых схизматиков прославены тем, что они остаются нетленными, и с их помощью часто совершаются чудеса: по уверению московитов, слепые прозревают, больные излечиваются. По-видимому, опасно преуменьшать внушенную им святость этих людей или высказывать сомнение, на самом ли деле они были святыми и мучениками. К ним причисляют Бориса и Глеба, митрополитов Петра и Алексия, мощи которых, говорят, выставлены в Москве, а также некоего монаха Сергия, умершего 190 лет тому назад, спасавшегося в Троицком монастыре, который расположен в 60 итальянских милях от их столицы 39. Говорят, в этом монастыре, первом во всей Московии и довольно богатом, находится около 200 монахов". [А. Поссевино. Исторические сочинения о России XVI в. МГУ. 1983]

Сохранились даже подробнейшие описания залов и подвалов крупных храмов и монастырей, в которых хранились и хранятся до сегодняшнего дня мощи некоторых святых. Такие свидетельства мы можем встретить в "Книге хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв.": "Далее пойдя в кут церкви, по правую сторону от алтаря, есть одры железные, к задней стене прислонены. На этих одрах святой Георгий и святой Никита подвергались мучениям. Тут же на конце одра ларец каменный на столпце стоит, в этом ларце 40 мучеников и 11 младенцев избиенных; тем одрам и ларцу поклоняются христиане, исцеление от них бывает. А с левой стороны лежат мощи патриарха Арсения, больным от него исцеление бывает. От дверей Ноева ковчега пойти на левую сторону находится беседа, на ней плакал Иеремия-пророк города Иерусалима, и столпец под ним, плакал же Петр апостол, и столицы каменные иерусалимские. Той беседе поклоняются христиане, исцеление от нее бывает. Тут же в левой стороне, близ стены, в столпе замурованы мощи Григория Богослова.

Если от святой Софии пойти на восток к долине моря, то направо расположен монастырь, называемый Дигитрия. В этот монастырь вносят икону святой Богородицы каждый вторник. Великое чудо она сотворяет, больных исцеляет, но утомляет восемь человек. В этой же церкви находятся мощи святого Симеона, тут же есть и святая вода.

Вблизи Монган, позади монастыря, на восточной стороне, над морем, находится церковь святого Спаса. Сам Спас изобразился на стене. Этот Спас многих больных исцеляет. В той же церкви находятся мощи святого Аверкия, их выносят во всякую среду и пятницу, ставят, больным исцеление от них бывает. Также и святой Анне поклоняются христиане, прощение от грехов от нее бывает.

Если от Монган идти на запад к Василькам, то встретится церковь, где мощи Андрея Критского находятся. А входящие в церковь поклоняются, исцеление от них бывает.

На юг от святой Софии, в направлении дворца Константина, на левой стороне находится церковь святой Евфимии. Тут лежит святой Евфимии голова, окованная золотом. Тут же и мощи святого Михаила лежат, поклоняются им христиане, исцеление от них бывает.

Если пойти оттуда далеко к цареву Калуянову городку, то попадешь к воротам царева городка. На этих воротах на одной стороне написано распятие, а на другой страшный суд. Пройдя вороты в сторону Великого моря, попадешь к монастырю Переплету. Этот монастырь хорошо создан. Здесь находится церковь пречистой Богородицы, в которой много мощей лежит: великого Предтечи рука правая без пальца, золотом окованная, борода его, ото лба кость; святого Николы мощи, Якова апостола голова и Стефана Нового челюсть, мощи двух тысяч младенцев и иных много в ларце лежат. В этой же церкви Григорий поп захоронен". [Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984]

Как видим, в традиции у христиан сохранять не только мощи "святых", но и отдельные части тел, будь то голова, пальцы, руки, ноги, или даже борода, как в случае, описанном выше.

Об особом отношении к мощам "святых" мы можем прочесть у Гийома Левассер-де-Боплана: "В Софийском соборе почивают мощи св. митрополита Макария, убитого татарами в XV в., и частицы некоторых других мощей. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как он покрыт вызолоченными пластинками. Здесь показывают мощи св. Варвары, которые, говорят, были перенесены сюда во время какой-то войны из Никомидии. В монастыре св. Михаила почивают мощи св. великомученицы Варвары, присланные греческим императором в дар киевскому князю, Святополку-Михаилу". [Гийом Левассер-де-Боплан и его историко-географические труды относительно Южной России. Киев. 1901]

Особо следует отметить факты исцеления, которые вроде бы как имели место быть в непосредственной близости от мощей, однако достоверных свидетельств чудотворного влияния костей на сегодняшний день мы все же не имеем.

Иржи Давид пишет: "Праздник этого святого [св. Сергия чудотворца - А.К.] отмечается огромным стечением народа, от самого высокого до самого низкого звания, в монастырь Святой Троицы, в 12 немецких милях или 60 русских верстах от Москвы. Там он лежит нетленный, и даже цари приходят сюда в этот день, чтобы ему поклониться.

Следует заметить, однако, что они не могут показать никого из своих святых совершающим чудеса, нетленным или прославленным какой-нибудь другой небесной благодатью, который относился бы по времени после их отделения от римской. церкви и который не был бы связан с нашей святой церковью. И удивительно то, что за столь долгое время никто из патриархов не возвел кого-нибудь нового в лик святых. Это могло бы послужить им достаточным доказательством того, что истинная и подлинная святость убегает от них, и открыть им глаза, чтобы они увидели, от чего они отошли, и снова соединились бы узами любви и союзом согласия, какой имели когда-то, с единой святою римскою церковью, при которой остается истинная святость. Некоторые святые у них называются новыми, но они очень старые и жили задолго до времен отделения, а эпитет этот им дан ради уважения к святым, особенно к мученикам ранней церкви. А если и есть более поздние святые, - таких очень мало - то они не причислены к лику святых какой-нибудь официальной церемонией, а просто названы так в народной речи и обиходе. Им не оказывают никаких почестей, кроме того, что называют их святыми. Это они признают и соглашаются, что с тех давних времен среди русских не появилось ни одного истинного святого" [Иржи Давид. Современное состояние великой России или Московии // Вопросы истории. 1, 1968]

А вот и вовсе замечательный случай, описанный в "Московской хронике" Конрада Буссова: "...Князь Димитрий, невинно убиенный в юности, - большой святой у бога, он, мол, пролежал в земле 17 лет, а его тело так же нетленно, как если бы он только вчера умер. И орехи, которые были у него в руке на площадке для игр, когда его убили, еще тоже не сгнили и не протухли, точно так же и гроб не попорчен землей и сохранился, как новый. Кто желает его видеть, пусть сходит в царскую церковь, где он поставлен; церковь всегда будет отперта, чтобы каждый мог туда пойти и поглядеть на него. Шуйский подкупил нескольких здоровых людей, которые должны были прикинуться больными. Одному велели на четвереньках ползти к телу св. Димитрия, другого повели туда под видом слепца, хотя у него были здоровые глаза и хорошее зрение. Они должны были молить Димитрия об исцелении. Оба, конечно, выздоровели, параличный встал и пошел, слепой прозрел, и они сказали, что им помог св. Димитрий.

Этому поверило глупое простонародье, и такое неслыханное и страшное идолопоклонство началось перед телом, что господь бог разгневался и одного человека, представившегося слепым и хотевшего, чтобы св. Димитрий снова сделал его зрячим, там же в церкви лишил зрения. Другого, прикинувшегося больным и велевшего нести себя к Димитрию, чтобы найти там помощь, бог наказал так, что в церкви он умер. Когда это кривляние привело к тому, что даже дети стали замечать, что это только чистый обман и подлог, Шуйский приказал закрыть церковь и никого больше в нее не пускать, объявив, что слишком много людей беспокоило св. Димитрия. Они его рассердили, нужно оставить его на некоторое время в покое и до той поры ему не досаждать, пока он не придет в хорошее расположение духа" [Конрад Буссов. Московская хроника. 1584-1613. М-Л. АН СССР. 1961]

Здесь уже мы можем наблюдать не просто проявление некрофилии православных, основанной на поклонении останкам умерших, но и вопиющий подлог, главной целью которого было пополнение рядов верующих путем самого наглого обмана.

"...Монахи показывали мне гроб, покрытый парчой, в одной стороне церкви, в котором, по их повествованию, лежит святой, ничего не евший и не пивший, и что он нетленен. Они сообщали мне (полагая, что я верю им), что он исцеляет многие болезни, дарует слепым прозрение и др. под. чудеса, но я не поверил, потому что во время моего пребывания там не видал ни одного чуда, совершенного святым. Затем монахи свели меня в погреба и заставили попробовать различных напитков: вин, пива, меду и квасов различных цветов и способов выделки. В их погребах такое множество напитков, что полагаю, не много и государей имеют больше или столько же". [Известия англичан о России ХVI в. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. 4. М. 1884]

Подробное описание подземных хранилищ Киево-Печерской лавры встречаем в "Описании Украины" Г. Левассер де Боплана: "В половине лье ниже Киева виднеется поселение, называемое Печеры, в котором находится большой монастырь, обычная резиденция митрополита или патриарха. Под соседней с этим монастырем горой имеется большое количество пещер, наподобие шахт, наполненных множеством тел, сохраняющихся здесь более 1500 лет и похожих на египетские мумии.

Рассказывают, что первые христиане-отшельники устроили себе эти подземные пристанища, чтобы тайно совершать здесь богослужения, и спокойно жили в пещерах во время гонений со стороны язычников. Там показывают одного святого Иоанна, который полностью виден до пояса, от которого он погружен в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что упомянутый Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришел его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но, по воле Божьей, смог войти в нее только до половины, хотя яма была достаточно глубока. Там можно также увидеть некую Елену, которую они очень почитают, и железную цепь, которой, говорят, дьявол бичевал святого Антония и которая имеет силу изгонять злых духов из тел [людей] ею привязанных.

Имеется также три человеческих головы на блюдах, из которых постоянно сочится масло, очень помогающее при излечении некоторых болезней. В этих местах покоятся останки некоторых видных людей, между прочим - двенадцати каменщиков, которые построили собор; их сохраняют как драгоценные реликвии, чтобы показывать их любопытным посетителям, как не однажды случалось наблюдать и мне, когда я как-то жил на зимних квартирах в Киеве и имел возможность изучить эти подробности. Что касается меня, то я не нахожу (как уже сказал) существенной разницы между этими телами и египетскими мумиями, разве что их плоть не настолько черна и тверда. Полагаю, что они сохраняются столь продолжительное время нетленными благодаря природе этих пещер или шахт, которые вырыты в особого рода каменистом песке: зимой в них сухо и тепло, а летом - прохладно и сухо без малейших признаков сырости". [Гийом Левассер де Боплан. Описание Украины. М. Древлехранилище. 2004]

АНАЛИЗ

Поклонение мощам придумали не сегодня, это видно из вышеприведенных выдержек различных исторических источников. Зачастую автор описываемых явлений был непосредственным современником этих событий, от чего ценность таких свидетельств возрастает во много раз. Однако важно понять в данном случае, что все обвинения христиан в "мракобесии" - не выдумка атеистов, которые от счастливой жизни критикуют религию. Вовсе нет, корни, скажем так, не совсем обычного отношения верующих к людским останкам уходят вглубь истории. Это может означать лишь одно: для христиан особо важным считается поклонение останкам усопших, особенно, если это мощи какого-либо праведника. Сейчас, на мой взгляд, самое время ознакомиться с официальной позицией верующих по вопросу почитания мощей. Рассмотрим точку зрения православия как самой близкой к нам вере. Напомню, что у католиков иной взгляд на эту проблему, который, однако, расходится с православным мнением всего лишь по небольшому ряду пунктов.

В "Журнале Московской Патриархии" ( 1, 1997 г.) была опубликована статья профессора МДА И.В. Попова "О почитании святых мощей", в которой автор приводит три причины, по которым православные должны почитать святые мощи.

По мнению профессора "останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам". Правда, в этом отношении, житии некоторых святых не всегда являются хорошим примером. Скажем, жизнь св. Александра Невского вовсе не кажется слишком уж праведной и достойной подражания. То же самое можно сказать и о ряде других "святых": Иосиф Волоцкий, например, призывал в свое время к жесточайшим казням еретиков, которые отошли от "истинно правильного" учения православной веры.

Во-вторых, И. Попов пишет: "Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое". Также он утверждает, что мощи святых являются "залогом" участия "небожителей" в молитвах, поскольку "в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей" (со ссылкой на слова одного из отцов церкви Оригена). Таким образом, именно поэтому "древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию [причащение - А.К.] на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства". А, когда гонения на христиан чудесным образом ослабевали, верующие поскорее стремились воздвигнуть на месте погребения праведника усыпальницу. По правилам VII Вселенского собора (787 год) строить церкви без "полагания мощей" было запрещено. Нарушителей же предписывалось отлучать от церкви. Правило это неизменно соблюдается в православных храмах, кстати, и по сей день. Частицы мощей зашивают в специальный шелковый или льняной плат, покрывающий престол.

В-третьих, согласно богословской интерпретации необходимости поклонения мощам, еще одним основанием "служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил". Собственно, этот пункт и является самым фантастическим во всей упомянутой богословской системе, ибо мы прекрасно видели на примере В. Шуйского, который использовал мощи св. Дмитрия в качестве средства обращения народа в лоно православной церкви. Не гнушался царь в этом случае и простыми фокусами, дабы наглядно продемонстрировать "чудотворное" влияние останков.

Таким образом, видно, что никаких веских оснований для поклонения останкам умерших нет. Все попытки богословов дать анализ этому явлению оказываются безуспешными и малоубедительными для разумного человека, как в случае с профессором И. Поповым. Никакого нравственного влияния, и тем уж более никакими "благодатными силами" кости не могут обладать по определению. Отвергнуть "литургическое влияние" мощей невозможно - действительно, они оказывают колоссальное влияние на воображение верующего, собирают тысячи паломников (часто даже больше), и, конечно же, помогают выживать религиозной общине.

Поклонение пальцам, рукам, ногам, головам, просто костям праведников, хранение их в особых залах в специальных катакомбах, использование их для поддержания веры - немногие факты того, что я называю "особым отношением" христиан к останкам умерших людей. По своей сути это является своеобразной формой некрофилии - тяги к мертвому телу.

Многие могут сказать, что всё это осталось в прошлом, было много лет назад и с современностью не имеет ничего общего. Что церковь сегодня представляет собой совсем нечто иное, более нравственное и моральное. Едва ли это так. Скажу даже больше, - сегодня абсолютно ничего не изменилось. В этом отношении христианская церковь осталась полностью ортодоксальной. Менялось многое: отношение к жизни, обществу и человеку, но одна часть христианской традиции осталась абсолютно неизменной. Некрофилия прочно вошла в традиции церкви.

Наши рекомендации