Форма государственного устройства. История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой)

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориаль­ные единицы, автономные политические образования, го­сударственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный фе­номен обозначается термином "форма госу-дарственного ус­тройства", под которой понимается территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устрой­ства двумя основными среди них являются унитарная и фе­деративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по срав­нению с двумя первыми.

Унитарное государство - это целостное централизо­ванное государст-во, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не облада­ют суверенными правами. В унитарном государстве еди­ные высшие органы государства, единое гражданство, еди­ная конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной го­сударственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

Большинство всех существующих и ныне существую­щих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма доста­точно надежно обеспечивает государственное единство. Уни­тарные государства могут иметь и однонациональный (Фран­ция, Швеция, Норвегия и др.) и многонациональный (Вели­кобритания, Турция и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) - сложное со­юзное госу-дарство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или госу­дарственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентра-лизации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По­этому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. "При этом федеральные кон­ституции устанавливают, в чем именно политически срас­тающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятель­ность" и в чем они ее утратят".

Входящие в состав федерации государственные обра­зования и государства называются ее субъектами. Они мо­гут иметь свои конституции, свое гражданство, собствен­ные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в Феде-рации двух сис­тем высших органов - федерации в целом и ее субъек­тов - вызывает необходимость разграничить их компетен­ции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее рас­пространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сфе­ры, подпадающие под исключительную компетенцию феде­рации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, пре­дусматривают сферу действия совместной компетенции фе­дерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация быв­шего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации го­сударственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) госу­дарства.

Конфедерация - это союз суверенных государств, об­разуемый для достижения определенных целей (военных, эко­номических и др.). Здесь союзные органы лишь координи­руют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объеди­нились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. На­пример, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассо­циированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс совре­менной европейской интеграции может привести от содру­жества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государ­ству.

Политический режим

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими мето-дами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

Наши рекомендации