Культурно-исторический метод в западно-европейском и русском литературоведении.

Литература:

  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. – М., 2002.

· Культурно-историческая школа / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

5. Сравнительно-историческое литературоведение. Историческая поэтика А.Н.Веселовского. Компаративистика. Теория «диалога» М.М.Бахтина.

Литература:

  • Минералов В.И. Сравнительное литературоведение. М.: Высшая школа, 2010.

· Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. – М., 2002.

· Сравнительно-историческое литературоведении. Александр и Алексей Веселовские / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

  • Компаративистика // Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004.
  • Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур. / Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Ленинград: Наука, 1979.

6. Формальный метод. Структурализм. Тартуско-московская семиотическая школа.

Литература:

· Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. – М., 2002.

  • Шкловский В. Искусство как прием / Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Сост. Хрящева Н. П.- М.: Флинта, 2011. Интернет-ресурс: http://www.biblioclub.ru/69123_Teoriya_literatury_Istoriya_russkogo_i_zarubezhnogo_literaturovedeniya_.html
  • Структурализм / Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004.
  • Лотман Ю.М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. Интернет-ресурс: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/

· Лотман М.Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе. Предварительные замечания / Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 5–20. Интернет-ресурс: http://www.ruthenia.ru/lotman/txt/mlotman02.html#*

Тема 2.3.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ

План занятия:

1. Поэтический язык.

Задание 1.

Прочитайте Лекцию №12 из книги В.М. Жирмунского «Введение в литературоведение» и составьте конспект, отвечая на следующие вопросы:

А) В чем отличие «материала», из которого создается художественный образ в литературе?

Б) Каковы функции СЛОВА?

В) Каков путь развития слова, согласно А. Потебне?

Г) В чем отличие поэтического языка? Почему его образность, его метафоричность не является избыточностью?

Литература:

· Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – М., 2009.

2. Язык как материал литературы. Художественный текст как сложно построенный смысл.

Задание 2.

Прочитайте указанные главы из книги Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста» и составьте конспект, отвечая на следующие вопросы:

Глава «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста»

А) Как структурный анализ разрешает противоречие между целостностью и дискретностью художественного текста?

Б) Каковы задачи структурного анализа художественного текста?

В) Какова методология структурного анализа поэтического текста?

Глава «Язык как материал литературы»

А) В чем специфика материала для создания образности в литературе?

Б) Объясните каждый элемент определения: «Язык – коммуникативная семиотическая система».

В) Как соотносятся понятийные пары «ЯЗЫК – РЕЧЬ» и «ИНВАРИАНТ – ВАРИАНТ»?

Г) Что такое «вторичные моделирующие системы»и как они соотносятся с языком? Можно ли назвать художественную речь вторичной моделирующей системой?

Глава «Поэзия и проза»

А) Что структурализм (структурный анализ) вкладывает в понятия «прием» и «минус-прием»?

Б) Выстройте систему доказательств следующих положений:

I. Стихотворная речь была первоначально единственно возможной речью словесного искусства.

II. Эстетическое восприятие прозы возможно лишь на фоне поэтической культуры.

III. Художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее отрицание.

IV. Проза эстетически сложнее поэзии, а ее простота вторична.

В) Выделите этапы движения литературы от поэзии к прозе.

Глава «Природа поэзии»

А) Соотнесите особенности функционирования элементов в поэтическом тексте, о которых говорит Ю.М. Лотман с анализом пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальной…» из лекции В.М. Жирмунского. Приведите примеры, доказывающие следующие положения: «Переходя к поэзии, мы обнаруживаем, что:

1. Любые элементы речевого уровня могут возводиться в ранг значимых.

2. Любые элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения».

А) Почему художественный текст и, в частности, стихотворение, это «сложно построенный смысл»?

Б) Каковы основные структурные принципы художественного текста?

В) Почему Лотман утверждает, что «анализ художественных структур словесного искусства естественно начинать с поэзии»?

Литература:

  • Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. Интернет-ресурс: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/

· Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – М., 2009. (Лекция №12)

3. Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис.

А) Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.

Б) Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы.

В) Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

Задание 3.

1) Необходимо усвоить следующие понятия и термины:

- архаизм, славянизм, историзм, неологизм, диалектизм, жаргонизм;

- тропы: метонимия (виды), синекдоха; сравнение (простое союзное и сравнение в форме творительного падежа), развернутое сравнение; метафора (виды: одночленная и двучленная; грамматические разновидности метафор), олицетворение; эпитет (метонимический, метафорический эпитет); ирония как троп; параллелизм (прямой и отрицательный); образ-символ, образ-аллегория; гипербола, литота;

- эллипсис, повтор, антитеза, инверсия, градация, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические фигуры;

- аллитерация, ассонанс, звукоподражание; анафора.

Литература:

  • Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред и сос. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2003.
  • Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н.Поспелова. – М., 1976. С. 226-232.
  • Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.

2) Найдите и выпишите собственные примеры (из поэтических текстов) каждого из средств художественной изобразительности и выразительности.

Задание 4.

1) Прочитайте главу «Лексический уровень стиха» книги Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста» («О поэтах и поэзии»).

По аналогии с анализом стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?», предложенным Ю.М. Лотманом в этой главе, сделайте самостоятельно анализ лексического уровня стихотворения В. Маяковского «Адище города» (письменно).

Литература:

  • Лотман Ю.М. Лексический уровень стиха / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 31-49. Интернет-ресурс: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/5.htm#16

· Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011. (Раздел «Художественная речь»)

2) Сделайте самостоятельно анализ элегии А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…»(письменно). Особое внимание обратите на синтаксис (уровень языковой организации) и образы пространства и времени (хронотоп).

Тема 3.1.

Наши рекомендации