Культурно-исторический подход

Формирование культурно-исторического подхода в российской психологии было подготовлено многочисленными трудами отечественных психологов второй половины 19 –начала 20 века. Нельзя не отметить труды Н.Х. Весселя (1837-1906), предпринявшего серьезную попытку изучения сущности воспитания и обучения, обоснования единства и различий этих процессов законами психического развития. Развитие человека он понимал как диалектику внутренних и внешних свойств. То есть, развитие определяется внутренними природными задатками и внешним миром. При этом закономерности развития для всех людей одинаковы, но их проявления у разных индивидов различны.

Заметный вклад в исследование вопросов развития внесли П.Ф. Лесгафт(1837-1909), обосновавший неразрывную связь духовного и физического развития, как условие целостного развития человека; П.Ф. Каптерев (1849-1922) определивший причины и характерные признаки психофизического развития ребенка до 4 лет; Н.Н. Ланге (1858-1921), Эрисман Ф.Ф. (1842-1915), И.А. Сикорский(184-1919) и др. В итоге были выдвинуты главные положения о ходе общего психического развития:

- развитие совершается последовательно и представляет собой непрерывное поступательное движение вперед,

- развитие может идти разным темпом (убыстряясь или замедляясь, и, таким образом, принимая опережающий или патологический характер),

- каждый возрастной период должен «изжить» себя, поэтому не надо форсировать развитие,

- между духовным и физическим развитием существует связь,

- воспитание и обучение должны быть направлены на гармоническое развитие личности.

Проблем развития человека рассматривалась и в работах П.П. Блонского(1884-1942). Человек, согласно Блонскому, развивается в обществе на основе наследственных предпосылок. Признавая зависимость онтогенеза психики от филогенеза, Блонский подчеркивал его своеобразие: ребенок живет настоящим, в своем развитии он усваивает то, что приближает его к интеллекту взрослого. Социально обусловлены все виды деятельности ребенка: и игра, и общение, и учение. Однако решающую роль в развитии играет школьное обучение, определяющее умственное развитие и развитие психики в целом.

Л.С. Выготский (1896-1934) является родоначальником культурно-исторического подхода в психологии – учении об общественно-исторической природе психики человека. Выготский предложил отличное от биологизаторских и социологизаторских теорий понимание источника, условий, форм, специфики и движущих сил развития; выявил и сформулировал основные законы детского развития.

Исходным пунктом культурно-исторической теории развития стала идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека идеальная форма присутствует изначально и взаимодействует с реальной. Именно высшая идеальная форма с первых шагов развития ребенка влияет на становление начальных форм психики. Идеальная форма, как форма культурного поведения, представляет собой, продукт исторического развития человечества. Именно в культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, органическую основу развития психических свойств. Натуральные психические функции преобразуются в процессе развития в высшие культурные психические функции (мышление в понятиях, речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т.п.. Высшие психические функции содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей, норм социальных отношений, способов деятельности и являются новообразованиями онтогенетического развития.

Принципиально новой является идея Выготского о том, что социальная культурная среда является не условием ил фактором развития, а его источником Превращение натуральных форм поведения в культурные возможно только в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно-исторических условиях и не может произойти естественным эволюционным путем органического созревания. А подражание, сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. В основе процесса «окультуривания» ребенка лежит механизм интериоризации – превращения внешнего во внутреннее.

Выготский полагал, что культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому и только на последующих этапах происходит становление индивидуальной функции самого ребенка. То есть культурная форма поведения существует сначала во внешнем плане, а затем переходит во внутренний. Только тогда ребенок становится способным самостоятельно использовать средства, освоенные в практике совместной деятельности для управления своим поведением и деятельностью. Теперь он владеет своим поведением, которое становится произвольным и осознанным.

Но ни условия, ни источники сами по себе не гарантируют развития. Движущей силой развития Л.. Выготский назвал обучение, как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослого. На определенном этапе своего развития ребенок может решать какие-то задачи только с помощью другого. Эти задачи и составляют зону его ближайшего развития. Переход из зоны ближайшего развития в зону актуальных возможностей осуществляется путем интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое.

Таким образом, движущей силой психического развития выступает собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослого присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Сформулированные Л.С. Выготским законы психического развития сделали возможным не только объяснить динамику развития, но и повлиять на его ход:

1. Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

4. Закон развития высших функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

Представления о динамике развития легло в основу разработанной Выготским периодизации детского развития:

- Кризис новорожденности

- Младенчество (2 мес. – 1 год)

- Кризис 1 года

- Раннее детство (1-3 года)

- Кризис 3 лет

- Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)

- Кризис 7 лет

- Школьный возраст (8-12 лет)

- Кризис 13 лет

- Пубертатный возраст (14-18 лет)

- Кризис 17 лет

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин (1904-1984)пришел к выводу о том, что развитие ре­бенка представляет собой постоянный переход от одной возраст­ной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка, а основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.

Для самого ребенка, согласно точке зрения автора, окружающая действительность как бы разделена на две сферы: «мир вещей» и «мир людей». А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: «ребенок— вещь» и «ребенок—взрослый».

Система «ребенок—вещь» в действительности является систе­мой «ребенок—общественный предмет». Общественно выработан­ные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе «ребенок—взрослый» взрослый выступает перед ре­бенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. По­этому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в ко­торые вступают люди в процессе ее осуществления.

Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существу­ющих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизве­дение или моделирование этих отношений в собственной деятель­ности детей, в их группах и коллективах. В этом процессе ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрос­лых.

Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель новых и все более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необхо­димых для ориентации в окружающей действительности. Следо­вательно, деятельность ребенка внутри систем «ребенок—обще­ственный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка. Однако в ходе развития эти два вектора развития раздваиваются, и в каждом возрастном периоде доминирует какой-либо один, сменяя друг друга. По сути, смена доминирующего вектора и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка.

Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих критериев:

1) социальная ситуация развития – система отношений, в которую ребенок выступает в обществе;

2) основной, или ведущий, тип деятельности в этот период;

3) основные новообразования развития, ведущие к кризису;

4) кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Остановимся подробнее на ведущем типе деятельности.

В каждом периоде развития ребенка какая-то одна из многих деятельностей является ведущей, определяющей характер разви­тия ребенка в этом периоде. Можно выделить следующие типы деятельности детей:

1. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, внутри ко­торой формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

2. Предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происхо­дит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве.

3. Ролевая игра, в которой происходит ориентация в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, яв­ляется ведущей в дошкольном возрасте.

4. Учебная деятельность, в процессе которой происходит ус­воение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшею школьного возраста. В процессе ее осуществления ребенком про­исходит интенсивное формирование его интеллектуальных и по­знавательных сил.

5. Деятельность общения, заключающаяся в построении ин­тимно-личных отношений с товарищами на основе определен­ных морально-этических норм, является ведущей для подростко­вого возраста.

6. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков.

Все выделенные типы ведущих деятельностей можно разде­лить на две большие группы.

В первую группу входят деятельности в системе «ребенок— общественный взрослый», внутри которых происходит интенсив­ная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Сюда относятся непосредственно-эмоциональное общение ребенка, ро­левая игра и интимно-личное общение подростков.

Вторую группу составляют деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», внутри которых происходит усвоение об­щественно выработанных способов действий с предметами и эта­лонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Сюда относятся манипулятивно-предметная деятельность ребенка ранне­го возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы: усвоение мотивов и задач деятельности, активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание, познание взаимоотношений с людьми. Эффективность же ведущей деятельности для психического развития определяется, кроме всего прочего, местом, которое занимает ребенок в системе общественных отношений.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой осно­ве—развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе—формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Таблица 1.

Периоды и стадии детского развития по Д.Б.Эльконину

Раннее детство Детство Отрочество
Младенчество Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Ранняя юность
М-П О-Т М-П О-Т М-П О-Т
Кризис новорожден-ности Кризис 1 года Кризис 3 лет Кризис 7 лет Кризис 11-12 лет Кризис 15 лет

М-П – мотивационно-потребностная сфера личности;

О-Т – операционально-техническая сфера личности.

Проблемы развития затронуты и в трудах известного отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна(1889-1960). Сформулированный им принцип единства сознания и деятельности стал основным принципом деятельностного подхода в психологии. В своих работах он утверждает единство обучение и психического развития в процессе обучения и воспитания. Основной закон психического развития, сформулированный Рубинштейном, гласит: ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры. Наследственность обусловливает возможности психического развития, которые реализуются в деятельности. Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий: внешние причины преломляются через внутренние условия. Все в психике формирующейся личности так или иначе обусловлено внешними факторами, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из них.

Вопросы психического развития детей, проблемы влияния внешних и внутренних условий на развитие психики разрабатывал и другой известный советский психолог Г.С. Костюк(1899-1982).Результаты проведенных им исследований легли в основу теории том, что процессы обучения и воспитания по-разному реализуют наличные возможности ребенка и содействуют его дальнейшему развитию в зависимости от содержания этих процессов и степени вовлеченности в них ребенка. И обучение и воспитание обусловливают развитие, но при этом только благодаря объективным причинам, действующим на эти процессы через внутренние условия, деятельность субъектов развития.

Леонтьев А.Н.(1903-1979), представитель школы Л.С. Выготского, ввел в психологию категорию ведущей деятельности, содержательно характеризующую каждый возрастной период и объясняющую роль деятельности в общем ходе развития человека. В своей теории Леонтьев исходил из того, что достижения человечества не фиксируются генетически, а воплощаются в продуктах материальной и духовной культуры, которыми ребенок должен овладеть. В процессе освоения он воспроизводит исторически сложившиеся человеческие способности и в итоге становится ЧЕЛОВЕКОМ.

Ананьев Б.Г.(1907-1972) автор синтетической теории развития. Рассматривая индивидуальное развитие человека в интервале его жизни, он проанализировал влияние его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Такой анализ позволил определить психическое развитие как внутреннее противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека

А.В. Запорожец (1905-1981), ученик Л.В. Выготского, создатель теории психического действия, внес заметный вклад в исследование проблемы психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Ему принадлежит обосновании идеи амплификации (в психологии - расширение возможностей полноценного развития в определенный период жизни) психического развития, в основе которой лежит представление о необходимости совершенствования содержания, форм, методов воспитания для достижения максимально возможного развития психических структур, характерных для определенных стадий развития ребенка. Таким образом, еще раз подчеркнута культурно-историческая природа развития.

Согласно Фельдштейну Д.И., социальное развитие личности проходит по двум направлениям: социализация(овладение общественным опытом) и индивидуализация(приобретение самостоятельности). Становление личности ребенка происходит сначала при помощи взрослых, а затем самостоятельно в результате самоуправления. В качестве условий развития человека как личности выступают два вида деятельности – предметно-практическая и общение (человеческие взаимоотношения). Фельдштейн выделяет два типа рубежей межуровневого социального развития личности – промежуточный и узловой.В процессе психического развития эти рубежи возникают неоднократно, закономерно следуя друг за другом, при этом качественно отличаясь и по объему и содержанию. Промежуточный рубеж можно охарактеризовать как рубеж между периодами онтогенеза «я в обществе» - 1, 6 и 15 годами. На этом рубеже происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности, освоение социального опыта, развитие умений обращения с предметами, оценивание своих действий и утверждение позиции Я среди других. На узловом рубеже (0, 8, 10,17 лет) – между этапами онтогенеза «я и общество» - происходит актуализация деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремление проявить себя, получить признание, занять в обществе ответствующее место.

Социально-психологическая периодизация формирования личности представлена и А.В. Петровским. Согласно его теории развития, для каждого периода ведущим является не деятельность, выполняемая ребенком, а деятельностно-опосредованный тип отношений, который складываются у ребенка в референтной группе в данный период времени. Формирующиеся взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает данная референтная группа.

Петровский А.В. выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3–7 лет – преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11–15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.

Петровский А.В. рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй – активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность – и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.

Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде – индивидуализации, в старшем школьном возрасте – интеграции.

Вторая половина 20 века ознаменовала новый этап в развитии отечественной возрастной психологии и раскрыла предпосылки для широкомасштабного экспериментального рассмотрения проблемы развития. В экспериментальных исследованиях рассматривались возможности формирования интеллектуальных структур у детей школьного возраста (Л.Ф. Обухова), условия развития склонностей (В.А. Крутецкий, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтис, А.К. Маркова и др.), психологические критерии определения развивающего эффекта (Д.Н. Богоявленская, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, И.С. Якиманская и др.), роль общения и общественно значимой деятельности в развитии ребенка (М.И. Лисина), особенности психического развития в старшем школьном и юношеском возрасте (И.С. Кон) и т.д.

Рекомендуемая литература:

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов /2-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015.- 420 c.

5. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. учебник для спо / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.

7. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология. учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.

9. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.

Задания для самоконтроля

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Согласно концепции Э. Эриксона развитие активной инициативы и в тоже время переживание чувства вины, моральной ответственности за свои желания является задачей:

а) раннего возраста;

б) дошкольного возраста;

в) младшего школьного возраста;

г) подросткового возраста;

д) юности

2. Утверждение о том, что источником психического развития является обучение принадлежит представителю:

а) биогенетического подхода в психологии;

б) психоаналитического подхода;

в) теории социального научения;

г) культурно-исторического подхода

3. Детское развитие подчиняется действию:

а) биологических законов;

б) общественно-исторических законов.

4. Представителями биогенетического подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) К. Бюллер;

г) С. Холл;

д) П. Жане.

5. Для биогенетического подхода характерно:

а) содержание законов развития заданы генетически;

б) возрастные изменения зависят от наследственных факторов;

в) возрастные изменения зависят от поведения окружающих людей;

г) возрастное развитие связано с познавательной деятельностью.

6. Для культурологического подхода характерно:

а) развитие ребенка возможно только в контакте со взрослыми;

б) развитие ребенка повторяет развитие человеческого общества в целом;

в) движущей силой психического развития ребенка является собственная деятельность ребенка;

г) возрастное развитие зависит от уровня социализации ребенка.

7. Автором теории рекапитуляции является:

а) Э. Дюркгейм;

б) Ж. Пиаже;

в) С. Холл;

г) В. Штерн;

д) Д. Брунер.

8. Гетчинсон К. в своей теории выделял следующие периоды развития:

а) охоты;

б) дрессуры;

в) пастушества;

г) инстинктов.

9. Положение о том, что переход от одной возрастной ступени к другой зависит от развития коры головного мозга принадлежит:

а) В. Штерну;

б) З. Фрейду;

в) К. Бюллеру;

г) Л. Колбергу.

10. З. Фрейд считал, что психическое развитие ребенка связано с :

а) влечениями;

б) инстинктами;

в) обучением;

г) потребностями;

д) развитием Супер-Эго

11. В возрастной периодизации З.Фрейда присутствуют следующие периоды:

а) либидозная;

б) оральная;

в) сексуальная;

г) генитальная;

д) интимная;

е) скрытая.

12. Представитель какого направления считал, что управление поведением человека происходит через управление окружающие средой?

а) биогенетического;

б) социогенетического;

в) социологического;

в) когнитивного;

г) культурно-исторического.

13. Представителями социогенетического подхода являются:

а) А. Бандура;

б) Д. Боулби;

в) Б. Скиннер;

г) Г. Спенсер;

д) К. Бюллер

14. А. Бандура в своей теории доказывал, что для развития и обучения наиболее важным является:

а) оперантное обучение;

б) априорное обучение;

в) викарное обучение;

г) латентное обучение.

15. В теории какого ученого существует положение о том, что зависимые формы поведения играют решающую роль в развитии психики:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Спенсер;

в) Б. Скиннер;

г) Р. Сирс;

д) К. Бюллер.

16. Основной фазой социализации Р.Сирс считал:

а) фазу рудиментарного поведения;

б) фазу первичных мотивационных систем;

в) фазу вторичных мотивационных систем.

17. Формирование групповой и Эго-идентичности является основной движущей силой развития личности, согласно теории:

а) Э. Эриксона;

б) Р. Сирса;

в) Ф. Боаса;

г) А. Бандуры;

д) Б. Скиннера.

18. Согласно теории Э. Эриксона, для каждой стадии жизненного цикла характерна своя:

а) ведущая деятельность;

б) форма поведения;

в) специфическая задача;

г) социальная позиция.

19. Согласно теории Э. Эриксона, автономность и независимость формируется на:

а) пятой стадии развития;

б) третьей стадии развития;

в) четвертой стадии развития;

г) первой стадии развития;

д) второй стадии развития.

20. Ключевым понятием в теории Э. Эриксона является:

а) идентичность;

б) самоидентичность;

в) диффузная идентичность;

г) Эго-идентичность.

21. Диффузная идентичность, согласно теории Э. Эриксона, может возникнуть:

а) школьном возрасте;

б) подростковом возрасте;

в) юношеском возрасте;

г) зрелом возрасте;

д) в период старости.

22. Представителями когнитивного подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) Д.Б. Эльконин;

г) Ж. Пиаже;

д) А. Валлон

23. Согласно теории Ж. Пиаже, основой психического развития является:

а) развитие интеллекта;

б) генетические предпосылки;

в) влияние социального окружения;

г) воспитание;

д) обучение.

24. Основными процессами, определяющими развитие интеллекта, Ж. Пиаже считал:

а) адаптацию,

б) аккомодацию,

в) ассимиляцию,

г) социализацию,

д) идентификацию.

25. В своей теории Ж. Пиаже выделил следующие стадии:

а) дооперациональное мышление,

б) операциональное мышление,

в) период формальных операций,

г) период систематизированных операций,

д) период общих операций.

26. В основу своей периодизации Л. Колберг положил степень развития:

а) интеллекта,

б) социального опыта,

в) нравственности,

г) мышления,

д) индивидуальности.

27. Согласно теории Л. Брунера развитие познавательной деятельности и психического развития в целом происходит с помощью становления следующих средств:

а) образные действия,

б) образы восприятия,

в) символические действия,

г) предметные действия,

д) символы.

28. Представителями социологического подхода являются:

а) П. Жане,

б) Ж. Пиаже,

в) А. Валлон,

г) К. Бюллер,

д) Б. Скинер.

29. Для социологического подхода характерны следующие положения:

а) развитие психики происходит под влиянием наследственных факторов,

б) развитие ребенка происходит через усвоение коллективных представлений,

в) на развитие психики влияют взаимоотношение между людьми,

г) развитие психики происходит через развитие интеллекта,

д) развитие определяется внутренними природными задатками и внешним миром.

30. П. Жане выделяет следующие уровни развития:

а) моторных реакций,

б) социально-личностный,

в) потребностно-мотивационный,

г) сенсорных реакций,

д) поведение.

31. Движущей силой перехода на новые стадии развития А. Валлон считал:

а) интеллектуальное развитие,

б) генетические факторы,

в) взаимодействие ребенка с усложняющимися социальными условиями,

32. Основными детерминантами психического развития А. Валлон считал:

а) аффективность,

б) перцепцию,

в) познание,

г) движение,

д) индивидуальность.

33. Р. Заззо считал, что развитие происходит в результате:

а) взаимодействия окружающей среды и наследственности,

б) влияния наследственности,

в) развития познавательной сферы,

г) влияния социальных факторов,

34. Согласно чьей теории различия между людьми детерминированы культурой, в которой происходит развитие личности?

а) К. Роджерс,

б) Ф. Боас,

в) Л. Колберг,

г)К. Бюллер,

д) М. Мид.

35. Движущей силой психического развития согласно теории Выготского является:

а) деятельность взрослых,

б) деятельность сверстников,

в) познавательная деятельность,

г) перцептивная деятельность,

д)собственная деятельность ребенка.

36. Выготский сформулировал следующие законы психического развития:

а) закон метаморфозы в детском развитии,

б) закон равномерности детского развития,

в) закон постоянства детского развития,

г) закон неравномерности детского развития,

д) закон избирательности детского развития.

37. Понятие «зона ближайшего развития» ввел:

а) С.Л. Рубинштейн,

б) Д.Б. Эльконин,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Л.С.Выготский,

38. В основе усвоения ребенком культурных форм, согласно теории Выготского, лежит процесс:

а) обучения,

б) экстериоризации,

в) интериоризации,

г) интраспекции,

д) идентификации.

39. В группу деятельностей в системе «ребенок – общественный взрослый» входят, по мнению Д.Б. Эльконина:

а) ролевая игра,

б) учебная деятельность,

в) интимно-личное общение,

г) учебно-профессиональная деятельность,

д) непосредственно-эмоциональное общение.

40. Эльконин Д.Б. рассматривал каждый возраст, исходя из следующих критериев:

а) тип ведущей деятельности,

б) кризисы,

в) уровень созревания,

г) новообразование возраста,

д) интеллектуальное развитие.

41. Представителями культурно-исторического подхода являются:

а) Л.С. Выготский,

б) Э. Эриксон,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Ф.Ф. Эрисман,

д) Ж. Пиаже.

42. Рубинштейн С.Л. считал, что:

а) психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий,

б) все в развитии психики обусловлено внутренними факторами,

в) наследственность определяет развитие психики ребенка,

43. Понятие амплификациии в психологию ввел:

а) А.Н. Леонтьев,

б) Д.И. Фельдштейн,

в) С.Л. Рубинштейн,

г) А.В. Запорожец,

д) Л.С. Выготский.

44. Согласно Д.И. Фельдштейну, развитие личности происходит по двум направлениям:

а) социализхация,

б) адаптация,

в) персонализация,

г) индивидуализация,

д) ассимиляция.

Ответьте на вопросы:

1. Что является движущими силами психического развития?

2. Каковы условия психического развития?

3. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

5. Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

6. Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

7. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

8. Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

9. Какова характеристика закономерностей психического развития?

10. Какое практическое значение (для врача) имеет знание закономерностей психического развития?

11. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

12. Каковы основные виды деятельности?

13. В чем сущность биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?

14. В чем суть теории конвергенции двух факторов?

15. Назовите представителей биогенетической концепции, раскройте суть их теорий

16. Назовите сторонников социогенетической концепции, раскройте суть их теорий

17. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

18. Чем отличается культурная линия развития от натуральной?

19. Каково теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

ГЛАВА 3. ДЕТСТВО

Наши рекомендации