Напишите на карте названия городов, где в Средние века находились самые знаменитые университеты Европы (на карте обозначены значками 1Ш
15-9. Прочитайте фрагмент речи венецианского дожа — главы Венецианской морской республики (1420 г.) и выполните задания.
Ежегодно Венеция вывозит в Ломбардию товаров на следующие суммы: на 100 ООО дукатов — конопли, на 250 ООО дукатов — хлопка, на 30 000 дукатов — бумажной пряжи, на 120 000 дукатов — итальянской шерсти, на 250 000 — парчи и шёлковых материй, на 30 000 — перцу, на 64 000 — корицы, на 8 000 — имбиря, на 95 000 — сахара, на 30 000 — швейного и вышивального приклада (ниток для шитья и вышивания), на 120 000 — красильного дерева, на 50 000 — других красок, на 250 000 — мела и на 30 000 — рабов. Я не считаю дохода от продажи соли.
Согласитесь, что такая торговля очень выгодна. Посмотрите, сколько она приводит в движение кораблей, чтобы перевезти товары в Ломбардию, чтобы ехать за ними в Сирию, в Романию, в Каталонию, во Фландрию, на Кипр, в Сицилию, во все концы мира. <...> Доход купцов составляет не менее 600 000 дукатов.
На основании этого документа определите, торговля какими товарами была наиболее выгодна. Ответ дайте в виде столбчатой диаграммы. Одна клетка соответствует 10 тыс. дукатов.
15-12. Напишите под каждым рисунком, каким цеховым союзам принадлежали эти гербы.
Используя текст учебника и дополнительные материалы, определите, какие товары вывозились из перечисленных областей.
Византия (Романия) —
Испания (Каталония) —
Кипр —
Сирия —
Сицилия —
Фландрия —
Прочитайте текст и выполните задание.
Современное слово «банк» происходит от итальянского слова «Ьапса» — «скамья», на которой сидел меняла. «Вапса rotta», что сегодня означает «крах банка», «банкротство», дословно переводится с итальянского как «перевёрнутая скамья».
Как вы думаете, в каком случае люди могли подвергнуть скамью менялы такому наказанию, то есть перевернуть, разбить?
Внимательно рассмотрите иллюстрации и выполните задание.
Перед вами средневековые миниатюры. На первой миниатюре изображено, как проверяется качество вина, на второй показана работа красильщиков тканей. Напишите в тетради небольшие рассказы по этим миниатюрам, предварительно составив или использовав предложенный учителем список ключевых слов и терминов.
Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
Ткачи... очень хотели попасть в совет, хотя это не подобало им ни по происхождению, ни по положению. Устранив из совета лучших и мудрейших, они задумали создать в Кёльне новый совет. Этот совет был выбран в 1370 г. ...и просуществовал год и три месяца. Совет собрался вместе с другими цехами. Совет и другие выдвинули предложение разбить цех ткачей в уличном бою и всецело подчинить их себе. Произошла стычка. Господа со своим знаменем и с братством ходили по улицам, хватали ткачей силой... и, где только они могли схватить ткачей, они убивали их тут же, на улице. Началось бегство. Все, кто мог бежать, бежали.
Из «Кельгофской хроники». 1499 г.
1) Объясните, что произошло в городе Кёльне.
2) Каковы были причины конфликта между патрициатом и ткачами?
3) Как он завершился?
4) Как вы думаете, чьим сторонником — патрициата или ткачей — был автор хроники?
5) Считаете ли вы происшедшее в Кёльне из ряда вон выходящим событием или же подобное случалось и в других городах?
17-1. В одном средневековом стихотворении говорится о «семи свободных искусствах», «семи ступенях лестницы премудрости», то есть о семи предметах, преподаваемых в школах того времени. Знаете ли вы эти предметы? Впишите их названия.
_____________________________________________говорит;
_____________________________________________учит истине;
_____________________________________________украшает речь;
_____________________________________________поёт;
_____________________________________________считает;
_____________________________________________изучает звёзды.
Какой из предметов не назван? Дополните стихотворение.
Чем отличались преподаваемые в средневековой школе предметы от современных наук с такими же названиями?
А какие «высшие дисциплины» изучали в университетах? Укажите их. При необходимости выполните задание с помощью учителя или родителей.
Внимательно рассмотрите изображение и выполните задание (при необходимости выполните задание с помощью учителя или родителей).
На гравюре вы видите аллегорию — изображение одного из «семи свободных искусств» в виде прекрасной дамы. Что это за искусство? Вот вам подсказка: человек слева — Боэций, справа — Пифагор. Что их объединяет?
17-3. Самостоятельно или с помощью учителя (родителей) подготовьте проект «Семь свободных искусств».
Основой «семи свободных искусств» считалась грамматика. На картинах того времени она изображалась в виде царицы, сидящей под деревом познания добра и зла. На голове у неё — корона, в правой руке — нож для подчистки ошибок в рукописях, в левой — розга.