И легко вертясь среди судов (М. Г.).
То же относится к двум одиночным деепричастиям —
однородным членам, например: Ермолай, шмыгая и переваливаясь,
улепетывал верст пятьдесят в сутки
(Т.).
2. Не обособляются деепричастные обороты, представляющие
собой фразеологические обороты, например:
кричать не переводя духа, мчаться высуня язык,
слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, метаться
не помня себя и т. п.
3. Одиночное деепричастие обособляется, если сохраняет
значение глагольности, указывая на время действия,
его причину, условие и т. д. (но не на образ действия),
например: Довольные пассажиры, примолкнув,
любовались солнечным днем (Фед.).
Не обособляются одиночные деепричастия, близкие к
наречиям (такие деепричастия указывают на образ действия
и отвечают на вопросы к а к ? к а к и м образом?
в к а к о м п о л о ж е н и и?), например: Вы и
в залу входите танцуя (Л. Т.). Такие деепричастия
обычно стоят в конце предложения.
379. Объясните постановку знаков препинания в приводимых
ниже предложениях.
1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам
голову сломя (Гр.). 2. Он начал приносить книги и
старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то
прятал (М. Г.). 3. Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь
(М. Г.). 4. Она воротилась оттуда похудев
249
(М. Г.). 5. Можно прожить и не хвастая умом, без
этих разговоров (М. Г.). 6. Однажды в лесу я провалился
в глубокую яму, распоров себе сучком бок и
разорвав кожу на затылке (М. Г.). 7. Остановив Власову,
он одним дыханием и не ожидая ответов закидал
ее трескучими и сухими словами (М. Г.). 8. Дмитрий
слушал его нахмурясь (М. Г.). 9. Довольные пассажиры,
примолкнув, любовались солнечным днем
(Фед.). 10. Казаки сдержанно посматривали на него,
расступаясь (Шол.). 11. Она вошла в зал не постучавшись
(Шол.). 12. Полный самоуважения, Федька Мо-
лоденков держался с достоинством, отвечал не спеша
(Бакл.).
1. Укажите глаголы, к которым относится деепричастие
или деепричастный оборот.
2. Найдите фразеологическое сочетание, в которое входит
деепричастие.
3. Укажите деепричастия, которые можно заменить наречиями.
380. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Объясните их постановку.
1. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде
и задумчиво поглядывая вокруг себя (М. Г.). 2. И
люди снова шли по улицам закопченные с черными
лицами распространяя в воздухе липкий запах машинного
масла блестя голодными зубами (М. Г.).
3. ≪Видал?≫ — спросила улыбаясь бабушка (М. Г.).
4. Его товарищ согнулся поставив локти и подпирая
скулы ладонями задумчиво улыбался (М. Г.). 5. Мы
вставали в пять часов утра не успев еще выспаться и
тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать
крендели из теста (М. Г.). 6. Там в темноте чьи-то глаза
смотрели не мигая (А. Н. Т.). 7. Сергей отстранил
Веру кивнул ей и ушел посвистывая (А. Н. Т.).
8. Отвязав мешок Морозка соскочил с лошади и пригибаясь
к земле полез по грядам (Фад.). 9. Собака задрала
лохматый хвост бубликом повесила язык и часто
сухо дыша побежала в глубь двора волоча за собой
250
по высоко натянутой проволоке гремучую цепь
(Кат.). 10. Дедушка ясно сознательно улыбался показав
десны и проговорил что-то тихо но без особого усилия
(Кат.). 11. Конь лениво повинуясь движению чужой
руки высоко задирая голову на вытянутой шее и
устало волоча задние ноги пошел к конюшне (Шол.).
12. Возле крыльца покуривая толпились человек десять
казаков (Шол.). 13. Сотни снарядов и мин со
свистом и воем вспарывая горячий воздух летели из-
за высот рвались возле окопов вздымая брызжущие
осколками черные фонтаны земли и дыма вдоль и поперек
перепахивая и без того сплошь усеянную воронками
извилистую линию обороны (Шол.).
381. Объясните постановку знаков препинания в приводимом
тексте.
Лес шумел... *
В этом лесу всегда стоял шум — ровный, протяжный,
как отголосок дальнего звона, спокойный и
смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание
о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому
что это был старый, дремучий бор, которого не
касались еще пила и топор лесного барышника. Высокие
столетние сосны с красными могучими стволами
стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху
зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой;
сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана
почва, пробились яркие папоротники, пышно
раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие
недвижимо, не шелохнув листом. В сырых уголках
тянулись высокими стеблями зеленые травы; белая
кашка склонялась отяжелевшими головками, как
будто в тихой истоме. А вверху, без конца и перерыва,
тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
Но теперь эти вздохи становились все глубже,
сильнее. Я ехал лесною тропой, и хотя небо мне не
было видно, но по тому, как хмурился лес, я чувствовал,
что над ним тихо подымается тяжелая туча. Вре-
251
мя было не раннее. Между стволов кое-где пробивался
еще косой луч заката, но в чащах расползались
уже мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.
(По В. Г. Короленко)
1. Найдите в тексте причастный и деепричастный обороты,
укажите форму причастий и деепричастий.
2. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
3. Сделайте фонетический разбор слов дальний, сквозь.
382. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания
и раскрывая скобки.
По своему обыкновению, проснулся я на другой
день очень рано и (не) желая тревожить (ни) кого тихо
спустился вниз и вышел на балкон. Там прислонясь к
колонне вдыхая свежесть мартовского утра и отдыхая
взором на красивой дали полей (не) вольно задумался
я над своей судьбой, и все горестные думы прорвав
плотину сознания затопили мою душу. Новый приступ
старой скорби овладел мною с такой же жестокостью,
что я (не) мог одолеть себя и поникнув на каменный
парапет лицом дал волю слезам бессильным и
(не) знающим удержу.
Когда так плакал я считая себя в одиночестве моего
плеча вдруг коснулась рука, и я подняв голову увидел,
что ко мне подошел сам граф. Хотя и был он меня
моложе, но, с какой-то отеческой заботливостью, он
обнял меня за стан и повел по галерее осторожно и
дружески спрашивая, в чем мое горе, обижен ли я
кем-либо из его людей или у меня (не) удачи в личной
жизни. Смущенный и пристыженный я поборол свое
волнение и ответил графу, что скорбь моя привезена
мною вместе с поклажей и что я (не) могу жаловаться
(ни) на что в замке. Граф, однако, (не) хотел меня
оставить, и мы продолжали разговор гуляя взад и
вперед по балкону. И когда, слово за слово, объяснилось,
что у нас с ним есть общие любимцы в мире авторов
и книг, и он (не) медля предложил мне показать
свою библиотеку, я (не) нашел (ни) причины, (ни) поводов,
чтобы отказаться.
252
В кабинете графа я опять уверился, что первоначальное
мое наблюдение было справедливо и что
граф принадлежит к лучшим людям своего сословия,
так как его собрания сделали бы честь любому ученому.
(По В. Я. Брюсову)
1. Выпишите отдельно деепричастия совершенного и несовершенного
вида.
2. Приведите правила, в соответствии с которыми слово
немедля пишется слитно (в данном тексте), а не желая —
раздельно.
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения
текста.
383. Замените, где можно, придаточные предложения
синонимичными им деепричастными оборотами.
1. Ученики хорошо усвоили материал по данному
разделу истории литературы, после того как дополнительно
прочитали несколько критических статей.
2. Я вынужден был отказаться от участия в экскурсии,
так как не располагал свободным временем.
3. Если вы не предъявите свой читательский билет,
то не сможете получить в библиотеке книги.
4. Шофер остановил машину, когда заметил впереди
разрушенный мост. 5. Когда мы приехали на станцию,
поезд уже ушел. б. Ребенок горько заплакал,
потому что потерял свою любимую игрушку. 7. Каждый
раз, когда я работаю без перерыва до позднего
вечера, я испытываю сильное утомление. 8. Хотя мы
опоздали к началу спектакля и пропустили первый
акт, мы все же поняли содержание пьесы по ходу
действия. 9. Так как писатель хорошо знает быт дореволюционной
деревни, он правдиво изображает его
в своих произведениях. 10. Когда я вспоминаю об
этом неприятном происшествии, мне становится
грустно. 11. Ты не сможешь успешно заниматься
спортом, если не бросишь курить. 12. Он восстановил
в памяти все подробности вчерашнего разговора, когда
остался один.
253
Для справок. Рассматриваемая замена невозможна:
а) если в главном и придаточном предложениях
разные подлежащие, например: Когда учитель вошел в
класс, ученики встали (нельзя сказать: ≪Войдя в класс,
ученики встали≫, так как получится, что в класс вошел
не учитель, а ученики); б) если главное предложение является
безличным такого типа: Когда мы подходили к
лесу, нам стало холодно (нельзя сказать: ≪Подходя к
лесу, нам стало холодно≫).
384. Замените деепричастные обороты синонимичными
придаточными предложениями.
1. Родители очень обрадовались, получив после
длительного перерыва письмо от сына. 2. Больной, не
вынося уличного шума, попросил закрыть окно в его
комнате. 3. Почувствовав ответственность за свою работу,
вы будете относиться к ней серьезнее. 4. Не суйся
в воду, не изведав броду. 5. Боясь выдать свое смущение,
мальчик внезапно замолчал. 6. Обсудив внимательно
ваше предложение, мы его приняли.
7. Возражая против отдельных положений докладчика,
присутствующие в целом согласились с ним.
8. Пробыв в деревне целый месяц, он заметно укрепил
свое здоровье. 9. Проверяя написанное, будьте
внимательны.
385. Заключенные в скобки деепричастные обороты
вставьте в предложения, выбрав для них подходящее по
смыслу место.
1. Сквозь стекла окон в комнату пробивались лунные
лучи (освещая ее неярким светом). 2. Группа
геологов поднялась по склону горы и спустилась с
противоположной стороны (по пути изучая различные
горные породы; достигнув перевала). 3. Врач
внимательно осмотрел больных и вышел из палаты
(дав нужные указания сестре). 4. Женщина вошла в
комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать
(ведя его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько
минут они мчались уже по дороге (быстро
вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль).
254
6. Вечером и утром он думал все об одном и том же
(ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник
постоял немного, а затем уверенно зашагал по направлению
к небольшому озеру (вслушиваясь в тишину
леса; заметив что-то интересное). 8. За деревней
тянулся дремучий бор, где столетние сосны
плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом;
напоминая сказочных великанов). 9. Голуби
быстро поднялись в воздух и разлетелись в разные
стороны (испугавшись неожиданного шума). 10. Человек
остановился и оглянулся назад (пройдя несколько
шагов; словно дожидаясь кого-то).
386. Найдите обстоятельства, выраженные именами существительными
в косвенных падежах с предлогами
или без них; укажите значение этих обстоятельств. Обратите
внимание на интонацию обособления.
1. Добрый комендант, с согласия своей супруги,
решил освободить Швабрина (П.). 2. Бульба, по случаю
приезда сыновей, велел созвать всех сотников и
весь полковой чин (Г.). 3. Дедушка остановился и, с
помощью Мазана, набрал большую кисть крупных
ягод (Акс). 4. Детям, по причине малолетства, не
определили никаких должностей (Т.). 5. Кровля, от
тяжести давившей ее когда-то соломы, приняла совершенно
другое направление (Григ.). 6. Раиса Павловна,
даже ввиду таких критических обстоятельств,
решительно ничего не делает (М.-С). 7. Ехали только
днем, во избежание всяких дорожных случайностей
(Пришв.). 8. Никитин учил мальчишку столярному
делу и, за неимением собеседника, часами разглагольствовал
с ним о старинной мебели (Пауст.).
9. Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту,
ходил в поля ловить перепелов (Бун.).
Для с п р а в о к . Могут обособляться обстоятельства,
выраженные именами существительными с предлогами
(реже без предлогов) со значением времени, причины,
условия и т. д., например: Я отстал немного, потом,
с помощью хлыста и ног, разогнал свою
255
лошадку (Л. Т.); Мы знали, что из Керчи, незадолго до
нашего прихода, был вывезен весь лишний народ
(М. Г.).
Обычно эти конструкции образуются существительными
с предлогами благодаря, ввиду, вследствие, по
причине, при условии, вопреки, несмотря на, за неимением,
согласно, с согласия, во избежание, в соответствии
с и др.
387. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Савельич согласно с мнением ямщика советовал
воротиться (П.). 2. Несмотря на силу и скорость полета
куропатки всегда летят невысоко от земли и недалеко
улетают (Акс). 3. Вопреки предсказанию моего
спутника погода прояснилась (Л.). 4. За неимением
места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах
(Ч.). 5. Благодаря отличной погоде и особенно
праздничному дню улица сельца Марьинского снова
оживилась (Григ.). 6. Хозяин скрежетал зубами, а
мне в силу этого приходилось работать за двоих
(М. Г.). 7. Ввиду недостатка в продовольствии сокращение
в пути теперь было особенно важно (Аре).
8. Вопреки мнению Чижа Бакланов начинал нравиться
Мечику (Фад.). 9. Несмотря на ранний час улицы
были полны народа (Кат.).
388. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
Объясните их постановку.
Русский лес стихия. Думая о нем надо отрешиться
от всех лесов земли и страшных и очаровательных
зажмуриться забыть Шварцвальд забыть кудрявые
леса Франции с гротами фей и останками аббатств; забыть
о джунглях об Аляске о Канаде и смотреть изо
всех сил в то дальнее стеклышко спрятанное в тайниках
памяти сквозь которое увидишь забытый и незабываемый
русский лес. Не думайте ни о чем, что
делает его специфически русским: почернелая богомолка
мужик с вязанкой хвороста нестеровскии
пастушок с его лаптями дудкой и пегой телкой;
256
забудьте глубоко врезанную в черную землю колею
от расхлябанного колеса и лошадей выезжающих
в ≪ночное≫ и Хоря с Калинычем и вурдалака и врубе-
левского Пана и прислушайтесь к простым словам:
≪И смолой и земляникой пахнет темный бор≫. Почему
они так волнуют? Почему так остро дают почувствовать
именно русский бор тульский, черниговский
костромской со всей его темной сочной жуткой и упоительной
глубиной, а не французский лес и не скандинавский,
хотя они также пахнут смолой и земляникой
те же в них корявые пни курящиеся на закате
болотца и свечки подосиновиков в тонкоствольной
чаще. В чем же дело? А в том, что и смола и земляника
и горящий на солнце мухомор и могучее дыхание
земли в России совсем другие... Но какими словами
изобразить ту смесь запахов красок сказочности печали
древности дикости и торжественного покоя, в которую
душа погружается медленно закрывая глаза
при воспоминании о лесе своего детства о русском
лесе?
(М. Бега)
1. Укажите, какие обособленные члены предложения
имеются в приведенном тексте.
2. Найдите однородные члены, объясните пунктуацию
при них.
3. Разберите по составу причастия спрятанное, выезжающие,
горящий.
4. Охарактеризуйте первое предложение текста.
389 (повторение). Найдите обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастными оборотами, одиночными
деепричастиями, существительными в косвенных
падежах с предлогами. Укажите их значения.
1. Меж тем, померкнув, степь уснула (П.).
2. Афанасий Иванович смеялся, сидя согнувшись на
своем стуле (Г.). 3. Под мышкой мальчик нес какой-
то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой
и крутой тропинке (Л.). 4. За неимением пока
другой дичи, я послушался моего охотника и отправился
в Льгов (Г.). 5. Несмотря на все мои старания,
9—0105660 257
я никак не мог заснуть (Т.). 6. Чеченец взглянул на
Лукашку и, медленно отвернувшись, стал смотреть
на тот берег (Л. Т.). 7. Петя, после полученного им решительного
отказа, ушел в свою комнату и там, запершись
от всех, горько плакал (Л. Т.). 8. Впрочем,
ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от
предмета лекции (47). 9. Лодка помчалась, бесшумно
и легко вертясь среди судов (М. Г.). 10. Крейсеры,
ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом
море (Н.-Пр.). 11. Морозка вышел на прогалину
и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным
разбойным свистом (Фад.). 12. В такие вечера
Пете было даже страшно подойти к окну и, приоткрыв
ставни, посмотреть на улицу {Кат.).
390. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
Укажите виды обособленных второстепенных членов
предложения.
А еще я помнил военный оркестр. Посередине
бульвара на небольшой площадке усыпанной темно-
желтым влажным песком стояла высокая круглая беседка.
В ней сидели солдаты и трубили. Был тут и турецкий
барабан и тромбоны и тарелки и флейты. Но
самое главное были все-таки трубы. Через каждые десять
минут оркестр играл новый вальс или мазурку.
Когда первый круглый звук вдруг, словно ком, вылетал
из трубы и подпрыгивая скакал по газонам или
вдруг остро и тонко прорезала воздух, как будто пропиливала
лобзиком, труба, все мамки няньки и бонны
неподвижные и важные, как бронзовые божки, вставали
с лавок брали нас за руки и вели к беседке. Музыканты
играли вытаращивая глаза надувая щеки
краснея от натуги и солдатской бравости. Играть на
весь бульвар в жару было тяжело но они старались во
время игры часто вынимали платки и прикладывали
ко лбу, гимнастерки на их спине всегда были черные.
Маленький сухой человечек крылатый всеведущий и
грозный парил над ними. Музыканты глядели на его
палочку на маленькие цепкие руки его свирепое лицо
258
и били свистели трубили. И белые строганые пюпитры
вспомнил я и ноты на этих пюпитрах писанные
лиловыми чернилами и самую музыку торжественную
громогласную нелепую и пышную какую-то
очень уверенную в себе.
(Ю. О. Домбровский}
1. Выделите в тексте однородные и неоднородные определения.
2. Найдите в тексте и объясните значение всех ≪музыкальных
≫ слов (при необходимости используйте толковые
словари).
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения
текста.
391. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные
знаки препинания. Озаглавьте текст.
(Не) смотря на жгучее чувство страха охватившее в
первый момент молодого мичмана величественное
зрелище бушующего океана (не) вольно приковало
его глаза наполнив душу каким-то безотчетным благоговейным
смирением и покорным сознанием слабости
≪царя природы≫ перед этим грозным величием
стихийной силы.
Вокруг (не) видимое глазом пространство океан
словно весь кипел в белой пене представляя собой
взрытую холмистую поверхность волн несущихся
казалось с бешеной силой и с шумом разбивающихся
одна о другую своими седыми гребнями. Но кажущиеся
(в) дали (не) большими холмами эти валы
вблизи преображаются в высокие водяные горы среди
которых то опускаясь в лощину образуемую двумя валами
то поднимаясь на гребень идет маленький черный
корвет со своими почти оголенными мачтами со
спущенными стеньгами встречая приближение шторма.
Раскачиваясь и вперед и назад и вправо и влево
корвет поднимаясь на волну разрезает ее и иногда зарывается
в ней носом и часть волны попадает (на) бок
другая разбивается о бок судна рассыпаясь алмазны-
259
ми брызгами. Изредка корвет черпает бортом и тогда
верхушки волн вкатываются на палубу выливаясь через
противоположный борт.
(По К. М. Станюковичу)
1. Выделите суффиксы в словах величественный, водяной,
оголенный, спущенный. Объясните их написание.
2. Объясните написание буквы ё в словах безотчётный
и чёрный.
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения
текста.
§ 55. Уточняющие обособленные
члены предложения.
392. Объясните постановку знаков препинания в приводимых
ниже предложениях с уточняющими обособленными
членами; укажите их значение. При чтении соблюдайте
нужную интонацию.
I. 1. Гроза началась вечером, часу в десятом (Акс).
2. Я пошел вправо, через кусты (Т.). 3. Он встряхнул
кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул
вверх (Г.). 4. Пройдя какую-то пустую, без жителей,
деревню, эскадрон опять поднялся на гору (Л. Т.).
5. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор
на степи (Л. Т.). 6. Она озорно, по-девичьи, взглянула
на него снизу вверх (Фед.). 7. На хуторе, в трех верстах
от деревушки Соломенной, разведчики оставили
лошадей и пошли пешком {Фед.). 8. Он увидел на белой
шапке кургана невдалеке рдяно-желтую, с огнистым
отливом, лису (Шол.).
И. 1. Появились касатки, или морские свинки
(Гонч.). 2. Я добрался наконец до большого села с каменной
церковью в новом вкусе, то есть с колоннами,
и обширным господским домом (Т.). 3. В этом отношении
случилось даже одно очень важное для них обоих
событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.).
4. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях
льдины, или, по-местному, торосья {Кор.).
260
5. У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся
мечта — стать столяром (Пауст.).
III. 1. Незаметным образом я привязался к доброму
семейству, даже к кривому гарнизонному поручику
(П.). 2. Бабушка вообще очень любила грибы, грузди
в особенности (Акс). 3. Некоторые казаки, и Лу-
кашка в том числе, встали и вытянулись (Л. Т.).
4. Новый управляющий главное внимание обращал
больше всего на формальную сторону дела, в частности
на канцелярские тонкости (М.-С). 5. Дорога была
только одна, и притом широкая и обставленная вехами
(Кор.).
Д л я с п р а в о к .
1. Обособляются слова и обороты, у т о ч н я ю щ и е
смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими
являются обстоятельства времени и места, например:
На другой день, рано утром, Оленин проснулся от свежести
в своей перекладной и равнодушно взглянул направо
(Л. Т.); Эта речка, верст за пять от Льгова,
превращается в широкий пруд (Т.).
Обособляются уточняющие определения со значением
размера, цвета, возраста и т. д., например: Самый
большой щит, метров в пять шириной, занимал середину
левого ряда (Н. Чук.).
2. Обособляются слова, п о я с н я ю щ и е смысл
предшествующих членов предложения и связанные
с ними при помощи слов а именно, то есть, например:
Весь день Анна провела дома, то есть у Облонских,
и не принимала никого (Л. Т.). При отсутствии
указанных слов ставится тире, например: Он сделал
мне честь — посетил меня (П.).
Пояснительные обороты могут присоединяться также
союзом или (в значении ≪то есть≫), например: Степь,
или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон
(Акс).
3. Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е обороты,
содержащие дополнительные замечания и разъяснения;
чаще всего используются для связи слова даже,
особенно, в особенности, например, в частности, главным
образом, в том числе, и притом, да и, по преимуществу,
в первую очередь и др.
261
393. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
I. 1. Там ниже мох тощий кустарник сухой (П.).
2. Я проснулся поздно часу в пятом пополудни (Акс).
3. Мы отправились и бродили долго до вечера (Т.).
4. Это было глубокой осенью в холодный и сумрачный
день (Дост.). 5. На повороте реки впереди под темными
горами мелькнул огонек (Кор.). 6. Вдали высилось
темно-красное цвета сырого мяса здание фабрики
(М. Г.). 7. Вошла молодая лет семнадцати девушка
(Купр.). 8. Летом вечерними зорями на вершину кургана
слетает из подоблачья степной беркут (Шол.).
9. Катер шел все время подвигаясь в черной почти
чернильного цвета тени отбрасываемой высокими
прибрежными скалами (Сим.).
II. 1. В отношениях с посторонними он требовал
одного сохранения приличия (Герц.). 2. Бросились за
доктором то есть домашним лекарем Харитоном (Т.).
3. В то время именно год назад я еще сотрудничал по
журналам (Дост.). 4. В жизни есть только одно несомненное
счастье жить для других (Л. Т.). 5. Кольчатый
тюлень или нерпа относится к отряду ластоногих
(Аре).
III. 1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны
особенно девушки (П.). 2. Карл Иванович большую
часть своего времени проводил за чтением даже испортил
им свое зрение (Л. Т.). 3. Ермолай любил покалякать
с хорошим человеком особенно за чаркой
(Т.). 4. Окраска крыши особенно с нашею олифою и
краской считалась очень выгодным делом (Ч.).
5. Казалось, что все в том числе леса и поля движется
иа запад (Казак.). 6. Присутствие мужа даже сияющего
стесняло ее (Купр.).
394. Объясните постановку знаков препинания в предложениях
с обособленными членами, имеющими значение
дополнения. Подчеркните предлоги, начинающие
собой такие обособленные дополнения.
1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения
метели (17.). 2. Толпа разошлась, исключая не-
262
многих любопытных и мальчишек (Т.). 3. Мистер
Топкинс, наряду с другими людьми в серых касках,
стоял неподвижно (Кор.). 4. Наш хозяин называл нас
жуликами и давал на обед, вместо мяса, тухлую требушину
(М. Г.). 5. Четыре орудия поочередно слали
снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный
огонь не внес заметного замешательства в ряды
красных (Шол.). 6. Многие из бойцов, помимо своей
винтовки, были вооружены трофейными автоматами
(Полев.).
Для справок. Могут обособляться падежные
формы имен существительных с предлогами или предложными
сочетаниями: кроме, вместо, помимо, сверх,
исключая, за исключением и др. Обособление этих оборотов
связано с их смысловой нагрузкой, степенью распространенности,
близостью с основной частью предложения,
желанием пишущего подчеркнуть их роль в
предложении и т. д.
395. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Вместо ответа Кириле Петровичу подали письмо
(П.). 2. Сверх всякого ожидания бабушка подарила
мне несколько книг (Акс). 3. Никто исключая камердинера
не видел его ненапудренным (Т.). 4. На охоте
дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба
и ничего не пил кроме воды (Л. Т.). 5. Со всеми на пароходе
не исключая и молчаливого буфетчика Смурый
говорил отрывисто (М. Г.). 6. Вместо вбивания
кольев можно воспользоваться стволами растущих
вблизи деревьев (Акс). 7. Настроение экипажа сверх
обыкновения было приподнятое (Н.-Пр.). 8. Дом кроме
этой комнаты стоял заколоченный необитаемый
(А. Н. Т.). 9. Весь май за исключением нескольких
ясных солнечных дней шли беспрерывные дожди
(Шол.).
396 (повторение). Объясните знаки препинания в приводимых
ниже предложениях в соответствии с правилами
их постановки при обособленных членах предложения.
263
1. Мы пошли на вал — возвышение, образованное
природой и укрепленное частоколом (П.). 2. И отец с
сыном, вместо приветствия после долгой отлучки,
стали колотить друг друга (Г.). 3. Илья Ильич учился
в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего
управляющего немца Штольца (Гонч.). 4. Лодка
полетела поперек реки, скользя по вертящейся быстрине,
бегущей у самого берега, называющейся ≪стремя
≫ (Акс). 5. Тяжелые волны мерно и ровно катились
одна за другой, едва приподнимая одинокую лодку,
причаленную к берегу (Л.). 6. Обширное пепелище
превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами
кирпича — остатками фундаментов (Т.).
7. Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась
с прогулки (Т.). 8. Прямо против кордона,
на том берегу, было пусто (Л. Т.). 9. Кроме города
Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Во-
еводино (М. Г.). 10. Шагах в шести от Челкаша, у тротуара,
на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке,
сидел молодой парень (М. Г.).
397. Выделите: 1) обособленные определения; 2) обособленные
приложения; 3) обособленные обстоятельства;
4) обособленные дополнения; 5) обособленные уточняющие
члены предложения.
1. Ты, стройная, с тугой косою, прошла по черным
пятнам шпал (Бл.). 2. Оружия любимейшего род, готовая
рвануться в гике, застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики (Маяк.). 3. Несмотря
на сильное переутомление, спать не хотелось
(Фад.). 4. В пространной низине, справа, до самого
хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в
мутно-серой дали, виднелся лес (Фад.). 5. На покривившемся
стогу уныло, по-сиротски, примостилась
ворона и молчала (Фад.). 6. Самолетик задымился и,
пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад (Леон.).
7. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым
запахом влаги, сырых садовых дорожек (Пауст.).
8. Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, за-
264
пряженных в сани, поджидая Давыдова, собравшегося
ехать в район (Шол.). 9. Бабы зашумели все сразу,
в один голос, не давая Давыдову и слова молвить
(Шол.). 10. Она со страхом смотрела на дедовы руки в
коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках
(Шол.). 11. Подавленный не столько отсутствием патронов,
сколько смертью командира, Плужников выбрался
из задымленного подвала (Б. В.). 12. ≪Св. Мария
≫ шла вдоль таких мест, где не было почты, да и
ничего не было, кроме льда и снега (Кае.).
398. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Вместо ответа на какой-то вопрос Зурин захрапел
и присвистнул (П.). 2. Вдруг она пробежала мимо
меня напевая что-то другое и прищелкивая пальцами
вбежала к старухе (Л.). 3. Кой-где выглянули женские
большей частью старушечьи головы (Г.). 4. Первому
старшему изо всех Феде вы бы дали лет четырнадцать
(Т.). 5. Отдавая дань своему времени Гончаров
вывел и противоядие Обломову Штольца (Добр.).
6. Ростов ничего не видел кроме бежавших вокруг него
гусар цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями
(Л. Т.). 7. Девочка любимица отца вбежала смело
обняла его и смеясь повисла у него на шее (Л. Т.).
8. Впереди далеко на том берегу туманного моря виднелись
выступающие лесистые холмы (Л. Т.). 9. На
всех физиономиях несмотря на усталость искажавшую
их выражалось глухое пока еще скрываемое раздражение
(М. Г.).
399 (повторение). Расставьте знаки препинания. Объясните
их постановку.
1. Мне хочется одного покоя (Купр.). 2. Там над
Донцом и Каменском невидимые отсюда а только
слышимые развертывались воздушные бои (Фад.).
3. За ней над низкими крышами и садами горит на
солнце великий золотой купол Христа Спасителя
(Шм.). 4. Надежда Васильевна бледная молча сидела
265
в кресле (Зайц.). 5. Из прихожей вышел человек высокий
черный со странной морщиной поперек лба
(Зайц.). 6. Вероятно Петя представлялся дедушке совсем
еще маленьким ребенком вроде правнука Женечки
ползавшего тут же в желтых цветах одуванчика
(Кат.). 7. После первого же залпа сбитый с ног пулей
Григорий охнув упал (Шол.). 8. А через минуту
скупой и резкий пошел дождь (Шол.). 9. Грохот близкого
боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив
его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой
бродил он по лесу не зная покоя (Полев.). 10. Он волновался
как школьник перед экзаменами и опоздание
Тройникова в такой момент воспринял как личный
выпад (Бакл.).
400 (повторение). Перепишите текст, ставя нужные
знаки препинания.
Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло
и неподвижно в дали облитой голубым сиянием луны.
Мягкое и серебристое оно слилось там с синим
южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную
ткань перистых облаков неподвижных и не
скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется
что небо все ниже наклоняется над морем желая понять
то о чем щебечут неугомонные волны сонно
вползая на берег.
Горы поросшие деревьями резкими взмахами подняли
свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые
контуры их округлялись одетые теплой и ласковой
мглой южной ночи.
У костра тихо вздыхает Рагим старый крымский
чабан высокий седой сожженный южным солнцем сухой
и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня оторвавшегося
от горы одетого тенью поросшего мхом у
камня печального хмурого. На тот бок его который
обращен к морю волны набросали тины водорослей и
обвешенный ими камень кажется привязанным к узкой
песчаной полоске отделяющей море от гор.
266
На сердце чисто легко и нет иных желаний кроме
желания думать.
Море темное могуче размахнувшееся светлеет местами
на нем появляются небрежно брошенные блики
луны.
— Рагим, расскажи сказку, — прошу я старика.
Унылым речитативом стараясь сохранить своеобразную
мелодию он рассказывает о гордом Соколе который
любил свободу больше жизни.
(По М. Горькому)
1. Укажите виды обособленных второстепенных членов.
2. Выделите и и кн. в суффиксах прилагательных и причастий.
3. Найдите сложные слова, укажите способ их образования.
401 (повторение). Перепишите текст, расставляя недостающие
знаки препинания. Объясните их постановку.
Было утро теплое без единого облачка без ветерка.
В голубом по-утреннему размытом небе четко вырисовывались
близкие горы. Какая-то серая птица часто
мельтеша крыльями стояла зависнув над полем выслеживая
добычу.
Было так обычно так мирно, что все случившееся
вчера воспринималось как дурной сон. Если бы не ямка,
которую Колька выкопал да не следы лошади глубокие
в пробитом среди кукурузы коридорчике, Колька
бы так и решил, что все ему приснилось. Он осмотрелся
отряхнул землю выбрал направление взглянув
на солнце и на горы и пошел не стараясь прятаться и
пригибаться.
Шел он и шел отлепляя от лица густую паутину,
которой была местами перевита кукуруза и вспугивая
жирных черных птиц. Когда уже не ждал не надеялся,
вдруг выскочил на дорогу. Сухой белый проселок
покрытый легкой пылью. На обочинах цвели запоздалые
ромашки мелкие и кустистые.
Не помнил, как он добрался до Сунжи. Приник
к ней желтенькой плосконькой речонке лежал поднк-
267
мая и опуская в воду голову. Долго-долго так лежал,
пока не начало проясняться вокруг.
(По А. И. Приставкину)
1. Найдите глаголы с приставкой при-. Объясните их написание.
2. Укажите слова с уменьшительными суффиксами.
3. Объясните постановку дефиса в словах по-утреннему,
долго-долго.
Обращение. Вводные слова
и предложения.
§ 56. Обращение.
402. Выясните значение обращений в приводимых ниже
предложениях (собственное имя, название лица по
родству, по профессии, по общественному положению,
по возрасту и т. д.). Укажите, чем выражены обращения
и какими знаками препинания они выделяются, какова
их роль в художественной литературе (характеристика
адресата речи, выражение отношения к нему, повышение
выразительности речи). Обратите внимание на интонацию.
1. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай
(Кр.). 2. Сергей Сергеич, это вы ли? (Гр.). 3. Государь
мой премилостивый! Я до тех пор не намерен приехать
в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря
Парамошку с повинною {П.). 4. Сияй, сияй, прощальный
свет любви последней, любви вечерней! (Тютч.).
5. Запылись ты, путь-дороженька! (Колъц.). 6. А ты
уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это
(Г.). 7. Пошел, кучер! (Т.). 8. Я и не отговариваюсь,
тетушка (Г.). 9. В минуту унынья, о родина-мать, я
мыслью вперед улетаю (Н.). 10. Да неужели вам мало,
ненасытный вы этакий! (Дост.). 11. А! Золото! Добро
пожаловать. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
(С.-Щ.). 12. Дорогой, многоуважаемый шкап!
Приветствую твое существование (Ч.). 13. О город!
268
О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной
в клочья лазури! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!
(Бл.). 14. Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). 15. Эй
ты, в шляпе! Гляди-ка, сколько на жинку навалил, а
сам пустой идешь! (Фад.).
403. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Подчеркните обращения.
1. Степанушка родной не выдай милый (Кр.). 2. Ты
с басом Мишенька садись против альта (Кр.).
3. Спящий в гробе мирно спи жизнью пользуйся живущий
(Жук.). 4. Звезда печальная вечерняя звезда
твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий
залив и черных скал вершины (П.). 5. Так вот судьба
твоих сынов о Рим о громкая держава (П.). 6. Куда
лезешь борода? Говорят тебе, никого не велено пускать
(Г.). 7. Как хорошо ты о море ночное (Тютч.).
8. Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.).
9. Ну, полноте полноте балагур шутник вы этакий
(Т.). 10. Здравствуй солнце да утро веселое (Ник.).
11. Хочешь горбун поменяться своею судьбой с моей?
(Гум.). 12. Знаешь Лена ведь я сама придумала песню...
(Ахм.). 13. Рыжий львеныш с глазами зелеными
страшное наследье тебе нести! (Ив.).
§ 57. Вводные слова и предложения.
404. В приводимых ниже предложениях найдите вводные
слова и словосочетания, выражающие: а) чувства
говорящего; б) степень уверенности в реальности сообщаемого;
в) источник сообщения; г) связь мыслей, последовательность
изложения; д) приемы и способы
оформления высказывания; е) обращение к собеседнику
или читателю. При чтении соблюдайте интонацию ввод-
ности.
I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание
истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до ближайшего
порта остается два дня пути (Гонч.). 3. Я
присмотрелся, попривык к окружающим меня явле-
269
ниям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс).
4. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить
копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен прибавить,
что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В письме
Петрухиной матери было послано, во-первых, благословение,
во-вторых, поклоны всех и, наконец,
известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.).
7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек
сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно
сражалась под Каменском (Фад.). 9. Вот, например,
ящики на чердаке {Домбр.).
П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение
Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядовых
(Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и,
кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Нрава
Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать,
запуганного (Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спалило?
(Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом
благодушном настроении (Кор.). 7. Действительно,
в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская
танцевала (Зайц.). 8. К своему полному разочарованию,
мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого
неба (Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об
ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.).
10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда
здесь не было тихо (Домбр.).
III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище
(Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастливы
(Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста,
не выдавайте меня (Л.). 4. Руки мои, к страшной
моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).
5. Героиней этого романа, само собой разумеется, была
Маша (Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше
впасть в ошибку, думая хорошо (М. Г.). 7. Щенок, видать,
из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра
в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной
профессии (Кат.). 9. А мечтал он, может статься, подойти
путем другим, у окошка постучаться жданным
гостем, дорогим (Те.). 10. С точки зрения артиллериста,
Елютин говорил немыслимые вещи (Бакл.).
270
Д л я с п р а в о к . Запятыми выделяются вводные
слова и словосочетания, среди которых можно назвать
следующие основные группы:
1) вводные слова, выражающие чувства говорящего
(радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:
к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению,
к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению,
к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на
беду, странное дело, удивительное дело, неровен час
и др.;
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим
степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность,
возможность, предположение и др.): конечно,
несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно,
разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно,
по всей вероятности, может быть, быть может,
должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-
видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности,
по существу, право, чай, полагаю, надо полагать,
надеюсь и др.;
3) вводные слова, указывающие на источник сообщения:
говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению...,
по сведениям, по мнению, по-моему, по-
твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию,
помнится, слышно, дескать, мол и др.;
4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность
изложения: итак, следовательно,
значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец,
между прочим, в общем, кроме того, в частности,
стало быть, например, к примеру, таким образом,
кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-
первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой
стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;
5) вводные слова, указывающие на приемы и способы
оформления высказывания: словом, одним словом, иными
словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту
говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать,
если можно так выразиться, с позволения сказать,
лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее
сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;
6) вводные слова, представляющие собой призывы
к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание
к сообщаемому, внушить определенное отношение
к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),
271
понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те),
послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли),
скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
405. Найдите в каждой паре предложений одни и те же
слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите,
ставя нужные знаки препинания.
1. Было должно быть, уже поздно. — Письмо должно
быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с
собой кстати и ноты. — Ваш приход сегодня как нельзя
более кстати. 3. Лицо путника казалось очень
утомленным. — Шахматную позицию казалось.нельзя
было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменится.
— Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти
слова были сказаны между прочим. — Фраза эта
между прочим -напомнила мне одну старую шутку.
6. С одной стороны дороги приближались наши войска,
с другой навстречу им шли жители освобожденной
деревни. — С одной стороны предложение поехать
на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вызывает
опасение из-за обычной в это время года
жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товарищу
в его просьбе. — При этих условиях все сказанное
само собой разумеется. 8. Мой спутник после продолжительной
прогулки чувствовал себя превосходно, я
напротив устал. — В купе я сидел напротив пожилого
человека. 9. Это теоретическое положение совершенно
очевидно. — Очевидно придется серьезно готовиться
к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога
оказалась не столь утомительной. — К удивлению
мальчиков примешивались испуг и растерянность.
406. Вставьте в предложения подходящие по значению
вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи
с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.),
или дающие оценку говорящим степени достоверности
сообщаемого (уверенность, предположение, возможность
и т. п.), или указывающие на источник сообщаемого,
способ оформления высказываемой мысли, последовательность
изложения, или содержащие обращение
к собеседнику и т. д.
272
О б р а з е ц : Сестра волновалась меньше всех. —
К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра,
кажется (конечно, по-видимому), волновалась меньше
всех. По словам брата, сестра волновалась меньше
всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра,