И легко вертясь среди судов (М. Г.). 8 страница

в них суффиксы.

3. Выделите наречия; объясните их написание.

479. Прочитайте внимательно оба текста. Передайте

своими словами их основной смысл. Объясните постановку

знаков препинания.

I. СЛОВО О ХЛЕБЕ.

Хлеб... Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает.

Но попробуйте отыскать в нем еще одно, столь же

насущное, чаще других употребляемое, столь же мно-

343

гозначное слово! Разве что слово ≪земля≫. И недаром

наши деды и прадеды в известном речении поставили

их родственно —рядом: земля-матушка и хлеб-батюшка.

Века и века хлеб был как бы синонимом самой

жизни. Мы и по сей день говорим: ≪заработать на

хлеб≫, хотя подразумеваем под этим вовсе не один

лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

≪Хлеб —всему голова!≫ —гласит старинная народная

мудрость. Сколько ни думай, лучше хлеба ничего

не придумаешь. ≪Хлеб на стол и стол —престол,

а хлеба ни куска и стол —доска...≫

(С. Шуртаков)

П. Поклонимся же ему [человеку, вырастившему

хлеб] и будем честны и совестливы перед его великим

подвигом, великим и скромным одновременно; перед

тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком

теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным

сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших

этот хлеб... А заодно будем всегда помнить

мудрое изречение, пришедшее к нам из

глубины веков, рожденное народным опытом: ≪Да

отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку

хлеба≫.

(М. Н. Алексеев)

480. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Укажите, в чем

выражается сочетание в нем высокой художественности

и публицистичности.

...Самый большой, самый непреходящий вклад Севера

в сокровищницу национальной культуры —это

слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором

полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина,

его характер. Слово, которое и сегодня сохранило

строй и дух русского языка древнейшей поры, времен

344

Господина Великого Новгорода, и уже одно это делает

его краем наших истоков, наших духовных начал,

ибо язык народа —это его ум и мудрость, его этика и

философия, его история и поэзия.

На Севере издревле вся жизнь, и повседневная и

праздничная, была пронизана многоцветным красно-

словьем, будь ли то обычная бытовая речь, или поместному

≪говоря≫, то ли песня или сказка, то ли героическая

былина и искрометная скоморошина, то ли

задиристая и забористая частушка.

иначе? Как жить в этом суровом краю без

опоры на чудодейственную силу слова? Занесло, скажем,

артель зверобойную в кромешные льды грозного

океана —ну и чем как не словом укрепить пошатнувшийся

дух, скрасить невыносимое житье?

Давно вымерли в южной и средней России такие

мамонты русского национального эпоса, как былина

и историческая песня, а здесь, на Севере, еще в двадцатом

веке они жили своей полнокровной жизнью, и

маленькая, неграмотная старушонка с Пинеги изумляла

и покоряла просвещенную столицу своими знаменитыми

старинами, поэтическими преданиями,

словно выплеснувшимися из глубины веков...

Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило

в дружбе с книжной культурой. Крестьяне Севера,

превосходившие грамотой собратьев других губерний,

сплошь и рядом были владельцы личных библиотек,

и не случайно, что факел учености на Руси зажег

крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов.

...Ранней весной, когда половодьем взыграют северные

реки и озера, с юга, из теплых краев и стран

возвращаются на свою родину неисчислимые стаи

птиц. А там, немного подсохнет да проклюнется зеленая

травка, смотришь, потянется на Север и всякий

странствующий люд.

Зачем? Ради чего избалованные горожане нередко

неделями терпят бездорожье, разные неудобства быта?

345

Не для того ли, чтобы приобщиться к животворным

истокам национальной культуры, чтобы

красотой и словом Севера возвысить свою душу,

свой дух?!

(Ф. А. Абрамов)

1. Найдите сложные слова, объясните их написание.

2. Выделите сложные предложения; определите виды

связи простых предложений в сложном.

3. Найдите однородные члены предложения; определите

их виды и характер связи между ними.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

ПО РАЗВИТИЮ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

§ 65. План. Тезисы. Конспект.

481. Прочитайте приводимые ниже отрывки из статьи

В. Г. Белинского ≪Евгений Онегин≫ и возможный вариант

их записи в форме плана (перечня основных вопросов),

тезисов (основных положений с их мотивировкой)

и конспекта (сжатого связного изложения содержания).

≪Онегин≫ есть самое задушевное произведение

Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и

можно указать слишком на немногие творения,

в которых личность поэта отразилась бы с такою

полнотою, светло и ясно, как отразилась в ≪Онегине

≫ личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся

душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия,

идеалы. Оценить такое произведение —значит оценить

самого поэта во всем объеме его творческой деятельности.

Не говоря уже об эстетическом достоинстве

≪Онегина≫, эта поэма имеет для нас, русских,

огромное историческое и общественное значение.

Прежде всего в ≪Онегине≫ мы видим поэтически

воспроизведенную картину русского общества, взятого

в одном из интереснейших моментов его развития.

С этой точки зрения ≪Евгений Онегин≫ есть поэма историческая

в полном смысле слова, хотя в числе его

347

героев нет ни одного исторического лица. Историческое

достоинство этой поэмы тем выше, что она была

на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде.

В ней Пушкин является не просто поэтом только,

но и представителем впервые пробудившегося общественного

самосознания: заслуга безмерная! До Пушкина

русская поэзия была не более, как понятливою и

переимчивою ученицею европейской музы, —и потому

все произведения русской поэзии до Пушкина как-

то походили больше на этюды и копии, нежели на

свободные произведения самобытного вдохновения.

Первым... национально-художественным произведением

был ≪Евгений Онегин≫ Пушкина. В этой

решимости молодого поэта представить нравственную

физиономию наиболее оевропеившегося в России

сословия нельзя не видеть доказательства, что

он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом.

Он понял, что время эпических поэм давным-

давно прошло и что для изображения современного

общества, в котором проза жизни так глубоко проникла

в самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая

поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая

от нее только одних поэтических мгновений;

взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью.

И такая смелость была бы менее удивительною,

если бы роман затеян был в прозе; но писать

подобный роман в стихах в такое время, когда

на русском языке не было ни одного порядочного романа

и в прозе, —такая смелость, оправданная огромным

успехом, была несомненным свидетельством

гениальности поэта.

<...> ≪Онегин≫ —в высшей степени оригинальное

и национально-русское произведение. Вместе с современным

ему гениальным творением Грибоедова — ≪Горе от ума≫ стихотворный роман Пушкина положил

прочное основание новой русской поэзии, новой

русской литературе.

348

План

1. Место

≪Евгения

Онегина≫ в

творчестве

Пушкина.

2. Отражение

в ≪Евгении

Онегине

≫ жизни

русского общества

в

один из периодов

его

развития.

3. Значение

≪Евгения

Онегина≫

как первого

русского на-

ционально-

художест-

венного произведения.

Тезисы

1. ≪Евгений

Онегин≫ занимает

особое место

в творчестве

Пушкина: в

этом произведении

с наибольшей

полнотой

отразилась личность

поэта.

2. В ≪Евгении

Онегине≫ воспроизведена

жизнь русского

общества в один

из важных периодов

его развития,

что делает

произведение

историческим.

3. Пушкин выступил

в ≪Евгении

Онегине≫

как национальный

поэт, избравший

наиболее

удачную

форму для изображения

современного

ему общества

—роман

в стихах.

Конспект

В ≪Евгении Онегине≫, самом

задушевном произведении

Пушкина, с наибольшей

полнотой отразились

личность поэта,

его чувства, понятия,

идеалы. Это произведение

имеет для нас огромное

историческое и общественное

значение.

≪Евгений Онегин≫ является

произведением историческим

в полном смысле

слова, так как в нем

поэтически воспроизведена

жизнь русского общества

в один из интереснейших

периодов его развития.

Пушкин выступает

в нем не только как

поэт, но и как представитель

впервые пробудившегося

общественного

самосознания.

≪Евгений Онегин≫ явился

первым русским национально-

художественным

произведением, а Пушкин

—гениальным национальным

поэтом, изобразившим

жизнь общества

такою, как она есть.

Для этого поэт избрал

особую художественную

форму —роман в стихах,

причем в такое время,

когда на русском языке

не было еще ни одного порядочного

романа в прозе.

349

Окончание табл.

План

4. ≪Евгений

Онегин≫ как

основа для

дальнейшего

развития

русской

культуры.

Тезисы

4. ≪Евгений

Онегин≫ вместе

с комедией

Грибоедова ≪Горе

от ума≫ положил

прочное основание

новой

русской литературе.

Конспект

≪Евгений Онегин≫ —произведение

в высшей степени

оригинальное и национально-

русское. Вместе

с творением Грибоедова

≪Горе от ума≫

стихотворный роман положил

прочное основание

русской поэзии, новой

русской литературе.

482. Составьте план к приводимому тексту. Устно изложите

его содержание по пунктам плана.

ФЕНОМЕН ВЕРНАДСКОГО.

В. И. Вернадскому была открыта ноосфера духовной

культуры во всей ее многокрасочности, в разнообразии

форм и национальных особенностей, потому

что сам он был открыт этому бесконечному миру. Он

был восприимчив ко всему высокому, гармоничному,

разумному, в нем была выработана —окружением и

собственными усилиями —культура мышления, способность

отделять зерна от плевел.

А еще он был открыт миру природы. Он не был

≪бумажным ученым≫ и философом. Он всегда оставался

геологом, познавая удивительную жизнь минералов,

превращения горных пород, структуру Земли,

глубины ее истории, газовое дыхание планеты, судьбы

природных вод, органичное взаимодействие геосфер

и живого вещества в области жизни. Он был геологом,

а значит, преимущественно историком природы.

Совершая экскурсии, проводя экспедиции, он проехал

десятки тысяч километров на поездах и в телегах,

пересекая вдоль и поперек Европу, Кавказ, Урал.

Прошел сотни, тысячи километров пешком, изучая

почвы Украины и Центральной России; рудники и

карьеры Польши, Германии; древние вулканы Фран-

350

ции и Италии; грязевулканы Керчи и Тамани; нефтепромыслы

Баку; гранитные массивы Забайкалья, базальтовые

лавы Северной Ирландии. Он умел ≪штудировать

природу≫ и любил ее.

Вернадский был открыт Природе, и она открывала

ему свои тайны. Великая книга Природы и книги людей

служили ему неиссякаемыми источниками вдохновения,

познания, открытий. Наука была для него

прежде всего частью культуры. Все национальные

культуры —былые и современные —сплетались в его

сознании в единую ткань общечеловеческой культуры,

становились достоянием его личности. Такое духовное

единение личности и человечества, пожалуй,

и следует считать ноосферой.

Чем ярче проявляется национальная культура,

тем прекраснее и богаче духовная жизнь человечества.

Но она не имеет смысла вне каждой конкретной

личности, как свет не имеет смысла без того, кто его

воспринимает, как не имеет смысла пища, которая

гниет и каменеет без употребления. ≪Человек неразрывно

связан в одно целое с жизнью всех живущих

организмов, существующих или когда-либо существовавших

≫, —таким было мироощущение Вернадского.

Он сознавал, чувствовал и материальное и духовное

родство со всеми проявлениями жизни и разума

не только на Земле, но и в космосе.

Пестрая мозаика общечеловеческой культуры имеет

единую природную основу —биосферу, область

жизни. А другая опора —незримая, но столь же необходимая

—сознание человека, микрокосм личности.

В. И. Вернадский был такой личностью, которая

достойна культурных богатств, созданных человечеством,

способна воспринять и освоить их, привнося

нечто новое, драгоценное, неповторимое. Убежденный

патриот русской и славянской культуры, он стремился

внести в них все лучшие достижения других

народов и эпох. Этим он был похож на М. В. Ломоносова.

Подобных выдающихся людей нередко называют

самородками. Но кто не знает: крупные самородки не

351

встречаются где попало. Они находятся только в богатых

россыпях. Для их создания и сохранения необходима

особо благоприятная среда, нужен целый золотоносный

пласт. Таким золотоносным пластом, давшим

миру Вернадского, была наша отечественная

культура; не сама по себе, конечно, а как часть культуры

европейской и мировой.

(Р. Баландин)

1. Объясните значения слов ноосфера, геосфера, биосфера,

пользуясь не только толковыми словарями, но и словарем

иностранных слов. Найдите, как поясняются эти

слова в тексте.

2. Определите, за счет каких стилистических средств последний

абзац текста особенно выразителен и эмоционален.

483. Составьте план к приводимому тексту, устно передайте

его содержание.

В умении охватить полный образ предмета, отчеканить,

изваять его заключается сильнейшая сторона

таланта Гончарова. <...>

Гончаров не хотел отстать от явления, на которое

бросил однажды свой взгляд, не проследивши его до

конца, не отыскавши его причин, не понявши связи

его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться

того, чтобы случайный образ, мелькнувший

перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное

значение. В истории о том, как лежит и спит

добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь

не могут пробудить и поднять его, отразилась русская

жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный

русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью

и правильностью; в ней сказалось новое слово

нашего общественного развития, произнесенное ясно

и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с

полным сознанием истины. Слово это —обломовщина;

оно служит ключом к разгадке многих явлений

русской жизни, и оно придает роману Гончарова го-

352

раздо более общественного значения, нежели все наши

обличительные повести. В типе Обломова и во

всей обломовщине мы видим нечто большее, нежели

просто удачное создание сильного таланта; мы находим

в нем произведение русской жизни, знамение

времени. <...>

В чем заключаются главные черты обломовского

характера? В совершенной инертности, происходящей

от его апатии ко всему, что делается на свете.

Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем

положении, отчасти же в образе его умственного

и нравственного развития.

(По Н. А. Добролюбову)

1. Сформулируйте основную мысль приведенного отрывка.

2. Выясните, почему для раскрытия выдвинутых в тексте

положений использованы в основном сложные предложения.

Укажите их типы.

3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

484. Составьте план и тезисы отрывка из статьи

H.A. Добролюбова ≪Луч света в темном царстве≫ от

слов: ≪В монологах Катерины видно, что у ней и теперь

нет ничего формулированного≫, кончая словами: ≪Нечего

и говорить о том, в какой мере возможно для них такое

перерождение≫.

485. Составьте план и конспект отрывка из статьи

Д. И. Писарева ≪Базаров≫.

486. Законспектируйте следующий текст. Подготовьте

устное выступление на эту тему.

СВЕТОЧ МИРОВОЙ НАУКИ.

Михаил Васильевич Ломоносов —гениальный русский

ученый. Его идеи и исследования в области физики

и химии, географии и астрономии, истории и

языкознания и многих других научных дисциплин

предвосхитили достижения науки и техники в после-

353

дующие столетия. Своими открытиями он подчас на

десятилетия опережал западных ученых.

Называя Ломоносова ≪нашим первым университетом

≫, А. С. Пушкин писал о нем как о величайшем

уме новейшего времени, как о человеке, произведшем

в науках сильнейший переворот и давшем им новое

направление.

Ломоносов с гениальной прозорливостью и смелостью

сформулировал принцип сохранения вещества и

движения как универсальный закон природы.

В период, когда только закладывались экспериментальные

основы теплофизики, он с удивительной

последовательностью дал истолкование теплоты

как формы механического движения частиц

материи. Впоследствии развитие научных представлений

о природе теплоты пошло по пути, намеченному

великим ученым, а спустя сто лет кинетическая

концепция теплоты получила всеобщее признание.

Теоретические воззрения Ломоносова, относящиеся

к науке о Земле, созвучны современным. В частности,

это относится к его идее об эволюционном развитии

планеты Земля.

К числу важнейших его трудов принадлежат также

исследования явлений атмосферного электричества,

природы северного сияния и другие.

На протяжении многих лет Ломоносов занимался

астрономией, и задолго до появления современной

науки астрофизики он сделал поистине выдающееся

открытие: наблюдая прохождение Венеры перед диском

Солнца в 1761 году, он пришел к выводу о существовании

атмосферы у этой планеты. В наши дни,

когда ученые открыли пути экспериментального изучения

космического пространства, осуществили запуск

искусственных спутников Земли и космических

ракет, подготовили полеты человека в космос, особенно

актуальным становится изучение физических

свойств ближайших планет.

Научные интересы Ломоносова не исчерпываются

исследованиями в области естественных наук. Осно-

354

вополагающее значение имеют и его работы по русскому

языку и теории литературы. Созданная им

≪Российская грамматика≫ —первое научное описание

грамматического строя русского языка, первое

нормативное пособие, предусматривающее употребление

того или иного слова, той или иной грамматической

конструкции. Он первый выявил огромные

возможности, таящиеся в русском языке, его ≪природное

изобилие, красоту и силу≫.

Ломоносов стал также реформатором русского стиха

и знаменитым поэтом. ≪Имя основателя и отца

русской литературы и поэзии по праву принадлежит

этому великому человеку≫, —писал о нем В. Г. Белинский.

Ломоносов был выдающимся государственным деятелем,

неутомимым борцом за процветание своей

родины. Огромную роль сыграл он в организации

науки и просвещения в России: он был создателем

первого в стране университета, носящего теперь его

имя.

487. Выразительно прочитайте первые четверостишия

стихотворения К. Бальмонта ≪Русский язык≫ и начало

его статьи с тем же названием. Что объединяет поэтический

и прозаический тексты?

I. Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу —выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

И. Из всех слов могучего и первородного русского

языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего

звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым

ручейком, исполненного говоров дремучего

леса, шуршащего степными ковылями, поющего вет-

12* 355

ром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко

за степь, пересветно сияющего серебряными разливами

полноводных рек, втекающих в синее море, —из

всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой

сокровищницы, языка живого, сотворенного и, однако

же, без устали творящего, больше всего я люблю

слово воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово

—самое дорогое и всеобъемлющее.

488. Составьте план и конспект отрывка из статьи

В. Ф. Ходасевича о М. Ю. Лермонтове. Выскажите свое

мнение по поводу некоторых утверждений автора

статьи.

Поэзия Лермонтова —поэзия страдающей совести.

Его спор с небом —попытка переложить ответственность

с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот

соблазнительный мир создал, кто ≪изобрел≫ его мученья.

В послелермонтовской литературе вопросы совести

сделались мотивом преобладающим, особенно в прозе:

потому, может быть, что она дает больше простора

для пристальных психологических изысканий.

И в этом смысле можно сказать, что первая русская

проза ≪Герой нашего времени≫, в то время как

≪Повести Белкина≫, при всей их гениальности, есть

до известной степени еще только проза французская.

Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о

добре и зле не только как художник, но и как человек,

первый потребовал разрешения этого вопроса,

как неотложной для каждого и насущной необходимости

жизненной, —сделал дело поэзии делом совести.

Может быть, он предчувствовал, какой пламенный

отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил

о себе, что он

...не Байрон, но другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

356

Лермонтов дал первый толчок тому движению, которое

впоследствии благодаря Гоголю,. Достоевскому

и Толстому сделало русскую литературу литературой

исповеди, вознесло на высоту недосягаемую...

Но и еще в одном отношении литература русская

глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал

для нас великий образец художника. Уходя от суда

людского и не допуская людей присутствовать при

последнем суде, Божьем, —как человек он, быть

может, был прав, быть может —нет. Этот вопрос

разрешен тем же приговором, которого мы не знаем.

Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная

спутница художественного творчества —тайна.

Для каждого художника рано или поздно настает

мгновение, когда он должен сделать рукою жест жреческий

и произнести свою формулу. После того завеса

его скрывает, он останется один, лицом к лицу с Богом.

И каждый художник, помня о Лермонтове, обязан

спросить себя: имею ли я право произнести жреческую

формулу, как имел это право он, превзошедший

людей в добре и зле?

§ 66. Изложения и сочинения.

Для справок.

Виды текстов.

В зависимости от содержания и характера изложения

материала различаются: а) о п и с а н и е; б) по-,

в е с т в о в а н и е и в) р а с с у ж д е н и е .

Наши рекомендации