И легко вертясь среди судов (М. Г.). 3 страница

Артамон ему шел двадцать первый годок находился

при отце для писания писем ведения счетов

чтения разных книг (А. Н. Т.). 4. Выяснилось таким

образом что во-первых полное окружение трудно достижимо

из-за природного препятствия с запада и во-

вторых что противник готовится либо принять бой в

местных условиях либо рассеяться в глубине бора

274

(Фед.). 5. Как видно и здесь Гаврик был свой человек

(Кат.). 6. Словом стал дед Щукарь кучером и конюхом

одновременно (Шол.). 7. Честно говоря устал после

лекции (Сим.). 8. Правда утром он сделал ошибку

(Солж.). 9. Где-то впереди очевидно за лесом и на оставленной

нами дороге началась бомбежка (Паст.).

10. Об этой магии как кажется вы ничего не знали

(Брюс). 11. Из-за его статной фигуры он торжественно

остановился на пороге выглядывали с любопытством

тоже праздничные тоже припомаженные служащие

тюрьмы (Наб.).

410 (повторение). Найдите в тексте вводные слова и

предложения. Объясните их функцию.

≪Багратион — лучший генерал русской армии≫ —

так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце

Наполеон, который, кстати сказать, не раз безуспешно

посылал против него лучших своих маршалов.

И действительно, любимец и правая рука Суворова,

друг Кутузова, Багратион был ≪орлом≫ русской

армии; так, по крайней мере, называли его солдаты.

Для этого он обладал всеми необходимыми качествами:

во-первых, тактическим глазомером, во-вторых,

железным упорством и, наконец, легендарной храбростью.

Он всегда находился в самых опасных местах.

≪На него находили минуты вдохновения, — говорит

о нем очевидец. — Огонь сражения зажигал что-

то в душе его. Глаза его сияли; он командовал и в бурке,

с нагайкой в руке, на простом донце несся, опережая

колонны, чтобы из начальствующего генерала

стать простым передовым воином≫. Это видели и ценили

солдаты (а их был целый легион) и любили его

так, как они любили Суворова и Кутузова.

Известно, между прочим, что лишь очень немногие

из полководцев пользовались искренним расположением

солдатской массы. Но служить под началом

Багратиона хотя и было почетно, однако, по отзывам

современников, весьма опасно; Багратионовы

275

адъютанты считались, как говорится, обреченными

людьми.

Военная служба Багратиона началась с 1782 года,

когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой

с самого начала (после первой же стычки он был найден

среди убитых) и до конца. Он участвовал, по точным

подсчетам, в 20 походах и 150 сражениях. Славу

свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы

Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где, к

всеобщему прискорбию, французская граната поставила

кровавую точку в его блистательной биографии.

(По С. Борисову)

1. Озаглавьте текст.

2. Выделите корни в словах блистательный и зажигать.

Объясните их написание (ср.: блестеть —

блистать, зажег — зажигать).

3. Выделите суффикс в глаголе командовать. Объясните

его написание (ср.: командовать — опаздывать).

411. Объясните постановку знаков препинания в приводимых

ниже предложениях.

1. Да, были люди в наше время! (Л.). 2. Нет, шутки

мне нейдут на ум сегодня (П.). 3. Нет! Никогда я зависти

не знал (П.). 4. Да, в самом деле, радостный

день (Наб.).

Для с п р а в о к . Слова да и нет, выражающие утверждение

и отрицание, отделяются запятой (или восклицательным

знаком), например: Да! Злые языки

страшнее пистолета (Гр.); Нет, я не больна, Афанасий

Иванович (Г.).

412. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 2. Да в нашей

реке и рыбы-то нету (Т.). 3. В лице Анатолия было выражение

душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да

здравствует пена — веселая пена — высокая пена

морская! (Цв.). 5. Нет Шуйский не клянись но отвечай:

то был царевич? (П.). 6. Нет братьев у меня (Кр.).

276

Повторительные упражнения

по пунктуации в простом

предложении.

413. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные

знаки препинания. Вместо точек вставьте пропущенные

буквы. Озаглавьте текст.

Всех офицеров скакало семнадцать человек. Скачки

должны были происходить на большом четырехверстном

эл..иптической формы кругу перед беседкой.

На этом кругу были устроены девять пр..пятствий

река большой в два аршина глухой барьер перед

самой беседкой канава сухая канава с водой косогор

ирландская банкетка состоящая из вала утыканного

хворостом за которым (не) видная для лошади еще канава

так что лошадь должна была перепрыгнуть оба

препятствия или убиться потом еще две канавы с водой

(не) глубокие но широкие и одна сухая и конец

скачки был против беседки. Но начинались скачки не

с круга а за сто сажен в стороне от него около некоше..

ого луга покрытого (ярко) зеленой травой и на

этом рас..тоянии было первое пр..пятствие запруженная

река в три аршина шириной которую ездоки

по произволу могли перепрыгивать или переезжать

(в) брод.

Раза три ездоки выравнивались но каждый раз высовывалась

чья-нибудь лошадь и нужно было заезжать

опять (с начала). Знаток пускания полковник

Сестрин не (в) меру нетерпеливый начинал уже сердиться

когда наконец в четвертый раз крикнул: ≪Пошел!

≫ — и ездоки тронулись. Все глаза все бинокли

были обращены на пеструю кучку всадников в то время

как они выравнивались. И кучки и одинокие пешеходы

стали перебегать с места на место чтобы лучше

видеть. В первую же минуту собранная кучка

всадников устремившихся (с) разбегу к первому

пр..пятствию растянулась и видно было как они по

277

два по три и один за другим близятся к реке. Для зрителей

казалось что они все поскакали вместе но для

седоков (на) совесть гнавших лошадей чтобы

пор..вняться а вслед (за) тем вырваться вперед были

(быстро) текущие секунды разницы имевшие для них

большое значение.

(По Л. Н. Толстому)

1. Укажите предложение с прямой речью.

2. Выделите сказуемое во втором предложении первого

абзаца, укажите его тип.

3. Найдите в тексте сложные слова, укажите способ их

образования.

414. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.

В ВЕСЕННЕЙ ДЫМКЕ.

Теплым солнечным днем ранней весны ходили они

вместе по усадьбе. Он уже старенький зябкий в темном

плюшевом картузе в беличьем полушубке. Она

молодая в одном платье с легким шарфом накинутым

на белокурую голову.

— Смотри. Знаешь ты что это растет? — спрашивал

он и тыкал концом своей палки.

Она присматривалась нагибалась и ничего не узнавала.

Из земли на каждом шагу высовывались и лезли

всякие диковинки. Высовывались и лезли то были-

ночки то трубочки и набалдашнички зеленые белые

красные наивные слабые и нежные.

Старик смеялся и называл растения.

Здесь на солнышке было очень тепло почти жарко.

Низко над травой порхала ярко-желтая бабочка в саду

кричали грачи и где-то дальше в поле мычала корова.

Солнце припекало плечи и затылок. Живое тепло

пробегало разливаясь по всему телу.

Никогда прошлое с будущим так близко не сходятся

так тесно не сплетаются как ранней весной. Сухие

бурые листья в прошлогодней траве желтое жнивье.

Кажется что будто еще вчера здесь махали косы ло-

278

жились снопы скрипели нагруженные телеги. А деревья?

Голы как зимой а цвет уже не тот: и в стволах

и в ветвях серая или зеленоватая краска. Почек не

видно. Зато чувствуется какая-то пышность гибкость.

И стоят они уже не в осенней прозрачности а в какой-

то дымке...

Вечером все небо заволоклось облаками. Деревья

зашумели. Стало темно и холодно. Дедушка велел затопить

камин. Старый Егор дедушкин камердинер

растапливал его соломой стоя на коленях и долго

кряхтел и шептал. Потом пришла Ефимовна экономка

и долго говорила с дедушкой насчет каких-то телят.

Наконец и Егор и Ефимовна ушли. Дрова в камине

ярко горели и трещали. Перед огнем в кресле молча

закрыв глаза сидел дедушка, а за окном все еще тараторили

галки.

(По Л. А. Авиловой)

1. Укажите тип сказуемого в первом предложении текста.

2. Разберите по составу слова полушубок, присматривалась,

зеленоватая.

3. Объясните употребление приставки при- в слове припекало.

4. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите

их тип.

415. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Объясните их постановку. Озаглавьте текст.

Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого

дворянского рода. Родился он и вырос в поместье

Кончанском бывшая Новгородская губерния.

По воспоминаниям родственников мальчик не отличался

ни здоровьем ни хорошим сложением. Казалось

бы какие тут могли быть мечты о военной службе! Но

к досаде родителей ребенок рано пристрастился к военным

наукам. Разумеется этому отчасти способствовали

увлекательные рассказы о Петре I отца и его гостей

и просто случайных посетителей.

279

Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания

великих полководцев прошлого Александра Македонского

Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неоднократно

видел себя на бранном поле. В его детской

появляются военные предметы и все относящееся

к военному делу планы сражений географические

карты глобусы. С целью тренировки он приучает себя

вставать на рассвете купается в реке до заморозков

часами кто из знавших его мог этому поверить остается

на морозе в легкой одежде.

Ни уговоры ни убеждения ни даже угрозы родителей

ничто не могло отклонить Александра от намеченной

цели. Настойчиво и упорно он продолжал готовить

себя к суровой походной жизни но вначале ни

от кого не получал поддержки для осуществления

своей мечты. Наоборот все казалось готовы были отговорить

его от бессмысленных мечтаний так некоторые

из родных называли его планы.

Но мальчик был непоколебим и с исключительным

упорством добивался своего. Родители наконец уступили.

Александр был приписан в рядовые Семеновского

полка. С этого момента начинается новая полная

трудов и величия жизнь гениального русского

полководца.

1. Укажите предложения с обобщающими словами и однородными

членами.

2. Объясните употребление частиц не и ни в тексте.

3. Разберите по составу слова бессмысленный, жизнеописание,

родственник.

416. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные

знаки препинания. Вместо точек вставьте, где нужно,

пропущенные буквы.

В последний раз я видел его [И. С. Тургенева]

в Москве в июне 1880 года на открыти.. памятника

Пушкину. Это открытие одно из (не) забвен..ых событий

рус..кой обществен..ой жизни.

С утра Москва пр..няла праз..ничный вид и у памятника

закутан..ого пеленой собрались (много) чис-

280

лен..ые депутации с венками. Колокольный звон

Страс.ного монастыря слился с звуками оркестров

исполнявших коронацио..ный марш Мендельсона.

Городской голова махнул свитком пелена развернулась

и упала и под восторжен..ые крики ≪ура≫ и пение

хоров запевших ≪Слав..ся≫ Глинки пр..дстала

фигура Пушкина с задумчиво скл..нен..ой головой.

Через час в обширной актовой зале университета

наполнен..ой (до) отказа состоялось торжествен..ое

собрание. Ректор объявил что по случаю великого

праздника рус.кого про..в..щения университет избрал

в свои почетные члены знамени... но ему (не) дали

договорить. Един..душные рукоплескания потрясли

залу возбудив во всех одно и (то) же пр..дставление

и заставив в сер..це каждого прозвучать одно и

(то) же имя. (Не) описуемый восторг охватил всех.

Тургенев встал рас..терян..о улыбаясь и низко

накл..няя свою седую голову.

В лице своих лучших пр..дставителей рус..кое

мыслящее общество как (бы) венчало в нем достойн..

йшего пр..емника Пушкина. Лишь появившийся

на кафедре Ключевский начавший свою речь о героях

произведений Пушкина заставил утихнуть восторжен..

ое волнение.

Вечером в зале Дворянского собрания был концерт.

Островский Полонский Плещеев (в) переме..ку

с артистами прошли перед горячо настроен..ой публикой.

Появился и Писемский грузный всклокочен..ый

с большими глазами (на) выкате. Вышел наконец и

Тургенев.

Пр..ветствуемый особен..о шумно он подошел

к рампе и стал читать (на) память ≪Последнюю тучу

рас.еян..ой бури≫ но на третьем стихе запнулся очевидно

его позабыв и бе..помощно разведя руками

остановился. Тогда из публики с разных концов ему

стали подсказ..вать. Он улыбнулся и сказал конец

стихотворения вместе со всею залой. Этот милый эпизод

еще более подогрел общее чу..ство к нему.

Три дня продолжались праз..нества и растроган..

ое настроение так или иначе пр..час.ных к ним

281

пр..чем главным живым героем этих торжеств являлся

по общему признанию Тургенев.

(По А. Ф. Кони)

1. Укажите имена собственные. Объясните постановку в

тексте прописных букв.

2. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

3. Выпишите слова с приставками при- и пре-.

417. Дайте общую характеристику приводимых простых

предложений. Объясните постановку знаков препинания.

Образец: Солнце блистало и на только что распустившейся

листве, и на молодой девственной траве, и

на всходах хлеба, и на ряби быстрой реки, видневшейся

влево от дороги (Л. Т.). Предложение простое, повествовательное,

личное, полное, распространенное, с

однородными обстоятельствами, с обособленным определением.

1. Солнце сияло (П.). 2. Мы друг друга скоро поняли

и сделались приятелями (Л.). 3. Небо то заволакивалось

рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами

расчищалось на мгновение (Т.). 4. Говорил один из

казаков, запыленный и на плотной лошади (Л. Т.).

5. Видите на том берегу дом и сад? (Ч.). 6. О, как это

ужасно! (Ч.). 7. На дворе, отражаясь в лужицах между

камней, блестит радостно весеннее солнце (М. Г.).

8. Не в смерть, а в жизнь введи меня, тропа дремучая

лесная! (Кл.). 9. Как тихо стало в природе! (Гум.).

10. Теркин — дальше. Автор — вслед (Те.).

418. Озаглавьте текст. Объясните постановку в нем знаков

препинания.

Данилов монастырь. Старинные крепостные стены

гармонируют с увядающей листвой деревьев, осеняющей

бронзу и гранит намогильных памятников. Мы,

постояв у могилы А. Рубинштейна, пошли к месту погребения

Н. В. Гоголя. Над простой чугунной решеткой

и плитой с выпуклыми буквами ≪Николай Васильевич

Гоголь≫, над зеленоватым огоньком лампа-

282

ды, мерцающим в фонарике у чугунного креста,

словно охраняя вечный покой великого писателя, деревья

раскинули свои ветви, роняющие золотые

листья.

Обнажив головы, стоим потрясенные простотой

этого уголка кладбища с тремя словами на бронзовой

плите. Есенин, сжав побелевшими пальцами решетку,

не отрываясь, смотрит на живой огонек лампады,

на бронзовую плиту, усеянную оранжевыми листьями.

— Да, вот она, несущаяся тройка — символ Руси...

≪Гремит и становится ветром разорванный в куски

воздух... и дают ей дорогу другие народы и государства...

≫ Так писать — это значит верить в лучшее будущее

России, — говорит он...

Каждый из нас уносит надолго в своей душе память

о ≪встрече≫ с гениальным автором поэмы о Руси.

(Б. А Сорокин)

1. Найдите причастия, укажите их форму.

2. Разберите по членам два предложения, образующих

второй абзац. Составьте их схему.

3. Охарактеризуйте первое предложение текста.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ.

§ 58. Прямая речь. Диалог.

419. Объясните постановку знаков препинания. Обратите

внимание на место авторских слов по отношению к

прямой речи.

I. 1. А Балда приговаривал с укоризною: ≪Не гонялся

бы ты, поп, за дешевизною≫ (П.). 2. Отец кричит:

≪Пушки, гляди, палят!≫ (Шм.). 3. Наконец я ей

сказал: ≪Хочешь, пойдем прогуляться на вал?≫ (Л.).

4. Там со мною шедший кто-то мне сказал: ≪Прости...

≫ (Ахм.).

II. 1. ≪Позвольте мне вам представить жену

мою≫, — сказал Манилов (Г.). 2. ≪Дедушку знаешь,

283

мамаша?≫ — матери сын говорит (Н.). 3. ≪Пожар!

Пожар!≫ — раздался внизу отчаянный крик (?.)•

4. ≪Ветру бы теперь дунуть...≫ — говорит Сергей

(М. Г.).

III. 1. ≪Вот на этом месте, — сказал Ноздрев, —

русаков такая гибель, что земли не видно≫ (Г.).

2. ≪Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим

Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь

≫ (Л.). 3. ≪Нет, — промолвил Ермолай, — дело

не ладно: надо достать лодку≫ (Т.). 4. ≪Сейчас и не

суббота, и не воскресенье, а тихая ночь, — сказал Степан

Матвеевич. — А ночью и дежурным подремать

положено≫ (Б. В.). 5. ≪Да, дети... — вздохнул пехотинец.

— Они по-другому к жизни привязывают. Пока

детей нет, ты налегке по жизни идешь. А тут уж не

о себе думать надо...≫ (Бакл.). 6. ≪Чему обучаюсь? —

переспросил Макар и захлопнул книжку. — Английскому

языку≫ (Шол.). 7. ≪Нет, ты смотри! — поражался

Андрей. — Когда они родились? Когда они все

вырасти успели?≫ (Бакл.).

Для справок.

1. Прямая речь выделяется кавычками. Если прямая

речь идет после авторских слов, то перед ней ставится

двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы;

воцросительный и восклицательный знаки, а также

многоточие ставятся перед закрывающими кавычками,

а точка — после них.

Схемы (А — слова автора, П — прямая речь):

А: ≪П≫.

А: ≪П?≫

А: ≪П!≫

А: ≪П...≫

2. Если прямая речь стоит перед авторскими словами,

то после нее ставится запятая (вопросительный или

восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора

начинаются со строчной буквы.

Схемы (а — слова автора):

≪П≫, — а.

≪П?≫ —а.

≪П!≫ — а.

≪П...≫ — а.

284

3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи,

то знаки ставятся в зависимости от места разрыва, а

именно:

а) если на месте разрыва не должно было быть никакого

знака или должна была стоять запятая, точка с запятой,

двоеточие или тире, то слова автора выделяются

с обеих сторон запятой и тире, после которых первое

слово пишется со строчной буквы;

б) если на месте разрыва должна была стоять точка,

то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а

после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается

с прописной буквы;

в) если на месте разрыва должен был стоять вопросительный

или восклицательный знак либо многоточие, то

эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после

соответствующего знака ставится тире; после слов автора

ставится точка и тире; вторая часть прямой речи

начинается с прописной буквы.

Схемы (п — прямая речь):

≪П, — а, — п≫.

≪П, — а. — П≫.

≪П? —а. — П≫.

≪П! —а. — П≫.

≪П... — а. — П≫.

420. Поясните: а) при помощи каких слов введена прямая

речь в приводимых ниже предложениях; б) какую

функцию выполняют авторские слова помимо того, что

вводят прямую речь (содержат ли указание, при каких

обстоятельствах была произнесена прямая речь, к кому

была обращена, обозначают ли чувства говорящего, его

внутреннее состояние, дают ли характеристику действующего

лица, выражают ли отношение к нему автора

и т. д.).

1. ≪Делайте, что хотите, — отвечал им сухо Дубровский,

— я уже здесь не хозяин≫ (П.). 2. Хозяйка очень

часто обращалась к Чичикому со словами: ≪Вы очень

мало взяли≫ (Г.). 3. ≪Недаром на нем эта кольчуга, —

подумал я, — уж он, верно, что-нибудь замышляет≫

(Л.). 4. ≪Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, —

я заплачу за дерево≫ (Т.). 5. ≪Как вы долго не были!

≫ — промолвила она (Гонч.). 6. ≪Пропадать буду

однако!≫ — все чаще и чаще мелькало у него в голове

285

(Кор.). 7. Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо

в глаза: ≪Вор!≫ (М. Г.). 8. ≪Пошли!≫ — ревел чей-то

восторженный голос (М. Г.). 9. Оглядев внимательно

новичка с ног до головы, он буркнул: ≪Фамилия?≫

(Купр.). 10. Тысячная толпа рявкнула: ≪К ответу!≫ —

с такой силой, что грачи взвились под самые тучи

(А. Н. Т.). 11. ≪Умер! Батюшки мои!..≫ — побелела

Марья Кирилловна (Шишк.). 12. ≪Так, так, вот оно

что≫, — закивал господин (Наб.). 13. Сидя над синими

чертежами, он изредка вздыхал: ≪Я рад, что доживу

до конца работы. Искренне рад!≫ (Пауст.). 14. И боец

сказал: ≪Понятно≫. И еще добавил: ≪Есть≫ (Те.).

421. Сделайте пунктуационный разбор первого абзаца

текста. Обратите внимание на знаки препинания при

прямой речи.

В этот мой приезд я сопутствовал Льву Николаевичу

в его прогулках верхом. Лев Николаевич подходит

к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет,

правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв

их у гривы на холке и захватив вместе с поводами

пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Несмотря

на довольно подъемный рост лошади, без возвышения,

без всякой помощи конюха он — в семьдесят

девять лет — высоко поднимает левую ногу, глубоко

просовывает ее в стремя и, сразу поднявшись,

быстро перебрасывает ногу через седло.

Выехали на дорогу.

— А вы не боитесь — хорошей рысью или проскакать?

— осведомляется он кротко и ласково.

— Нет, — отвечаю я в восторге. — Как вам угодно≫

я не отстану!

Мой лесной царь понесся быстро английской

рысью. Транспарантным светом, под солнцем, особенно

эффектно блестит золотом его борода. Царь все быстрее

наддает, я за ним. А впереди, вижу, молодая береза

перегнулась аркой через дорогу, в виде шлагбаума.

Как же это? Он не видит? Надо остановить!..

У меня даже все внутри захолонуло... Ведь перекла-

286

дина ему по грудь. Лошадь летит... Но Лев Николаевич

мгновенно пригнулся к седлу и пролетел под арку.

Я за ним — даже по спине слегка ерзнула береза.

≪Вот бесстрашный и неосторожный человек!≫ —

подумал я. Но скоро и я привык к этим заставам.

Природа богатейшая. Пожелтевшие колоссальные

клены, порыжевшие дубы-великаны, и целая долина

леса уходила вдаль. В эту сухую осень золото листвы,

с серым серебром мелких ветвей, особенно от осин,

блистало кое-где на солнце и создавало чудо. Какой

художественный и новый мотив!

— А что же вы так совсем не восхищаетесь природой,

— упрекает меня ласково Лев Николаевич. —

Посмотрите, как здесь красиво!

— Перед такой природой молчать хочется, — отвечаю

я. — Только ведь у вас в парке, кругом усадьбы,

особенно с вашего балкона, еще красивее.

Я даже не воображал встретить в наше время в России

такие богатства природы! Этакие колоссы дубы!

Мы вдвоем не могли обнять одного дуба. И ведь это

тянется без конца, целый лес!

Мы возвращались высокими холмами полей, то

спускаясь с горы, то поднимаясь. Усадьба уже была

близко, за горой. Съехав вниз, на дорогу, Лев Николаевич

вдруг пустился в карьер. Тут моего Казака —

имя моей лошади — удержать было невозможно. Мы

проскакали восхитительно! Сколько героизма и задору

в характере лошадей! Мой Казак вошел прямо

в раж от скачки! Дошел до полной анархии, отверг

мое почтительное положение сопровождающего несколько

сзади, каким держался я всю дорогу, и обскакал

лошадь моего ментора.

{По И. Е. Репину)

1. Объясните значения слов кавалерист, анархия, ментор

(в случае необходимости справьтесь в словаре).

2. Выясните роль восклицательных и вопросительных

предложений для создания эмоциональной выразительности

речи.

Наши рекомендации