Практическое занятие № 8. Роман М.Сервантеса «Дон Кихот».

Практическое занятие № 3. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.

2. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».

3. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.

4. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.

Литература:

1. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

2. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.

Художественные тексты:

1. «Песнь о Нибелунгах».

2. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».

Практическое занятие № 4. Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Творческий портрет Ф.Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии.

2. «Большое завещание»:

- особенности построения, структура;

- своеобразие тематики;

- мотивная структура.

3. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен», «Жалобы прекрасной оружейницы», «Двойная баллада о любви».

4. Место творчества Ф.Вийона в контексте европейской поэзии.

Литература:

1. История французской литературы (учебник для филологических факультетов – любое издание).

2. Косиков Г. Франсуа Вийон. – М., 1984.

3. Мандельштам О. Франсуа Виллон. (по любому изданию)

Художественные тексты:

Вийон A. «Большое завещание».

Разработать понятия:

Баллада, завещание, бурлеск, бурлескная завещание, лирический герой, мотив.

Практическое занятие № 5.Своеобразие сонета Возрождения.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).

2. Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника. Анализ сонета «В ее очах…».

3. Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).

4. Шекспир В. Сонеты. Общая характеристика. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).

Литература:

1. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

2. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).

3. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.

Практическое занятие № 6. Итоговая контрольная работа

По литературе Средних веков.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Определение термина.

2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Средних веков».

3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.

4. Наизусть.

РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:

  1. В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
  2. К контрольной работе по периоду Средневековья студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблица с примерами жанровых разновидностей лирики трубадуров.

Практическое занятие № 7 Трагедия В.Шекспира «Король Лир».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.

2. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.

3. Образ короля Лира. Трагический путь познания.

4. Открытость финала и его значение в трагедии.

5. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.

Литература:

1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.

2. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.

3. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.

Практическое занятие № 8. Роман М.Сервантеса «Дон Кихот».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.

2. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе.

3. Испания 16-17 вв. и ее изображение в романе: народ, образ Санчо Панса.

4. Элементы пародии в романе. «Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.

Литература:

1. Державин Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.

2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.

3. Тургенева И.С. Гамлет и «Дон Кихот».

Разработать понятия:

Тип, пародия, ирония, плутовской роман.

Наши рекомендации