Тема i. восточные славяне. происхождение древнерусского государства
Пензенский государственный педагогический университет
Им. В. Г. Белинского
А. В. Тишкина
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ДОКУМЕНТАХ
IX-XIX вв.
(Учебно-методическое пособие по
Работе с историческими документами)
Пенза – 2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета ПГПУ им. В.Г. Белинского
УДК: 947 (075)
История Отечества в документах. IX-XIX вв. Учебно-методическое пособие / Сост. А.В. Тишкина. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008.
Учебно-методическое пособие включает документы по истории Отечества IX – XIX вв., общий план их анализа, а также методические советы, комментарии, вопросы и задания к каждой теме, литературу.
Предназначается для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей.
Составитель – доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Анна Владимировна Тишкина.
© Тишкина А.В., 2008 г.
© Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 2008 г.
ВВЕДЕНИЕ
Историческое познание неизбежно связано с личностью познающего. В настоящее время существует множество оценок, теорий, мнений об исторических событиях. Молодому человеку трудно самостоятельно разобраться в этом многообразии. При этом единственно точным и достоверным являются исторические факты, люди и события, позволяющие самостоятельно сделать собственные выводы, не зависящие от чьего – либо мнения. Данные исторических источников позволяют выявить основные моменты. Необходимо учитывать, что источник содержит не только прямую, но и скрытую, косвенную информацию об исторических фактах. Особенно важен процесс их поиска для становления и развития личности, формирования активной гражданской позиции, навыков самостоятельного и оригинального мышления.
Процесс изучения исторических документов позволяет студенту почувствовать себя исследователем, причастным к деятельности историка-профессионала. Все это позволит закрепить знания, а также повысить интерес к истории своей Родины, познать себя и окружающий мир, определить свое место в этом мире.
В практической деятельности данное методическое пособие может применяться на семинарских занятиях как апробация знаний, получаемых на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки. Основное внимание при подборе источников уделялось базовым событиям истории Отечества IX-XIX вв. Подбор документов обусловлен общими задачами и содержанием курса, сочетается с «Учебно-методическим пособием по курсу «Отечественная история» (Пенза, 2005). В пособие включены материалы, отражающие развитие российской государственности, прежде всего связанные с экономическими и политическими процессами. Вопросы культуры также важны, но они требуют особого внимания. Решить поставленные задачи позволяют различные виды источников: официально-актовые, законодательные, нормативно-директивные, статистические и др.
Учебно-методическое пособие построено на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов помещено в извлечениях и отрывках; часть – под официальным названием, часть – под заголовком, отражающим их содержание. План анализа источников, методические рекомендации должны помочь студентам построить логичный рассказ о документе и событиях, зафиксированных в нём. Вопросы и задания позволяют обобщить знания по каждой теме.
Методологическую основу анализа документов составляет диалектический материализм, что позволяет рассматривать исторические события в развитии, выявлять причинно-следственные связи, определять их влияние на ход истории. Списки литературы после каждого источника включают в себя несколько основных монографий, журнальных публикаций, а также учебную литературу. Всё это можно использовать для более полного анализа источника, для характеристики того или иного исторического периода, а также для обобщений по темам.
.
ПЛАН АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
1. Название, авторство, время появления.
2. Краткая характеристика исторического периода, в котором появился данный документ.
3. Основное содержание исторического источника, его оценка в историографии.
4. Вывод: значение исторического источника, собственное мнение.
ТЕМА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Из Повести временных лет.
В лето 63701 изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Бело-озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские – от рода варяжского, прежде же были словене. Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубя – тому Полоцк, другому Ростов, этому Бело-озеро. И по тем городам варяги – пришельцы, а изначальное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Бело-озере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими обладал Рюрик. И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые
построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись).
Перевод А. Г. Кузьмина. Арзамас, 1993. с. 46 – 47.