I. Организационный момент. II. Работа над статьей «Как научиться читать стихи».

II. Работа над статьей «Как научиться читать стихи».

– Сегодня мы поговорим с вами о стихах. Я думаю, что вы знаете немало стихотворений. И наверняка у вас есть свое любимое стихотворение.

Далее учитель может предложить учащимся прочитать их любимое стихотворение. Если ученики затруднятся, то учитель читает наизусть свое любимое стихотворение, а затем стихи читают дети.

– Среди прочитанных вами стихотворений были и стихи современных поэтов, и стихи, которые живут очень долго, стихи, которые знают и любят не только ваши родители, бабушки и дедушки, но которые с удовольствием читали прапрапрабабушки и прапрапрадедушки.

– Как вы думаете, почему некоторые стихотворения становятся бессмертными, почему они живут в веках?

– Есть люди, которые любят читать стихи вслух. Но вы, наверное, замечали, что, слушая стихи в исполнении одних людей, мы как бы погружаемся в глубину содержания стихотворения, как будто становимся очевидцами описанных событий, можем почувствовать запах трав, услышать шелест листьев, и звонкий голос ручейка, и пение птиц, а слушая стихи в исполнении других чтецов, мы с трудом понимаем, о чем стихотворение.

– Как же правильно читать стихи? Как научиться читать стихи так, чтобы люди слушали вас с удовольствием?

– Обратимся к статье Я. Смоленского «Как научиться читать стихи» (с. 60–61, часть 1-я).

Статью читают либо учитель, либо учащиеся в парах.

– О каких правилах чтения стихотворений вы узнали?

I. Организационный момент. II. Работа над статьей «Как научиться читать стихи». - student2.ru Физкультминутка

III. Работа над стихотворением.

– Сегодня мы открываем странички «Первой поэтической тетради». Начинает ее стихотворение удивительного поэта, поэта, любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, – Федора Ивановича Тютчева.

– Слышали ли вы, как гремит гром?

– Какие чувства испытываете при приближении грозы?

– А вот Федору Ивановичу Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

– Какие картины предстали вашему взору?

– Какая гроза у Тютчева?

– За что поэт любит весеннюю грозу?

– С каким настроением нужно читать это стихотворение?

– Все ли слова, выражения были вам понятны?

џ Словарная работа.

Перлы (перл) (устар.) – жемчуг, жемчужное зерно.

Ветреная – легкомысленная, беззаботная.

Геба – в древнегреческой мифологии – богиня юности, дочь Зевса и Геры; подносила богам на Олимпе нектар.

Зевесова – то есть Зевса.

Далее следует упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (с. 62, часть 1-я), выучить наизусть первые три строфы стихотворения (по желанию все стихотворение), из статьи «Как научиться читать стихи» (с. 60–61, часть 1-я) записать в тетрадь правила чтения стихотворений.

Урок 9
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»

Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников.

Ход урока

Наши рекомендации