Тема урока: А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи:
- Познакомить с биографией А.П.Чехова.
- Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
- Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование:Слайд-презентация, учебник.
Слово учителя: Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст.
Но, прежде чем говорить о произведениях, необходимо познакомиться с их творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения.
I Биография писателя: Тигран подготовил сообщение для нас о биографии Антона Павловича.
Итак, у кого-то есть дополнения? Спасибо.
1) А теперь, давайте подведем итог. А.П.Чехов – кто он? ( Разносторонний, талантливый человек, замечательный врач, гениальный писатель)
2) Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
(Свобода, легкость, веселость и «могучая энергия творчества».Энергия — это еще не признак гениальности. Умение направить энергию на творчество, на созидание — вот что создает мастера, творца).
А теперь проверим, на сколько внимательные вы читатели.
II Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».
Вопросы для кроссворда:
1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
8. Имя Тонкого. (Порфирий)
9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
13. Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)
1) Какое слово у нас с вами получилось?(Чинопочитание) Что оно означает? (Почитание старших по службе). Какое отношение оно имеет к рассказу (Оно выражает основную идею рассказа). (Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты).
III Работа с текстом. Выразительное чтение диалоговой части рассказа. Давайте обратимся непосредственно к самому тексту. Никита читает за тонкого, Герман за толстого, а Полина за автора, все остальные следят за текстом и слушают. Пожалуйста, начинайте.
IV Первичное осмысление.
- Какое впечатление осталось после прослушивания этой истории?
(Чувство смущения, сожаления о том, что добрые приятели не продолжили дружбу, что нет искренности в отношениях)
· Вам понравился рассказ? Чем?
· Какие эмоции вызвал?
· Вам рассказ показался смешным? Или грустным? Хочется смеяться? А от чего грустным?
Вывод: в своем рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.
Проявляются ли характеры героев в рассказе и при помощи чего? Попробуйте представить себя на месте героев? Как бы вы вели себя в подобной ситуации?
-А как он относится к своим героям?
(К толстому он относится нейтрально; к тонкому с сожалением, ведь потерял свое человеческое достоинство)
Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.
Давайте закончим наш урок словами не менее великого писателя: «Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».
М. Горький.