Церковь адвентистов в Европе
Представление о миссионерстве у ранних адвентистов было сначала весьма ограниченным. Тот факт, что они продолжали ожидать скорого Второго пришествия Христа, не позволил им осознать важность миссионерской работы в странах за пределами Северной Америки. И только с образованием структуры церковной организации в начале 60-х г.г. в адвентизме стало постепенно формироваться убеждение о необходимости миссионерского движения.
Михаил Чеховский (1818-1876), урожденный поляк, бывший католический священник, был первым адвентистским миссионером, который прибыл в Европу. Будучи эмигрантом, он познакомился с учением адвентизма в Северной Америке. После своего прихода в церковь адвентистов он пытался в течение нескольких лет добиться разрешения вернуться в Европу в качестве первого адвентистского миссионера, но его просьбы были отклонены, так как в глазах руководства адвентистской церкви его кандидатура не была подходящей для этой миссии. В ответ на это Чеховский примкнул к одному из направлений миллеритского движения, называемого "Advent Christians" (христиане-адвентисты), которое согласилось послать его в Европу в качестве миссионера и оказать ему финансовую поддержку.
Таким образом в июне 1864 г. Чеховский оказался в Лондоне с тем, чтобы оттуда продолжить свой путь на север Италии. Там, среди франко-говорящих вальденцев, его ожидал особый успех в миссионерской работе. В первое время он обосновался в Торе Пеличе неподалеку от Пинероло. Уже по прошествии нескольких месяцев он сумел организовать небольшую группу верующих во Второе пришествие и соблюдающих субботу. В сентябре 1865 года Чеховский покинул Пьемонт-Талер и продолжил свою евангельскую деятельность во французской части Швейцарии. Публикации журнала "L"Evangile Etemel" и других небольших изданий позволили ему быстрее и более целенаправленно заняться непосредственно миссионерской работой. Содержание его публикаций и лекций всецело отражало учение Адвентистов Седьмого Дня, но тем не менее он сознательно умалчивал о факте существования этой деноминации в Северной Америке. Его обширная миссионерская деятельность охватывала многие города Швейцарии, где он открыто проповедовал, проводил обряды крещения и объединял в небольшие группы обращенных к вере во Второе пришествие и субботу Господьню. Одна из таких групп была организована в 1867 г. в Трамелане. Впоследствии она стала первой официальной адвентистской общиной в Европе. В последующие годы Чеховский путешествовал по Венгрии и Румынии, где он также активно занимался миссионерской деятельностью. Умер он в Вене в 1876 г., истощенный нуждой и чрезмерным самопожертвованием, в полном одиночестве.
Между тем соблюдающие субботу верующие Швейцарии смогли наладить контакт с руководством церкви Адвентистов в Батл-Крике (Мичиган). Они совершенно случайно нашли адрес в одном из выпусков американского церковного журнала "Advent Review and Sabbath Herald", который Чеховский сохранил в кладовке одной маленькой деревянной церквушки в Трамелане. Адвентисты Северной Америки были чрезвычайно удивлены, когда узнали о том, что в Швейцарии уже существуют 50 адвентистов, которых объединил вокруг себя Чеховский. Один из них - Яков Ерцбергер - выпускник семинарии Св. Кришоны в Базеле, был приглашен в Батл-Крик в 1869 г. принять участие в сессии Генеральной конференции адвентистов. После этой сессии Ерцбергер вернулся в Европу рукоположенным пастором.
4 года спустя, в 1874 г., Джон Н. Эндрюс был официально послан от церкви Адвентистов Седьмого Дня первым миссионером в Европу с целью создания адвентистской миссии в Базеле. В течение почти 9-летнего беззаветного служения ему удалось заложить твердый фундамент для дальнейшего развития адвентизма в центральной Европе. В Базеле было открыто трактатное общество, которое позднее переросло в издательство, цель которого заключалась в регулярной публикации адвентистских изданий, среди которых были миссионерские журналы "Les Signes des Temps" и "Herold der Wahrheit" выходящие 1 раз в 2 месяца. Во время одной из своих многочисленных поездок по Швейцарии, Италии, Англии в 1875 г. Эндрюс приехал в Германию, где в Вовинкеле и Эльберфельде, в районе Вупперталя он встретился с уже существующей группой верующих, соблюдавших субботу. Эта группа была образована независимо от адвентистов в промежутке между 1860 и 1870 г.г., и руководил ею бывший литературный евангелист и рядовой пастор реформированной церкви Й. X. Линдеманн. Эта группа, созданная под пиетистско-протестантским влиянием и позднее принявшая название "Getaufte Christengemeinde" (Крещенная Христианская Община), стала центральным ядром, способствовавшим распространению адвентизма в Германии. Из её членов в 1876 г. в Вовинкеле и Золингене Ерцбергу удалось создать первую общину адвентистов в стране. Помимо Крещенной Христианской Общины в Райнланде в Германии существовала маленькая одиночная автономная группа верующих во Второе пришествие и соблюдающих субботу, возможно образованная еще во времена поздней реформации, но вероятнее всего в пиетическое время. Отсюда, без сомнения, берет свое начало определенная независимость немецкого адвентизма и развитие его особого самосознания.
Позднее в помощь Эндрюсу были посланы два других адвентистских проповедника из Северной Америки. Во Франции работал Д. Т. Бордо (1876), в Скандинавии Й. Г. Маттесон (1877), в Англии В. Инге и позднее Й. Н. Лафборо. После того, как в 1885 г. Елена Байт (1827-1915) приехала в Европу для того, чтобы посетить вновь организованные общины, миссионерская работа переживала период наивысшего подъема. К этому времени в Европе было уже около 800 крещенных адвентистов седьмого дня, которые являлись членами более 30 общин и групп. Общее количество членов церкви по всему миру составляло к этому моменту 20547 человек.
Елена Вайт задержалась в Европе почти на 2 года. В течение этого времени, посредством своих многочисленных проповедей и своего пророческого видения, лекций, личных бесед, она постаралась форсировать миссионерство в Европе и укрепить веру членов общин в основополагающие пункты адвентистского вероучения.
В 1887 г. Елена Вайт посетила Райнланд. Во время этой поездки ее сопровождал Людвиг Рихард Конради, который за год до этого был послал в центральную Европу с целью способствовать прорыву адвентистского миссионерского движения. Как мы увидим дальше, эту цель ему удалось блистательно осуществить в последующие годы. Таким образом, Елена Вайт имела все основания с похвалой отозваться о его миссионерских, проповеднических и организаторских заслугах: "Брат Конради самоотверженно работал в Европе... Он открыл ангелам двери".2 Как никто другой, до и после него, он трудился над созданием и формированием адвентистской общины в Европе в качестве проповедника, администратора, учителя и автора книг в течение четырех десятилетий, начиная с 1886 г. Кроме того, он оказал значительное влияние на создание и развитие адвентистской миссии в Африке, Ближней Азии и Южной Америке. Благодаря ему, адвентизм в Европе пережил в последующие годы феноменальный рост и был относительно независим в финансовом плане и в плане личных ресурсов от американского руководства всемирной церковью. Влияние Конради как одного из самых талантливых и блистательных руководителей адвентизма, не ослабевает до сих пор.