Церковь и папство в средневековой Европе.

В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и у светских феодалов.

Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало также немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.

Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениями сюзеренитета — вассалитета. Так, со времен Карла Великого епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей- вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.

С конца X в. церковь предприняла попытки хоть частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели (сначала только по воскресеньям, а затем этот запрет распространился на время от вечера среды до утра понедельника). Постановления о «Божьем мире» требовали от феодалов не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.

Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.

Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). В своей борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.

Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший затем «великий раскол» (1378 — 1417), происходивший во время Столетней войны и едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.



Наши рекомендации