Численность белорусов на территории Омской области и знание ими родного языка в XX – начале XXI вв
Динамика численности поселков, образованных переселенцами из Белоруссии, на территории бывш. Атирской волости Тарского уезда Тобольской губернии
Населенный пункт | 1903* | 1914** | 1926*** | |||
Мужчин | Женщин | Мужчин | Женщин | Мужчин | Женщин | |
Ермаковский | ? | ? | ||||
Каргачинский | ? | ? | ||||
Николаевский | ||||||
Быганский | ||||||
Знаменский | ||||||
Ильинский | ? | ? | ||||
Киксинский | ? | ? | ||||
Болдышинский | ||||||
Усюльганский | ||||||
Боровской |
Составлено по: * ГУТО ГАТ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 409 (Списки населенных обществ по волостям Тарского уезда за 1900 г.).
** Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. – Омск, 1914. – С. 841–842.
*** Список населенных мест Сибирского края. – Новосибирск, 1928. – Т. 1: Округа юго-западной Сибири. – С. 24, 44–58.
Из таблицы видно, что численность поселков медленно росла и оставалась и в 1926 г. относительно небольшой. В материалах переписи 1926 г. указано значительное число хуторов, основанных белорусскими переселенцами по большей части в 1910–1913 гг. Их только в Тарском уезде насчитывалось 165, причем 151 из них был расположен на территории Екатерининского и Знаменского районов, объединивших таежные волости правобережья Иртыша.
Отдаленность от районных центров, большие расстояния между поселениями и незначительная их численность стали теми факторами, которые привели к исчезновению почти всех таежных поселков еще в 1950–1970-е гг. Местные жители переезжали не только в рядом расположенные села, но и в другие районы к родственникам и детям. В местах компактного проживания белорусов появились села, где потомки переселенцев стали доминировать над старожильческим населением. Ярким примером этому может быть с. Атирка, по документам до 1930-х гг. старожильческая.
В более удобных для проживания местах Омской области, таких, например, как с. Поречье и д. Алексеевка Муромцевского района, с. Нагорно-Ивановское Тарского района, д. Соловьевка Седельниковкого района компактно расселенное белорусское население сохранялось дольше. Но все эти поселения выросли из переселенческих поселков рубежа XIX–XX вв., они также расположены в отдалении от районных центров, к ним ведут только местные, не очень хорошие дороги. Поэтому и здесь довольно велика миграция населения, число жителей в этих населенных пунктах начиная с 1990-х гг. резко сократилась.
Все это ведет к тому, что потомки белорусов оказываются вырванными из привычной среды, где память о происхождении группы сильна и ее престиж высок. В иноэтничном окружении, прежде всего русском, этногенетическая память обычно не проявляется, утрачиваются многие культурные традиции. С течением времени у большинства сибирских белорусов прекратились связи с родственниками в самой Белоруссии, что также способствует утрате этнокультурной самобытности и изменению этнического самосознания. Доказать этот тезис можно, опираясь на данные переписей населения XX в. (табл. 3).
Таблица 3
Численность белорусов на территории Омской области и знание ими родного языка в XX – начале XXI вв.
Год | Численность белорусов | Назвали родным языком белорусский | % считающих родным языком белорусский |
43961* | Нет данных | ||
35,2 | |||
31,1 | |||
28,9 | |||
27,7 | |||
Нет данных |
* Численность белорусов только в Тарском округе Сибирского края. Омской области в это время еще не существовало.
Составлено по: Белорусы. – С. 42; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. – М., 1963. – С. 330–334; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. – М., 1974. – Т. VII. – С. 61, 67; Национальный состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. – М., 1990. – С. 553; Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации // http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_04_03_6.htm (Официальный сайт Госкомстата "Всероссийская перепись населения 2002 года").
На этническую самоидентификацию оказывает сильное влияние и знание людьми традиционной культуры. Обычно считается, что лучше всего она сохраняется в сельской местности и в среде людей, знающих язык своего народа. С этой точки зрения условия для сохранения белорусской культуры в Омском Прииртышье не самые лучшие. Все меньше белорусов нашей области живет сельской местности, немногие из них знают белорусский язык (табл. 4).
Таблица 4