Тенденции развития российской правовой системы на рубеже 20-21 века
По Малько, Соломатину.
Правовая система России - продукт рыночной трансформации со всеми плюсами и минусами. С одной стороны, цель построения гражданского общества и развитого демократического государства, с другой стороны страна находится в затяжном кризисе права (2008 год). Правовая система далека от совершенства, ссылаются на Матузова Николая Игнатьевича «Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века: «нет пока единого правового поля страны; законотворческий процесс отстает от быстрого течения жизни; многие важные сферы общественных отношений находятся вне правовой регламентации, хотя нуждаются в этом; судебно-правовая реформа не завершена (написано в 2006 году), не устранены до конца противоречия между региональными нормативными актами и федеральными; продолжаются нарушения законности и правопорядка; дает о себе знать низкая юридическая культура большинства граждан и должностных лиц, элементы вседозволенности».
ЕЛ: единое правовое поле есть (в период Ельцина не было единого правового пространства, президент Ингушетии самостоятельно назначал главу МВД РФ в субъекте, президент Башкортостана самостоятельно назначал федеральных судей).
К вопросу о перспективном праве: право и биотехнологии, новое поколение прав человека (вопрос об эвтаназии, суррогатном материнстве, клонировании, трансплантации органов, однополые браки).
ЕЛ не знает в чем незавершенность судебной реформы, суды присяжных уже действуют.
В конце 90-х годов были проведены исследования, в среднем 25% актов субъектов противоречили ФЗ, ФКЗ (на первых местах Республики, Ивановская область не фигурировала не в лучших, не в худших).
Тотальный правовой нигилизм (это подтверждали Путин, Медведев). Вседозволенность, особенно применительно к соблюдению правил дорожного движения.
Малько и Матузов говорят, что создан конституционный суд.
На начало 2006 года конституционные (уставные) суды действовали в 14 субъектах.
22.11.2011.
Право стран Латинской Америки.
Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай (Мексика – это центральная, а не Латинская Америка, но ее право максимально близко именно к латино-американскому праву).
Сильнейшее влияние оказало романо-германское право, в первую очередь романское право (применительно к настоящему времени, Парагвай, Уругвай в 60-ее годы испытали влияние национал-социалистического права Германии) (в зависимости от того, какое государство было метрополией), в частности право Испании (но Испании реципировала ФГК), но в тоже время сильное влияние Конституции США и конституционного права США на форму государства, содержание и структуру Конституции.
Сходства с романо-германским правом:
· основной источник – НПА;
· имеются 2 подсистемы права (сферы) – частное и публичное;
· право дифференцировано на материальное и процессуальное (при этом есть трудовое процессуальное, административное процессуальное право);
· норма права носит общий характер, характерно наличие абстрактных норм;
· проводится кодификация отраслей права: ГК Франции положен в основу кодексов Гаити, Боливии, Доминиканской республики, в меньшей степени Мексики, есть заимствования в ГК Чили (но ГК Чили испытал влияние римского права, идей немецкого ученого Савиньи), ГК Чили послужил образцом для ГК Венесуэлы, Уругвая. ГК Аргентины испытал влияние ГК Франции.
· Важным источником права является делегированное законодательство (часто законодательные функции брали на себя Президенты, военные диктаторы).
· Обычай – источник второстепенный (влияние Франции, поэтому в некоторых сферах они имеют большее значение); применятся при наличии пробелов в «книжном праве» и «реальном праве» (Скакун использует термин «книжное право», ЕЛ думает, что это или доктрина, или можно сказать, что это писанное право).
Влияние правовой системы США:
§ влияние Конституции США 1787 стала образцом для латино-американских конституций. За 168 лет в Венесуэле поменялось 20 конституций, Боливии 20 конституций за 152 года
§ из конституции был воспринят порядок разграничения полномочий между федерацией и субъектами федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика)
§ заимствованы некоторые судебные институты – институт судебного контроля над защитой прав и свобод штатов, институт «анпаро» (покровительство, защита, помощь) – восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
§ Воспринят принцип конституционности закона, которая вправе проверяться любым судом.
§ Заимствованы принципы функционирования американской судебной системы, особенно верховного суда США. Есть суд Верховный, суды в регионах федеральные, суды штата, суды специальной юрисдикции (в Бразилии военные, по трудовым спорам, в Чили суды по делам несовершеннолетних).
§ В качестве юридического источника права признается решения высших судов, прежде всего Верховного суда, коллегиальных окружных судов, пленарного заседания Апелляционных судов. Однако в Бразилии судебная практика не является источником права.
Т.о. в сфере публичного (прежде всего конституционного) права за основу взята американская система, в сфере частного права романская система. В ряде стран сохранено общинное землевладение, что несвойственно ни континентальной, на общей правовой семье. Свойственна унификация правовых систем, главную роль в этом играет Бразилия. Стремятся создать латино-американское содружество. (это закреплено в конституции Бразилии).