Знаки препинания при прямой речи и
Диалоге
1. Прямая речь выделяется кавычками.
2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак:
1. Павел заговорил: «Я читаю запрещенные книги» (М.Г.)
2. Наклоняясь к ней, спросил:«Поняла ты меня?» (М. Г.).
3. Сын ласково сказал ей: «Самовар поставила? Вот
спасибо!» (М.Г.).
Расстановку знаков препинания в этих предложениях можно передать в следующих схемах (П - прямая речь, А - слова автора):
1. А: «П». 2. А: «П?» 3. А: «П!»
3. Если прямая речь стоит перед словами автора и является повествовательным предложением, то после нее ставятся запятая и тире; если же прямая речь - вопросительное или восклицательное предложение, то после нее ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы:
1. «Я слышу», - тихо сказал Гаврила (М. Г.).
2. «Видишь ты искры?» - спросила меня Изергиль (М.Г.).
3. «Никого там нет!» - сказал я (М. Г.).
Расстановку знаков препинания в данных предложениях можно представить в таких схемах (П - прямая речь, а - слова автора):
1. «П», - а. 2. «П?» - а. 3. «П!» - а.
4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи:
а) если на месте разрыва прямой речи не должно
было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова
автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся со строчной буквы.
Например:
«Он, - продолжала Саша, - весь охвачен мыслями о
товарищах» (М. Г.) (Без слов автора было бы: «Он весь охвачен мыслями о товарищах».)
«Да, - сказал Сизов, - трудно нам понять это дело» (М. Г.) (Без слов автора было бы: «Да, трудно нам понять это дело».)
«У вас тут хорошо, - продолжал я, - тепло,
мягко, уютно» (Ч.) (Без слов автора было бы: «У вас тут хорошо: тепло, мягко, уютно».)
«Не поймешь книгу, - внушал Смурый Алеше, - семь раз прочитай» (Без слов автора было бы: «Не поймешь книгу - семь раз прочитай».)
Схема расстановки знаков препинания в этих трех предложениях: «П, - а, - п»;
б) если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора -
точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается
с прописной буквы.
Например:
«Хорошо, - сказал буфетчик, взглянув на нас. - идем» (М.Г.).(Без слов автора было бы: «Хорошо. Идем».)
Схематически это предложение можно представить так: «П, - а. - П»;
в) если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставятся этот знак и тире, а после слов автора – точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Например:
1. «Какой чудесный человек, не правда ли? -воскликнула Саша. - Я не видела его без улыбки
на лице, без шутки» (М. Г.) (Без слов автора было бы:
«Какой чудесный человек, не правда ли? Я не видела его без улыбки на лице, без шутки».)
2. «Вы, Саша, уходите! - сказал Николай, протянув ей руку. – До свиданья» (М. Г.). (Без слов автора было бы: «Вы, Саша, уходите! До свиданья».)
Схемы этих предложений такие:
1. «П? - а. - П». 2. «П! - а. - П».
Примечание: Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире.
Например:
«Не сердись, - повторил он и шепотом на ухо добавил: - Плакать тоже не надо» (М. Г.)
«Полтысячи? - недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: - А это что же будет за вещь?» (М. Г.)
5. При передаче диалога каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире.
Например:
«Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье» (Л.)
Существует и другой, более распространенный способ передачи диалога: каждая реплика начинается с новой строки, кавычки не употребляются, и перед каждой репликой участвующих в диалоге лиц ставится тире.
Например:
— Сколько ты времени провел здесь всего? - спросил Аркадий.
— Года два сряду; потом мы наезжали...
— А дом этот давно стоит?
— Давно. Его еще дед построил, отец моей матери
(Т.).