Русская и зарубежные исторические школы
По мере развития общества в разных странах в различные эпохи создавались свои исторические школы. Одной из наиболее значительных среди них была русская историческая школа, складывающаяся на протяжении многих веков. Ее основателем с 70-х годов XI в. считается древнерусский историк и публицист, монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В 80-х годах того столетия он написал «Житие Феодосия Печерского» и ряд других трудов по истории и религии. В них он не только проповедовал христианские идеи, но и подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к мощной в ту пору Византии. Он выступал страстным патриотом своей земли. Ратуя за ее объединение, осуждал распри между русскими князьями.
Получившая свое начало в Киеве традиция церковно-исторической литературы, содержащей описание жизни «святых», приобрела в дальнейшем название агиография. Ценным памятником русской агиографии является «Житие Кирилла Туровского» - единственная известная биография знаменитого писателя и проповедника.
Однако с конца XIV века в русском историко-литературном творчестве возобладали другие тенденции. На смену конкретному, лаконичному освещению исторических событий пришло назидательное «красноглаголание», в котором исторические факты растворялись, заменяясь витиеватым многословием. Такое изменение «в подаче исторического материала» произошло под влиянием южнославянской литературы. Ее основателями на Руси стали митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Лагофет.
Становление истории как науки началось в России в XVIII веке. Для дворянско-крепостнической державы - Российской империи - было важно воспринять, с одной стороны, традиции своего прошлого, а с другой - новые европейские тенденции в развитии исторической науки. Родоначальником российской исторической науки считается видный государственный деятель, сподвижник Петра Великого - Василий Никитич Татищев (1686-1750). Ему принадлежит первый научный обобщающий труд по истории России: «История Российская с самых древнейших времен», написанный на основе многочисленных русских и зарубежных источников. Впервые в отечественной истории Василий Никитич сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого общества, обосновать причины государственной власти.
Главной заслугой Татищева было то, что он попытался дать целостную схему русской истории, стремился исследовать ее в рамках всемирно-исторического процесса, в котором чередуются периоды упадка и расцвета, обнаруживается повторяемость этапов в развитии разных народов. Он видел в истории средство воспитания гражданских и патриотических качеств у русского народа.
На рубеже XVIII-XIX вв. в России появилось новое, революционно-просветительское понимание истории. Его основателем был А.Н.Радищев, рассматривавший исторические проблемы с точки зрения революционной борьбы против самодержавия и крепостничества. Он подходил к историческому развитию как к циклически развивающейся борьбе между свободой и деспотизмом и выдвигал тезис о закономерности революционных переворотов в истории. Эти взгляды в силу известной новизны и противодействия официальных властей в то время не получили значительного распространения. Видимо, сказалось и то, что Радищев не являлся историком-профессионалом, и его взгляды были результатом политического, философского осмысления жизни. Гораздо убедительней тогда выглядело дворянско-монархическое понимание истории, проводниками которого были обладатели редкого таланта исследователя- Н.М. Карамзин и М.П.Погодин.В условиях ростабуржуазных революционных движений в Западной Европе и назревания кризиса крепостного строя в России представители русской дворянской исторической школы развивали идею самобытности русской истории как исключавшей возможность революционных преобразований в России.
Карамзин был убежден, что главную роль в развитии общества играют великие люди. Являясь по своим политическим убеждениям сторонником самодержавия, он связывал с ним всю историю страны. Именно эти идеи Карамзин развивает в своем главном труде-«Истории государства Российского».
Одним из выдающихся историков XIX века был С.М.Соловьев. Он в своей «Истории России с древнейших времен» критикует субъективистские взгляды Карамзина и противопоставляет им идею развития общества, как целостного организма. Являясь приверженцем сравнительно-исторического метода, указывая на общие черты развития России с Западом, С.М.Соловьев, тем не менее, видел и своеобразие истории Российского государства.
Выдающимся явлением в российской историографии было творчество, да и сама личность В.О.Ключевского. В 41год он стал доктором наук, в 1900г. ему было присвоено звание академика истории и, а в 1908г. Василий Осипович был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Кроме истории, он профессионально занимался археологией, источниковедением, фольклором.
Сформировавшись, как историк, Ключевский в основном работал над двумя проблемами: изучал общественный строй России, уделяя при этом наибольшее внимание крестьянству и происхождению крепостного права, экономическому развитию государства. Наиболее его известными работами являлись «Боярская Дума Древней Руси», «Древнерусские жития святых как исторический источник», « Российский рубль XVI-XVII вв.в его отношении к нынешнему» и др.
Более двадцати лет Ключевский работал над «Курсом истории России с древнейших времен до конца XIX века». Этот труд был единственной попыткой историков того времени поставить основные теоретические проблемы экономической, общественной и культурной жизни социологически, проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития России, народа и общества.
После Октябрьской революции в исторической науке начало утверждаться марксистское направление, основанное на теории диалектического и исторического материализма.
Активное участие в становлении в России, а позже в СССР, исторической науки марксистского направления приняли политики, историки тех лет: Н.М.Лукин, Е.М.Ярославский, В.И.Невский, В.А.Быстрянский и многие другие.
Особую роль в этом деле сыграл М.Н.Покровский, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, ученик В.О.Ключевского. Вместе с В.К.Агафоновым, Н.М.Никольским и В.Н.Сторожевым он издал пятитомник «Русской истории с древнейших времен»- первое в русской историографии систематическое марксистское изложение истории России до конца XIX в. Споря со своим учителем В.О.Ключевским, Покровский доказывал, что в основе исторического развития России, как и любой другой страны, лежат экономические процессы. Эта главная идея стала в дальнейшем основой той исторической школы, которая была названа его именем.
В ряду выдающихся историков XX века значительное место занимает французский ученый Марк Блок. Хотя его основные труды были посвящены проблемам западноевропейского феодализма, он внес значительный вклад и в решение общетеоретических вопросов. Так, ему принадлежала идея исследования не только поступков отдельных личностей, но и социально-экономических и природных условий их жизни. Сами экономические категории он рассматривал как отражение определенных взглядов людей.
Среди современных исторических школ Запада выделяется школа профессора Лондонского университета Роберта У.Сетон-Ватсона, уделявшего большое внимание взаимоотношений стран Западной Европы со славянскими государствами. Сегодня его работы приобретают особую актуальность.
Не менее значима сейчас и школа историков-компаративистов, которую представляют Д. Брайс, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, уделявшие и уделяющие особое внимание использованию сравнительно-исторического метода. Этот метод, например, привел О. Шпенглера к разработке теории исторического круговорота, которую активно поддерживали Арнольд Д. Тойнби и некоторые другие историки.
Современная Россия- государство с богатой историей, которая, несмотря на свою самобытность, неразрывно связана с Востоком и Западом, со всей мировой цивилизацией. Познав эту историю, взаимовлияние государств друг на друга, мы сможем больше дорожить нашим прошлым - во имя будущего.