Урок № 47. Все мы родом из детства. Александр Блок. «Ветхая избушка».
Цели: 1.Развитие интереса к самостоятельному чтению.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3. Развитие чувства художественного слова.
4. Выработка навыка выборочного выразительного чтения.
5. Воспитание поэтического вкуса.
Проверка домашнего задания может складываться из двух этапов. Сначала слушаются рассказы тех ребят, что сочиняли главу «Приезд гостей», а затем эта глава из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» читается теми, кто подготовил её в домашнем чтении.
Далее учитель обратит внимание четвероклассников на то, что воспоминания о своём детстве есть и у многих поэтов. Русский поэт Александр Блок вспоминает о зимних забавах детей в стихотворении «Ветхая избушка». По всей вероятности, в стихотворении описана деревенская детвора, поскольку автор назвал своё стихотворение «Ветхая избушка» — т. е. старая.
Учитель выразительно читает стихотворение, выявляет его эмоциональное восприятие (Понравилось? Что понравилось, показалось интересным?) и предлагает учащимся прочитать его молча. Затем следуют вопросы учителя, требующие выборочного чтения и осмысления текста.
— Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.
— Найдите строчки в стихотворении, в которых рассказывается о детских забавах зимой?
— Как поэт называет детей в тексте?
— Какие чувства вкладывает Александр Блок в эти слова?
— Любит ли сам поэт зиму? Докажите текстом.
— Каким настроением проникнуто стихотворение? (веселым, жизнерадостным).
Следующий этап работы — подготовка к выразительному чтению:
— Обратите внимание, какие знаки препинания часто использует поэт? (многоточие, тире, восклицательные знаки).
— Прочитайте строчки, в которых использовано многоточие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предложениям? (недосказанности, недоговоренности).
— А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?
— Попытайтесь определить настроение, которое помогают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.
— Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.
— Меняется ли настроение в первой и в последней строфе стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? А в связи с этим, как следует прочитать начало и конец стихотворения? (повествовательно), и как вторую, третью и четвертую строфу? (весело, радостно).
Далее класс включается в поочередное выразительное чтение стихотворения, а выбранные члены жюри (3-4 человека) оценивают выразительность чтения одноклассников.
В качестве дополнительного материала к уроку можно использовать ещё одно стихотворение Александра Блока «Летний вечер» (тетрадь по литературному чтению). Особое внимание уделить выработке навыка выразительного чтения (см. методический аппарат к стихотворению А. Блока «Летний вечер»).
На дом учащиеся получают задание: научиться выразительно читать одно из стихотворений; по желанию выучить его наизусть или сделать к нему рисунок.
Урок № 48. Все мы родом из детства. Сергей Есенин. «Ты запой мне ту песню...»
Цели:1. Активизация интереса к творчеству Сергея Есенина.
2. Выработка навыка выборочного, выразительного чтения.
3. Расширение словарного запаса, развитие речи.
4. Воспитание поэтического вкуса.
5. Воспитание любви к родным и близким людям.
После проверки домашнего задания учитель переходит к продолжению темы: воспоминания о детстве русских поэтов.
Можно сказать четвероклассникам, что они познакомятся с ещё одним стихотворением русского поэта Сергея Есенина. Во втором классе они читали и анализировали стихотворение С. Есенина «Черемуха», а в третьем — «Поёт зима — аукает...» При желании детей можно перечитать эти стихотворения.
Далее учитель продолжит вводную беседу: «Детство Сергея Есенина прошло в России, в деревне Константинове, недалеко от города Рязани. Он любил русскую природу, умел наблюдать за её изменениями, проникать в её тайны. В юности он уезжает жить из деревни в город, но любовь к деревенской жизни, к русскому полю, к осенней берёзке, рябинке, к красоте и неповторимости каждой поры года и явлений природы передаёт в своих стихотворениях. В деревне остались жить его родители и сестры. Им он пишет письма. Вот одно из стихотворений, написанных в форме письма поэта его сестре Шуре, вы сейчас послушаете».
Учитель выразительно читает стихотворение С. Есенина «Ты запой мне ту песню...» и выявляет первоначальное восприятие текста. (Какие картины представились вам? Какие чувства возникли?)
Затем стихотворение могут прочитать «цепочкой» вслух четвероклассники. Одновременно работаем над расширением словарного запаса учащихся: в процессе чтения обращаемся к толковому словарю, предложенному в учебнике после текста.
Выясняем, что главный герой стихотворения — это сам поэт, пишущий письмо сестре: «О чём просит Сергей Есенин свою сестру?» Просит, чтобы она спела песню, которую напевала мать. Эта песня дорога и мила поэту, волнует его, будит в нём воспоминание детских лет, напоминает о родимом доме, о дорогом человеке — матери.
«Что ещё вспоминает поэт? Какие картины деревенской жизни стоят у него перед глазами?»
Это осенний сад и печально опавшие листья рябин, это памятный образ матери, кормящей кур (будто фотография), это поэтические картины природы: утренние летние туманы и росы, золотые косы березки, которая похожа на девушку, одетую в сарафан.
Учащиеся читают эти строфы стихотворения и описывают словесно созданные поэтом картины.
Важно выяснить и то, каким ребята представляют поэта в этом стихотворении (любящим свою маленькую родину — деревню, в которой родился и рос, нежным к своим родным — матери и сестре, помнящим красоту деревенской природы, тонко чувствующим её, наряжающим её в сказочные одежды).
Углубляемся в художественную ткань стихотворения: «Какие слова в тексте свидетельствуют о том, что поэта волнуют воспоминания?» («волнуй и тревожь», «слышу в голосе нежную дрожь», «что вовек я любил не один, я припомню», «полюбил у березки стан»). Какими чувствами проникнуто стихотворение?» (чувством грусти, печали, нежности).
Следующий этап работы — определение учащимися тона чтения, мелодики, пауз в каждой строфе стихотворения и выразительное их чтение.
Дополнительным материалом к уроку может стать стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» из тетради по литературному чтению». В нём важно увидеть лирического героя, услышать его воспоминания о веселой, радостной, беззаботной детской жизни, о его любви к художественному слову, о его желании слушать бабушкины сказки хоть всю ночь напролёт. Это стихотворение добавит и представление о самом поэте (см. методический аппарат к нему в тетради по литературному чтению).
Дома учащиеся перечитают стихотворения С. Есенина, подготовят их выразительное чтение (по выбору).