Своеобразие русской литературы начала 18 века. Особенности русского классицизма
Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова. Идейное содержание «Оды на день восшествия…» (чтение отрывка наизусть).
Для классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных правил. Классицизму свойственно отражать жизнь в образах идеальных, образцовых, отсюда и культ античности. Для классицизма свойственна «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были раскрывать важные проблемы и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.
Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.
Для классицизма характерен культ разума, то есть чувства не являлись предметом изображения. Важно подавить в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед государством. Человек — это, прежде всего слуга государства. Государство было объявлено высшей ценностью. (подробнее смотри в тетради)
Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.
Ломоносов создал теорию трех штилей (см. тетрадь).
Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления и др.
Ода — торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Ода должна была выразить восторг, воодушевление автора (пафос). Поэтому ей были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь и преувеличения.
Идейное содержание оды «На день восшествия…»
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России. Но все это требует разумного использования. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого царя.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу за это:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет...
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Талантливых людей, "собственных Платонов" и "Невтонов", по его мнению, может "рождать" вся российская земля. Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Эти вопросы проходили на уроках:
Билет № 9
1. Сентиментализм как литературное направление. Характеры героев повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Билет № 10
2. Основа конфликта в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Билет № 11
1. Конфликт в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Билет № 12
1.«Говорящие фамилии» в комедии «Недоросль» как средство создания комического эффекта.
Билет № 15
1. Основные характеры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Билет № 18