Цели освоения учебной дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра судебных экспертиз
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛИНГВИСТИКА
Направление подготовки: судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Москва 2013
Цели освоения учебной дисциплины
Основная цель курса «Социолингвистика» − дать необходимые знания об истории возникновения, теоретических основах социолингвистики, специфике межкультурной коммуникации, познакомить обучающихся с проблемами юридического статуса русского и других языков Российской Федерации, их социальной стратификации; языковой политики как совокупности мер государства и общества по изменению или сохранению существующего функционального распределения языков или языковых подсистем, по введению новых или сохранению старых языковых норм.
Изучение курса обеспечивает реализацию требований ФГОС ВПО по специальности 031003.65 «Судебная экспертиза» путем решения следующих задач:
− формирование знаний о юридической регламентации и границах действия законов о языке;
− формирование знаний о правовом статусе языка и его социокультурных разновидностей.
− освоение понятийного аппарата, обусловленного спецификой социальной дифференциации языка;
− освоение методов социолингвистических исследований языковой (речевой) деятельности человека в условиях межкультурной коммуникации.
В результате освоения основных категорий и положений Социолингвистики студент готовится к выполнению следующих профессиональных задач:
- способность применять в процессе научного или экспертного исследования знания о правовом статусе русского языка и его социокультурных разновидностях;
- способность учитывать социокультурную специфику и маркированность речи;
- владение навыками записи, расшифровки устной речи;
- способность выявлять и корректно интерпретировать социокультурные особенности в любом устном и письменном речевом продукте.
Учебная дисциплина Социолингвистика формирует (способствует формированию) следующие компетенции:
− способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
− способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
− способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
− способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
− способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
− способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
− способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-13);
− способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
в области экспертной деятельности:
− способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
− способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
− способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
− способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).
в области организационно-управленческой деятельности:
− способностью составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13).
в области организационно-методической деятельности:
− способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18).
в области научно-исследовательской деятельности:
− способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
− способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
− способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21).
в области профилактической деятельности:
− способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
Профессионально-специализированные компетенции:
− способностью в профессиональной деятельности в сфере применения норм трудового права применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей) (ПСК-5.1);
− способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском судопроизводстве при разрешении индивидуальных трудовых споров (ПСК-5.2);
− способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации в сфере применения норм трудового права по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела (ПСК-5.3).